Еще 05 февраля текущего года областные СМИ сообщили согражданам, что на обучение кадров и резерва составов участковых избирательных комиссий Рязанской области в 2015 году Избирательной комиссии Рязанской области было выделено 357 тысяч рублей.
Казалось бы, сумма весьма значительная и мы, налогоплательщики, по наивности своей вправе были ожидать, что эти деньги будут действительно направлены на обучение многочисленных членов участковых избирательных комиссий и их резерва знанию избирательных законов страны и региона и умению использовать эти законы на предстоящих выборах депутатов Рязанской областной Думы в интересах избирателей.
А еще надежда на то, что в области и Рязани действительно будут работать грамотные и профессиональные члены участковых избирательных комиссий опиралась на то, что выборы разного уровня в регионе проходят практически ежегодно, и каждый раз из бюджета выделяются значительные суммы на подготовку к выборам этих самых членов участковых избирательных комиссий, срок полномочий которых теперь составляет аж пять лет.
Ну, в самом деле, можно же было ожидать, что за такие деньги и за такое время эти члены участковых избирательных комиссий будут хотя бы знать действующие избирательные законы.
Увы, действительность опускает нас на землю и выясняется, что накануне выборов члены участковых избирательных комиссий совершенно не знают даже закона, которым им предстоит руководствоваться на предстоящих выборах, а именно областного закона «О выборах депутатов Рязанской областной Думы».
Сужу так резко об этом не понаслышке, а на примере двух совершено случайных сюжетов из жизни двух участковых избирательных комиссий города Рязани, наблюдать которые мне довелось самому в день, предшествующий дню голосования.
Пример первый: 12 сентября 2015 года, избирательный участок № 1011.
Избиратель пришел на участок проголосовать досрочно. Внимательно наблюдая процедуру организации досрочного голосования, задал невинный вопрос: может ли на заклеенном конверте с бюллетенем досрочно проголосовавшего избирателя помимо членов комиссии с правом решающего голоса расписаться наблюдатель или член комиссии с правом совещательного голоса или кандидат или представитель СМИ. И получил жесткий категорический отрицательный ответ со ссылкой на изготовленный облизбиркомом рабочий блокнот члена участковой избирательной комиссии. Избиратель, хорошо знающий закон, не поверил, что в «блокноте» нет такого права, ознакомился с предоставленным для чтения «блокнотом» и убедился, что формулировка «блокнота» в спорной части полностью совпадает с соответствующим текстом закона, который содержит вышеупомянутое право.
Вывод из сюжета предельно ясный: члены этой участковой избирательной комиссии не читали ни сам закон, ни собственный рабочий блокнот. Этому их просто не обучали.
Пример второй. 12 сентября 2015 года. Избирательный участок №884.
К председателю УИК № 884 обратилась девушка с уведомлением о том, что она назначена членом участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от избирательного объединения «Яблоко».
Закон предписывает председателю УИК по этому уведомлению выдать его подателю удостоверение члена участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса по установленной форме, предусматривающей название выборов, подпись председателя УИК и печать УИК. Вместо удостоверения девушке была выдана безликая бумажка даже отдаленно не напоминающая удостоверение.
На недоуменный вопрос девушки о том, что это не удостоверение члена комиссии, председатель УИК сообщила, что никаких других бланков на подведомственном ей избирательном участке нет и ничего другого она выдать не может. При этом председатель сослалась на Постановление Избирательной комиссии Рязанской области № 192/1973-5 от 20 августа 2015 года, которое (как выяснилось после ознакомления с его текстом), в свою очередь, содержит название не существующего в природе закона «О выборах депутатов Рязанской областной Думы шестого созыва» и касается оформления и выдачи нагрудного знака члена комиссии с правом совещательного голоса.
О существовании удостоверения члена комиссии с правом совещательного голоса и о том, что его можно и должно выдавать на избирательном участке, председатель УИК, как выяснилось, даже не подозревала. Потребовался целый час переговоров с облизбиркомом, чтобы вернуть все в русло закона и податель уведомления получила, наконец, удостоверение члена комиссии с правом совещательного голоса.
Два напрашивающихся вывода из сюжета: председатель УИК не знаком с законом, как, впрочем, и подписанты Постановления (Г.М. Муравьева, С.Б.Скоболев).
Значит, знанию и пользованию закона эти люди, являющиеся членами избирательных комиссий (как областной, так и участковой), не обучались. Тогда неизбежен естественный вопрос к облизбиркому: «Где деньги Зин?».
Однако, я уверен, что все выделенные деньги на обучение кадров и резерва составов участковых избирательных комиссий Рязанской области действительно потрачены по назначению и все документы отчетные имеются.
Но если члены участковых избирательных комиссий не знают избирательного закона, тогда чему же их обучала на деньги налогоплательщиков Избирательная комиссия Рязанской области?
Как известно, триумфальные победы представителей партии власти на рязанских выборах уже много лет обеспечиваются не соответствующим голосование избирателей, а использованием разного рода «ноухамских» приемов и механизмов по фальсификации итогов голосования, в частности, «каруселями». Особенно широко использовались эта методика для фальсификации итогов голосования на «выборах» губернатора Рязанской области в 2012 году.
Разработчики этого механизма фальсификации выборов даже приготовили специальную пошаговую инструкцию для участников преступной схемы избирательного надувательства, в число которых входят и члены участковых избирательных комиссий.
Чтобы этот механизм фальсификации выборов работал безупречно, необходима очень серьезная и координированная подготовка всех участников процесса, в том числе и членов участковых избирательных комиссий.
В свете изложенного, смею предположить, что обучаются члены участковых комиссий (на наши с вами деньги) не тому, чтобы знать законы и неукоснительно их соблюдать, обеспечивая честные и равные выборы, а обучаются они тому, как фальсифицировать выборы в пользу партии власти и завтра (а вернее уже сегодня), на «выборах», я уверен, мы вновь убедимся в блестящем усвоении членами участковых избирательных комиссий этих специфических знаний.