Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. 12 июля: моление Сӱрем кумалтыш (Петров день). Часть 1

12 июля: моление Сӱрем кумалтыш (Петров день). Часть 1

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Всю ночь лил дождь, и даже в четыре утра, когда проснулся, продолжал лить. Но часам к шести перестал. Выехали в 8:15, расплёскивая лужи.

Хотели купить круглые караваи в Сурке, но свежего привоза ещё не было, так что закупились в придорожном магазинчике в Силикатном: хлеб, квас. Самодельные свечи, новые полотенца и тщательно вымытые "серебряные" монеты (пятирублёвики) уже лежали в корзине.

Решили ехать через Шелангер, о чём потом пожалели: если до Морков дорога была просто плохая, то после Морков она превратилась в сплошные выбоины. Тащились со скоростью 20 км/ч, прибыли на место в 10:30.

Не доезжая до села Шоруньжа Моркинского р-на, увидели на обочине камень Онара, о котором я как-то писал.



Въехали в село и чуть не проскочили нужный поворот, о котором сообщал скромный деревянный указатель-стрелка: Мер ото (Мирская, или Общинная, роща). Увидели, как впереди водитель "Тойоты" о чём-то спрашивает прохожего, догадались: ему туда же. Тут я вспомнил, что в этой роще молятся сразу трём божествам, так что мы заскочили в местный магазин и купили ещё три буханки ржаного хлеба и две бутылки кваса, а также сосисок, чтобы перекусить с дороги. Удивило большое количество в усмерть пьяных мужиков, в том числе молодых парней, и это с утра!

Доехали до столба с указателями и свернули направо.



Впереди показалась священная роща. Машин было совсем немного.



Как обычно, надо было сполоснуть руки и лицо из рукомойника.



Только после этого можно пройти в ворота.



У ворот ко мне подошёл мужчина и сказал, что моё лицо ему знакомо: уж не Ситников ли я? Я сказал: он самый. Оказывается, Валерий (так звали мужчину) когда-то покупал у меня мою книгу ("Словарь марийской мифологии"). Я обрадовался, что встретил знакомого, и попросил Валеру показать, что тут да как. Он охотно взялся сопровождать нас и помогать при подъёме: роща растёт на взгорке. Мы поднялись по крутой тропке и сразу оказались на первой поляне, где молятся божеству по имени Тӱнямбал серлагыш (Вселенной хранитель). Костры жарко горели и вкусно дымили, в котлах булькал ягнёнок и, кажется, утка. Серлагышу молятся у липы.



Мы встали в очередь к карту (жрецу), приготовили один каравайчик и одну буханку ржаного. Заметили, что здесь никто не втыкает свечи и монеты в хлеб, а просто кладут их поверх. Но мы уже сделали, как на молении Чумбылату.

Красивая молодая женщина перед нами о чём-то просила Серлагыша так горячо, что в глазах у неё стояли слёзы. Подошла наша очередь, мы назвали свои имена, карт переложил хлеб на еловые ветки и прочитал длинную молитву, в которой несколько раз повторил слова тазалык (здоровье) и пиал (счастье). Лишь потом он увидел, что мы приготовили не только хлеб, но и квас и полотенце, и немного огорчился. Пришлось ему снова прочитать краткую молитву: после того, как квас занял своё место на ветках, а полотнце - на дереве.

Карта звали Анатолий. Я спросил: можно ли фотографировать? Он сказал: можно, при определённых условиях, но сначала нужно спросить разрешение у организатора - Ивана Михайловича. Что я позднее и сделал.

Поляна и костёр, посвящённые богине Шочын ава (Рождения мать), расположились чуть дальше, как бы в низинке. Здесь было больше женщин, оно и понятно. В котлах варилась овца и утки. Мы повторили процедуру с хлебом, квасом и полотенцем. Карт спросил: о чём просишь? Я ответил привычно: тазалыкпиал. Карта звали Анатолий Аркадьевич. Оба Анатолия местные, шоруньжские.



Наконец мы отправились на третью поляну, посвящённую главному богу - Ош кугу юмо (Белый великий бог). Именно здесь когда-то молились Петро юмо, но теперь он как бы "влился" в единого верховного бога: его продолжают упоминать в молитвах, но отдельной жертвы не приносят. Священное дерево Ош кугу юмо - берёза.

Окончание следует

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
5 мая
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Грязь – норма жизни? Непоправимый урон нанесен столице Карелии неумелыми хозяйственниками
Мнение
23 июля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Приговоры штампуют один за другим
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураМарий Эл