Слово черемисы - устар. название марийцев - давно приобрело негативный оттенок. В советском детстве мы так обзывались. Черемисин - это не обязательно был мариец, это мог быть любой человек-редиска. В некоторых местах, оказывается, такое употребление слова сохранилось до сих пор.
"— Эта черемиса ***** *****, я бы удавил бы сейчас бы всю эту заразу. Не хотят работать, а чтобы только давай-давай-давай, — председатель Куртов негодует, вспомнив о тех, кто не желает трудиться.
«Черемисы» — это дураки, нахалы, поясняет он..."
Взято отсюда.
Вероятно, это отзвуки былой ненависти, замешанной на страхе, который испытывали русские перед марийцами во времена так называемых Черемисских войн (1552—1585).
Западный аналог - оскорбительное nigger: сейчас так может назвать даже афро-американец европеоида. Слово приобрело новое значение, не связанное с национальностью.
Республика Марий Эл
Черемисы как ругательство
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Комментарии (25)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
"лесной воин" - стало ругательным, странно.
Ничего странного. У марийцев самоназвание другое - мари (и производные), черемисами (в разных вариациях) называли их другие народы. Не думаю, что вначале это было обидное название. Негативные коннотации, скорей всего, появились позже, во времена развитого великорусского шовинизма (с), когда все "инородцы" считались неразвитыми, а то и не способными к развитию. Когда, в советское время, термин "черемисы" вышел из официального употребления, тогда-то, наверно, он и приобрёл статус брани. Тогда о его исконном значении вспоминали разве что филологи.
Константин, не хочу никого обидеть. Но мари, это же более позднее самоназвание? до него было мариЕЦ, а до того черемис. На старых картах и летописях фигурировали именно черемисы.
И насколько я знаю, когда ЧЕРЕМИС стало обидным, вы начали называть себя МАРИЕЦ, но и МАРИЕЦ так же стало обидным через время, и самоназвание сократилось до МАРИ. Хотя, я конечно могу ошибаться.
Было время, когда я например, не знал эти тонкости, удивлялся тому, что люди обижались, когда я называл их марийцами, а не мари.
мари - это национальность. черемис - это статус. по одной из легенд армия мари спасла Казань от захватчиков и Казанский визирь даровал освобождение от налогов тем кто участвовал в обороне Казани.
визирь отправил в ставку великого хана полный отчет о произошедшем и с тех пор самые-самые мари стали черемис - лесные воины.
это только одна из легенд дошедшая до нашего времени. а что там было и как можно только гадать.Михаил
Это происходит от незнания истории. Не каждому давалось звание "черемис", его надо было заслужить. Слова меняют с плюса на минус и наше время, например, слово "голубой".
Ничего не знаю об этом. Можно подробней и со ссылкой на источник?
У меня был однокурсник с фамилией Черемисин.
Никакой оскорбительно-ругательно-уничижительной коннотации при общении с ним и упоминании его фамилии у нас - молодых филологов и в помине не было.
Пожалуй, даже напротив...
Черемисин, Черемисинов, Черемисов - очень даже хорошие фамилии, известные по истории. И не обязательно их носители - марийцы. А негативной коннотации в этом слове вы не слышали по одной простой причине. Она появляется только там, где в соседях - марийцы. Между соседями разных национальностей всегда бывают бытовые тёрки. Тогда-то и выскакивает это оскорбительное "черемисин". У марийцев тоже есть обидные словечки для русских, да и для марийцев, относящихся к другим группам. Это "нормальное" явление.
расскажите пожалуйста о черемиских войнах ,народ вроде мирный .
Народ мирный, да. Хотя в 1990 гг. были нациаоналистические эксцессы, но, слава Богу, единичные и без особого сепаратизма. В Татарстане всё было куда серьёзней. А про Черемисские войны можно прочитать в любом учебнике по истории России или в Википедии.
Я старше многих и могу свидетельствовать, что в 50-80е гг. и позже действительно, слово "Черемисин" в обиходе было ругательным. Употреблялось во время ссор и драк как русскими, так и марийцами. Произносились невообразимые "абракадабры", слово это произносилось в купе с прилагательными из ненормативной лексики с целью оскорбить, унизить другого человека. Даже в институтском курсе словосочетание "черемисские войны", различная интерпретация этимологии этого слова коробили слух. Сейчас этого нет, хотя знаю много марийцев, которые весело и с удовольствием называют себя черемисами. Но если ты его назовёшь так, не дай Бог, может и обидеться. Можно, пожалуй, сказать, что это атавизм советского прошлого.
Да, именно что советского, пожалуй. Конечно, это требует детальных изысканий, но такое ощущение, что, как только в раннее советское время официальный термин "черемисы" был заменён на "марийцы", тут-то первоначальное название и стало ругательным.
Да, здорово досталось русским людям от черемис в древние времена, если через 400 лет после Черемисских войн люди при одном упоминании о черемисах до сих пор ругаются. В Костромской области давно уже нет черемис, все они давно перешли на русский язык, но ненависть к ним осталась.
Всё же не ненависть, а отзвуки былой ненависти... Разница. А доставалось и русским от черемис и черемисам от русских крепко.
Конечно, черемисам досталось больше от русских. По данным ученых- историков самого умеренного толка (Бахтин, Свечников) во время Черемисских войн погибло 50% черемис, а по словам некоторых других - до 90%. Да, черемисов укротили, если сказать точнее, уничтожили, но какой ценой?! Для этого Ивану Грозному пришлось пойти на позорный мир с Польшей и еще более позорный мир со Швецией, и все войска из Прибалтики отправить на борьбу с черемисами. «Позорным» называют современные исследователи, т.к. пришлось возвращать все завоеванные в течение 30 лет земли в Прибалтике, и выход к Балтийскому морю закрылся надолго.
Суровые времена. Население непокорившихся городов вырезалось поголовно. Никто никого не щадил, иначе было не выжить.
Кострома кострома маристанска сторона
Черемиские освободительные войны.
Ошибка в том, что эти войны представляют как войны меду словенами и черемисами.
Но так ли это? Ответ нет.
Период правления последнего угра РЮ_РИКА Ивана IV настолько запутан изТОРиками, что Иван IV выглядит сумашедшим, то правяшим на троне, то отдававшим его каким-то проходимцам, то чинившим Расправы (опричнина), то ослаблявшим их.
То он шёл войнами на соседей, то был кроток и болезнене.
А объяснение может быть простым, настоящий Иван IV РЮ_РИК (глава страны) не правил вовсе , а был отсранен пришлыми, между которыми и возникали битвы за трон московский. Которые и устаривали опричнину, боясь потерят этот самый трон. Они и шли на соседей, пытаясь расширить московскую империю.
От куда же эти пришлые позарившиеся на московский трон.
Два факта.
Первый, после этой возни за трон устанавливается новая династия РОМАновы.
Второй факт. В британском музее сохранено письмо от имени Ивана IV британской королеве, где чётко указывает , что он потомок РИМских императоров.
Напомню, что гаплогруппа РЮ_РИКОВ это N (угры) и он никак не мог быть потомком РИМских императоров.
Получается что черемиские войны это ничто иное, как освободительные войны угров против РИМских захватчиков, а не словен или русских...
С древних времен народы собирались возле торговых путей , завоевывали , отстаивали свой места торговли с другими народами . В древности этот торговый путь был река Итиль или Волга. Южные народы пытались захватить эти торговые пути, так появились смешанные браки северных народов и южных . Северные народы русые с серо-голубыми глазами, а южные смуглые с брюнеты с карими или черными глазами . В результате смешения в браке получались разные дети , скажем так чередующиеся метисы , вот моё мнение слова Черемис
Черемис это воинстаенный! А то что ты пишешь чушь! Боялись когда то нас и так называли!
Черепицы — это великие лесные войны
Боялись??? не смеши меня!!!если бы бы боялись то не шли бы и не сражались! ругались может ! то что хитрые ,нечестно , из подтижка! нет тут нечего достойного!
Нельзя не указать на сармато-аланские заимствования в угро-финских языках Восточной Европы. Исторически картина этих контактов связывается с движением поздних сарматов – ранних аланов после гуннского нашествия конца 4 века на север Поволжья, в Татарию и Башкирию, где появляются сарматские археологические памятники I тысячелетия н.э. В итоге происходивших здесь этнических процессов сарматские группы были ассимилированы, но их племенные названия сохранились в родоплеменной номенклатуре восточнофинских языков, в частности, в этнониме “черемис”, что этимологически соответствует наименованию “сармат”. (Этнокультурная история казаков. Часть II. Тюркский этаж. Книга 2. А. В. Дзиковицкий 2016 г.)
''Черемисы, называющiе сами себя Мари-принадлежатъ, какъ извѣстно, къ аборигенамъ средняго Поволжья, гдѣ помѣщаетъ ихъ и древнѣйшая славяно-русская лѣтопись ,,Повѣсть времянныхъ лѣтъ". Волга раздѣляетъ Черемисъ на двѣ вѣтви: живущiе на правой, горной сторонѣ Волги, называются Черемисами горными, а населяющiе лѣвый, луговой ея берегъ, -луговыми. Разсматривая внимательно названiя теперешнихъ селъ и деревенъ на обѣихъ сторонахъ Волги, приходишь къ невольному заключенiю, что нѣкогда черемисская народность заселяла несравненно большую территорiю, чѣмъ въ настоящее время, и что она постепенно вытѣсняласъ с мѣсть своего первоначальнаго жительства сперва зашедшими въ среднее Поволжье въ XIII в. Татарами, а затѣмъ, съ половины XVI в., Русскими. Татары назвали Мари-Чирмесъ, передѣланное Русскими въ Черемисъ, что означаетъ-воинственный. Воинственные нѣкогда Черемисы, наводившiе страхъ и на новгородскихъ ,,ушкуйниковъ", любившихъ спускаться на своихъ легкихъ судахъ ,,вниз по матушкѣ по Волгѣ'', ради ,,широкаго раздолья", и на рати суздальскихъ князей и московскихъ государей, ходившихъ в царство Булгарское, а затѣмъ въ Казанское". ( Изъ жизни русскихъ дѣятелей XVIII вѣка. Корсаков Д.А. 1891 г)
Хотя Новгородцы и утвердились в нынешней Вятской губернии, однако долго еще они должны были бороться с тамошними туземцами, между которыми сильнейшими были Черемисы; они во все продолжение самостоятельного существования Хлынова (Вятка) неоднократно заставляли жителей этого города выдерживать сильные нападения.
Память этих битв долго хранилась там, в торжественных церковных обрядах. Подчиненные со времени основания Казани Татарам, Черемисы вместе с ними были деятельными и опасными противниками Русских.
Летописцы наши, рассказывая походы на Казань и область Вятскую, всегда выставляют Черемис на первом плане.
(М. Лаптев. - Санкт-Петербург : Воен. тип., 1861)
Черемиссин это не ругательное слово ,мне говорил Мариец ,что оно переводится человек леса