Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Черемисский языческий храм на р. Немде... для красного словца

Черемисский языческий храм на р. Немде... для красного словца

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Сначала не обратил внимания на упомянутый в книге Якоби "Вятичи Орловской губернии" (1907) "черемисский областной храм" на реке Немде. Точнее, обратил, но подумал, что речь о православном храме. Хотя какой православный храм на Немде?..


Якоби: "...черемисский областной храм был на Немде..." (с. 15).

Понятно, что сам Якоби никакого храма в глаза не видел, а целиком и полностью положился на слова краеведа Спицына ("Материалы по археологии восточных губернии России" (1893)). Тот, в свою очередь, тоже, помнится, активно ссылался на другого краеведа, Алабина, так что, может, тоже не очевидец?

Он пишет:

"Моления этому богу (Чимбулату. - К. С.) яранские черемисы устраивали на таком месте, которое как бы самою природою назначено для храма. (...) Особенно живописен и величествен тот утёс, который стоит в долине реки Немды у дер. Чимбулат. (...) черемисы, изменяя своему обычаю, создали здесь что-то вроде храма, «камень вышиною 11, толщиною 36 аршин»; сложен он был из огромных камней, часть которых и теперь беспорядочно разбросана по склону горы, свидетельствуя, что постройка мольбища стоила усердным язычникам не малых трудов; о том же свидетельствуют и следы неширокой лестницы, выбитой на камне, по которой прямо с утёса можно было спуститься вниз" (с. 38-39). 

Уже тут начинается путаница. Во-первых, при описании "храма" ("камня") Спицын цитирует другой источник, а именно статью А. Андриевского "Дела о совершении языческих обрядов и жертвоприношений крещеными инородцами Вятской губернии" (Столетие Вятской губернии... Т. II. – Вятка, 1881), а тот, в свою очередь, цитирует донесение яранского земского исправника. 

Во-вторых, цитата не точная и с ошибкой в цифрах! У Андриевского: "Упомянутый выше камень в июле месяце (1830. - К. С.) осматривал яранский земский исправник и нашёл его «свойства слоистого известкового вышиною 11½ и толщиною 36 аршин». Куда у Спицына девались пол-вершка?!

(Полная переписка по поводу разрушения марийской святыни, помнится, публиковалась в наших научных сборниках.)

Далее Андриевский пишет:

"По расспросам у старожилов русских оказалось, что «более 40 лет тому назад камень сей не посещается уже черемисами. Он в давних годах окружён был густым лесом, способным помешать и сокрывать жертвоприносителей язычества от зрителей сторонних; но, как давно уже в ближайшей окружности того камня умножилось народонаселение обывателями русского племени, коими все леса, тут бывшие, истребились, оттого черемисы вообще удалились жительствами своими в леса на расстоянии 50 и более вёрст" (с. 550).

Т. е., уже в 1830 святыня "более 40 лет... не посещается уже черемисами". Что не факт, ой, не факт! Откуда же тогда они собрались на моление в 1830 в количестве аж 8000 человек? (Где-то мелькало это число...)

Так был ли храм, который черемисы-язычники сложили "из огромных камней", "изменяя своему обычаю"? Или это Спицын для красного словца написал? И была лишь некая величественная скала, "сложенная" природой. Ведь у Андриевского о храме ни слова...

Послушаем лучше Алабина, он, по крайней мере, те места лично облазил в 1864. А что слушать? Алабин по этому поводу молчит...

Вердикт: был природный известняковый "камень" размерами 8 на 25 метров, у которого марийцы издавна молились некоему горному духу (пусть Чумбылату), о чём писал ещё Олеарий (17 в.). В 1830 камень не то взорвали, не то сломали. Его обломки, скатившиеся вниз, Спицын и принял за обломки "храма". 

Самый большой обломок описал Алабин: "На одной из ближайших ступеней к валу городища лежит большой четвероугольный камень (около двух аршин в одну и до полутора в другую сторону). Жители убеждены, что под ним зарыт клад или им закрыт подземный ход из городища..." 

Вот около него и устраивались, как я понимаю, моления Чумбылату в 1990-х, пока место их проведения не перенесли чуть выше, на поляну, для большего удобства.

А вот "богатырские ступени", видимо, были вполне себе рукотворные, сделанные для укрепления склона горы.
 
 

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
24 августа
Игорь Аверкиев
Игорь Аверкиев
Две либерально-демократические оппозиции
Мнение
5 ноября
Геннадий Львов
Геннадий Львов
Миронов предлагает говорить с детьми о жизненных ценностях только так, как говорит власть
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
леня
4 авг 2015 08:33

Может,название Чумбылата произошло от -шем ку: полат?(храм черного камня или дворец черного камня?)

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме