Если в доме крыша протекает, то виноват в этом не дождь, а золотые руки хозяина. Если общественно-политическая обстановка в регионе накаляется, то первопричину нужно искать в действиях не врагов, а собственных.
В представленном на днях рейтинге выживаемости губернаторов нашей Рязанской области указано на наличие внутренних оппонентов, дефиците достижений и потенциально проблемных выборах в облдуму. Что касается выборов, то "проблемными" их можно считать только в плане трудозатрат для достижения нужного правящему клану результата и вытекающем отсюда почти неизбежном всплеске недовольства перегибами. Ну а в остальном с уважаемыми экспертами нельзя не согласиться.
Токсичная некомпетентность и непонимание того, как протекают общественные процессы, приводят к созданию благоприятных условий для созревания антагонистов. Далеко ходить не надо: информационная политика пропагандистского блока правительства провоцирует подвергающихся комедийным нападкам деятелей на ответные шаги. То есть ставится задача "замочить", а на выходе получаем эскалацию конфликта. Выстраивать цивилизованный диалог с политическими критиками никто и не стремится, все делается с позиции силы.
Сюда же можно отнести и закрытость чиновников от независимой общественности. Про декоративность общественных палат в регионах недавно даже федеральный секретарь ОП Александр Бречалов сказал. Раз уж этим абсолютно системным человеком проблема озвучивается, то дело — совсем труба. Проблема в Рязани вообще шире: потенциал реальных волонтеров и гражданских активистов можно было бы задействовать на благо города и области, но его канализируют. Здесь опять же закостенелость. Руководитель общественной "низовой" группы, координируемой преимущественно через интернет, рассказывал о своем опыте взаимодействия с властями. Неудачном. Звонит, например, ответственная чиновница и говорит: такого-то числа к такому-то времени мне нужно столько-то волонтеров. Обеспечь, типа. Попытки объяснить, что так дела не делаются и добровольцев нужно сначала убедить в актуальности решаемой проблемы, понимания решительно не находят. И так во всем.
Про распределение грантов НКО в Рязанской области — примерно из той же серии. Можно все отдать только своим квазиструктурам, но реальные организации все равно появляются. Без поддержки они будут развиваться медленнее, но все равно будут. И их оставляют вариться в собственном соку.
Из-за закрытости системы от любых неконтролируемых контактов, проявляющие интерес к общественной и политической жизни жители не понимают, как вообще функционирует власть. Какие у кого полномочия, компетенция, возможности. У нас даже сайт регионального правительства открывает всего 47% необходимой по закону информации. И люди начинают естественным образом радикализироваться. А потом еще некоторые депутаты удивляются: а с чего это сразу огульная критика? А вот с того, что система диалога не налажена, институтов соответствующих нет. Именно недостаточное представительство и фактический запрет на участие граждан в политпроцессах, как раз и готовят почву для всякого рода экстремистского популизма. И то, что количество митингов за последнее время сократилось, должно не расхолаживать власти, а наоборот. Это сигнализирует об утрате веры в предлагаемые законом формы выражения своего мнения.
"Раскачивает лодку" социальной стабильности и демонстративная несправедливость в распределении доходов. В то время, как зарплаты рязанцев сокращаются, лекарства дорожают и т.п., получки чиновников растут. Вроде это такая мелочь - официальные декларации - но именно этот перекос можно "потрогать глазами". И именно он вызывает в тех же соцсетях шквал негатива, который непременно выплеснется и на выборах тоже. Все это накладывается на федеральные тренды: зарплаты руководителей госкомпаний растут независимо от состояния российской экономики и, собственно, доходов компаний. Да и вообще, если копнуть глубже и прыгнуть выше, справедливо ли то, что главные российские олигархи богатеют на госактивах, получив к ним монопольный доступ?
Дальше — больше: раздражение вызывает и судебная практика. Вот рязанского депутата-единоросса Сальникова, попавшегося на даче крупной взятки, оставили гулять на свободе. Нет, я совсем не за то, чтобы его посадить под стражу. Я вообще против лишения свободы за ненасильственные преступления: есть еще и такие виды наказания, как крупные штрафы и исправработы. Дело в двойных стандартах. Не принадлежащий к "партии власти" человек, обвиняемый по тяжкой статье, уже давно бы наслаждался бытом СИЗО.
Можно, конечно, попытаться перевести озлобление населения на каких-нибудь внутренних и внешних врагов, мешающих власти танцевать. Но на фоне нескрываемой любви членов облправительства к вероятному противнику, сделать это все-таки трудновато.