Время и последние события в российской политике сильно сгущают краски. Давно остались в прошлом времена, когда лояльные к действующей власти могли внятно объяснить свою позицию, не исказив ни одного факта. Едва ли найдется хоть один человек, способный внятно объяснить свою приверженность к войне, консерватизму в худших его проявлениях и почти открытому расхищению госсобственности.
Три-четыре года назад приближенные к бюджету лишь робко целовали скипетр самодержавия, умудряясь при этому выполнять изящные бальные па. Сегодня его сосут, заталкивая глубоко в глотку. Все меньше с азартом, но все больше с отчаянием. Сосут, понимая, что бюджета все меньше, а желающих им воспользоваться все больше.
Сосут, не прееживая уже о любых других задачах, которые свойственны человеческой голове. Коррупционные схемы стали не просто примитивными и наглыми, но скорее показательными. А пресечения действий тех, кто находит в себе смелость выступать против сосунов носит радикальный и почти никем не обузданный характер.
В современном мире умные превосходят богатых. Дайте дотации корпорации со слабыми управленцами, или дайте компании сильных управленцев. Победит компания с упраленцами. Самое простое тому доказательство - нынешняя карта мира. Саудовская Аравия не превосходит Японию, и нефть ничем не может помочь.
Действующая политическая система заинтересована в собственном цементировании, и о сильных управленцах речи не идет. Как результат, вполне наглядный распад всех государственных институтов. Вкупе с дешевеющими энергоносителями, до сих пор поддерживавшими жизнеспособность сложившейся системы, благополучность системы и ее устойчивость быстро идут ко дну.
Означает ли это, что близится крах системы? Отнюдь. Мексиканская "Единая Россия" и ее режим просуществовали 60 лет, без избыточной нефти и под боком у прогрессивной Америки, в которой почти каждый мексиканец бывал. Вполне возможно, что скоро Россия станет чем-то вроде Украины второй половины нулевых: с зарплатами в 300 евро и абсолютным коррупционным беспределом. Правда, без свободы слова и демократии. Тем не менее, стоит однозначно признать, что в своем устоявшемся формате действующая политическая система существует последние годы. Просто потому что не способна дальше выживать. Потому что потихоньку съедает сама себя вместе с остатками бюджета.
Что будет спустя два-три года? Системные реформы. Или сохранение нынешней ситуации при кратно упавших доходах. Как повезет. Но важно отметить, что в таком виде система существовать уже не будет. И всех присосавшихся в последние годы прокормить будет точно не в состоянии.
Деньги не портят человека, но обналичивают его пороки. Сложившееся клептократическая структура наглядно обозначила тех, кто готов сделать все для криминальной системы ради наполнения карманов. Самый интересный факт кроется в том, что или денег, или системы, совсем скоро не будет. А люди останутся. И мы их запомним.