В «Истории князя Андрея Курбского Ерославского о Казанском взятии...» упоминается о "боевой" магии, которую защитники Казани применяли против войска Ивана Грозного.
«...вкратце ще воспомянути достоит, яко они на войско христианское чары творили и великую плювию [дождь] наводили: яко скоро по облежанию града, егда солнце начнет восходити, взыдут на град, всем нам зрящим, ово престаревшие их мужи, ово бабы, и начнут вопияти сатанинския словеса, машуще одеждами своими на войско наше и вертящеся неблагочинне. Тогда a6иe востанет ветр и сочинятся облаки, аще бы и день ясен зело начинался, и будет такий дождь, и cyxия места в блато обратятся и мокроты исполнятся; и cиe точию было над войском, а по сторонам несть, но точию по естеству аера случашеся».
Верю, что так оно и было. Лично и неоднократно был свидетелем, как в засушливые дни после марийского моления по поводу дождя к вечеру поднимался ветер и начинался ливень.
Кто были эти старики и старухи, насылавшие дождь на врага? Скорей всего, из татар: мусульмане те ещё колдуны (хотя это запрещено), в Коране об этом подробно толкуется. Но есть небольшая вероятность и того, что это были луговые марийцы, воевавшие, как известно, на стороне казанского хана. Почему так думаю? Потому что непосредственно перед этим говорилось именно о них:
«...собралося Черемисы Луговыя не мало, и ударили на наши станы задние, с Галицкия дороги, и не мало стад коней наших отгромили; мы же a6иe послали в погоню за ними трех ротмистров, и за ними другие посылочные полки во устроению, засады ради; и угонено их в трех, або в четырех милях, и овых избиша, других живых поимаша».
Почему бы казанскому хану не использовать искусных колдунов-черемис в боевых действиях?
Дорогой Константин, точнее было бы сказать: "скорей всего, из черемис..." Именно нас, судя по разным письменным русским источникам, противник обвинял в подобных способах ведения военных действий. Теперь о луговых марийцах, "воевавших, как известно, на стороне казанского хана". Мы воевали не на стороне хана (он-то, если знаете историю завоевания Казани, менее всего заслуживал того), а за государство, гражданами которого, включая времена Золотой Орды, был в течение трёхсот лет. Причём, как бы сказали сейчас, привилегированными гражданами... Но это отдельная, большая тема разговора.
Запоздало прочитал ваш комментарий. Согласен, марийцы сражались не за хана, так же как русские тоже ведь не совсем за царя головы складывали. Мотивация любого поступка - вещь сложная, состоящая из множества мотивов, и у каждого участника исторического события она разнная. Разберём мотивацию простого марийского лучника. Он воевал на стороне татар, потому что он солдат и подчиняется приказам командиров (десяцкого, сотного, князя); потому что его отец и дед поступали так же; потому что перейти на сторону врага (даже если бы такое желание у него появилось) в ОДИНОЧКУ было бы предательством; потому что хан (предположим) щедро наградил и, вообще, нападая на русских, можно было хорошо поживиться (угнать коней, например). Такая же сложная мотивация у русского стрельца, он ведь не думал о целостной и великой Руси, о собирании земель русских, он выполнял приказы, надеялся на поощрения и мзду, мстил за убитых товарищей. воевал за веру православную и проч. и проч. То же самое с татарами, которые, насколько я представляю, обороняли Казань совершенно герически и самоотверженно, тоже, в свою очередь, гибли за веру и т.д. Но ведь не расписывать все эти мотивации в короткой заметке подробно. Поэтому говорим коротко: воевали за царя, воевали за хана. Что касается "скорее всего, из черемис..." Конкретного указания на это нет, поэтому я так осторожен. Да, "финнов" считали колдунами, антропофагами и вообще редисками. Но ведь мусульмане тоже занимались колдовством! Так что...
У каждого народа есть историческая Родина,для марийца,который вряд ли чем существенно по нраву отличался от своих соседей в 16 веке,его Отечеством был его лес,где охотился и молился,добывал мед,строил илемы.И,видимо ,их устраивали те,сложившиеся взаимоотношения с ханством.Некоторые историки,предполагают о широкой автономии марийцев в составе Казанского ханства.Защищая свою землю,родных,ты волей-неволей становишься "зело злолютым ратником"и отважным воином.И именно в перид конца 15-16 вв,в период русско-казанских войн вся Европа узнала о воинственных черемисах.А военные неудачи всегда можно списать либо на погоду,либо на потусторонние силы.