Текст был написан ровно 10 лет назад
а только наказывает за незнание ее уроков»
Василий Ключевский, русский историк
Вся Европа празднует победу над фашизмом (точнее – над нацистской Германией) 8-го мая. Мы – 9-го. И это, наверное, правильно (ибо – все символы имеют смысл, и дело не во временной разнице между Берлином и Москвой на момент подписания Акта). Победа – это не капитуляция армии противника, а первый день МИРА, первый день БЕЗ ВОЙНЫ. Наверное, для стран Восточной Европы и СНГ, эта война была такой страшной, что (по традиции, принятой от СССР) для нас важно не поражение нацистского государства, а торжество мира.
В этом, 2005-м году, 60-летие Победы стало таким пышным, «официозным» праздником, что гражданские организации теряются в ногах у монстров (пардон, гигантов!). Но фоном празднования стала любопытная (и неприятная) примета времени – возвращение Сталина в круг почитаемых и достойных исторических персон. Вообще, когда в нашей стране начинают вытаскивать и обновлять прах (труп?) тирана, это всегда настораживает. И ужасает. Как будто не было миллионов, погибших от голода в 30-е, расстрелянных и посаженных с 30-х по 50-е, невинных и бессмысленных жертв первых лет войны. Неужели нельзя отделить победу над ужасным злом от прославления другого зла? Нельзя. Нельзя, потому что были Нюрнбергский и Токийский процесс. И не было другого трибунала, который бы тоже – пусть и морально – осудил бы и Союзников (какие ужасные вещи я говорю!), по тем же статьям:
- преступления против мира (здесь можно было бы говорить о Мюнхенских соглашениях или «Пакте Молотова-Рибентропа», но эти преступления, согласно международному гуманитарному праву, кажется, имеют срок давности);
- военные преступления (бомбардировки гражданских объектов и массовое уничтожение мирных жителей – как при налетах на Дрезден западных союзников и массовых бомбардировках других городов и западными союзниками и СССР);
- преступления против человечности (ядерные взрывы над двумя мирными японскими городам; были ли такие преступления у СССР – вопрос, будем надеяться, что нет).
Но это все – о войне. О том, что настоящая история не дописана, и что необходима правовая оценка действий не только «фашистских армий зла», но и «союзных армий добра»; если и они совершали преступления (если мы и вправду хотим победить зло, а не своего военного противника!) – и восстановить справедливость.
Но если разговор о войне неотделим от разговора об ответственности победителей, то есть еще один разговор, являющийся значительно более важным для всех обитателей пост-советского (и — шире — пост-социалистического, и даже шире...) пространства.
Разговор о том, что не было другого процесса.
Казалось бы, все это уже в прошлом. Ан – нет… И именно сейчас начинаешь отчетливо понимать, что всё-таки нужен Международный Трибунал над Сталинским режимом.
Потому что он, этот режим, так никем и не осуждён (кроме «внутрипартийных» решений XX и XXII съездов КПСС, которые ведь можно и отменить… - да и правовая сила этих актов сомнительна). И поэтому, например, шествия с портретами Гитлера и пропаганда нацизма – не только неприличны, но противозаконны (почти во всей Европе), а демонстрации с портретами Сталина и прославление сталинского режима и необходимости репрессий в интересах “государства” (и тогда, и сейчас!) – не только “приличны”, но и совершенно законны.
Такой Трибунал должен быть международным НЕ как Нюрнбергский, а как трибунал, созданный по инициативе нескольких стран – стран бывшего СССР и ещё, возможно, соседей (например, Польши, пережившей Катынскую трагедию). Есть ли законы ТОГО ВРЕМЕНИ, по которым можно сейчас осудить Сталина, его главных соратников и его режим? Можно ли для этого использовать довоенные Конституции СССР (в том числе и «гуманную», образца 1937-го)? Можно ли использовать хоть один международный договор (ведь еще не было Устава ООН и Всеобщей Декларации Прав Человека, провозгласивших, что Права Человека – это НЕ только внутреннее дело самих государств!)? Наверное, нужно создать рабочую группу такого проекта и начать работать.
Подчеркнём, что мы считаем необходимым осуждение именно «Сталинистского режима» (а вовсе не идеологий марксизма, социализма или коммунизма!). Несмотря на всю спорность, «кровавость» и противоречивость большевистского режима, его легитимности, его перегибов, всех ужасов гражданской войны – это вопрос, который уже невозможно решать, не внеся раскол в общество (и в России и во всём мире), или не начав осуждать и царский режим дома Романовых - и так вплоть до X-го века – здесь возможно лишь добровольное покаяние (за своих предков) и символическое примирение. Хотя и это сложный вопрос, требующий отдельной дискуссии в обществе.
А вот режим, жертвы и свидетели (и палачи), которого ещё живы (!), создавший многомиллионный ГУЛАГ, установивший атмосферу страха, террора, бесправия для миллионов и десятков миллионов, переселивший и частично погубивший целые народы, породивший многие современные проблемы и ещё не остывшую ненависть и жажду восстановить справедливость, - вот этот режим ( с конца 20-х - начала 30-х и до начала 1950-х) должен быть осужден. Трибуналом.
Даже если не удастся собрать межгосударственный международный Трибунал, придется создавать международный гражданский трибунал. Заслушать свидетельства. Даже обеспечить защиту. И вынести вердикт сталинскому режиму, в том числе - позволившему погибнуть миллионам солдат и офицеров в первые месяцы ВОВ.
А ещё – нужно ПОКАЯНИЕ. И тогда, быть может, Польша и страны Балтии начнут относиться к нам по-другому. А то, что и им самим нужно покаяние (например, всё-таки оcудить собственных СС-овцев) - это уже их дело. И Бог им судья. А наше покаяние – это наше дело. И здесь НАМ Бог судья.
И жалко, что по ТВ давно не показывали фильм Тенгиза Абуладзе “Покаяние”. Очень своевременный фильм (снят в середине 1980-х), просто даже удивительно, почти как «Убить дракона» Марка Захарова. Может, потому и не показывают? Или нам самим будет слишком тяжело его смотреть и мы ищем себе объяснений и оправданий?