Кошка ... Из всех домашних животных это, пожалуй, самое таинственное.
За многие века соседства с человеком оно успело побывать и простой охотницей, и почитаемой миллионами людей богиней, и страшной ведьмой, помогавшей колдуньям связаться с дьяволом...
Дикая охотница
Помните, как у Киплинга поэтично рассказано про кота, который гулял сам по себе? Это прелестная детская сказка, но на самом деле никто не сможет точно сказать, когда именно человек начал приручать кошку. В любом случае это произошло не раньше эпохи неолита, когда зародилось земледелие и возникла необходимость уберечь от зловредных грызунов собранное зерно. Вот тут-то и обратили люди внимание на грациозную дикую охотницу и во что бы то ни стало решили заполучить ее для охраны своих амбаров.
Точное происхождение нашей домашней кошки до сих пор остается неизвестным. В принципе, договорившись между собой, ученые решили считать ее родиной Северную Африку, а прямым предком - нубийскую кошку, которую еще иногда называют буланой.
У этих диких кошек довольно спокойный, уравновешенный характер, они способны легко пойти на контакт, к тому же скелет дикой нубийской кошки практически совпадает со скелетом домашней мурки. И еще: в открытом археологами захоронении, расположенном в пустыне Сахара, неподалеку от Мемфиса, найдено сделанное две с половиной тысячи лет назад изображение нубийской кошки, увешанной амулетами и украшениями.
А как же наши распрекрасные охотники и рыболовы, храбрые и сильные дикие лесные европейские коты? Обидно, знаете ли, за таких производителей! Но не будем торопиться.
Кроме «северян», есть еще дикая степная кавказская кошка и дикая барханная кошка, обитавшая в Каракумах, Иране и на территории современной Турции, а также манул - все они имеют множество общих черт с современной домашней персидской кошкой. И только недавно биологам удалось установить: нубийская, барханная, кавказская и многие другие породы южных кошек - всего-навсего разновидности одного и того же вида европейских кошек, которых в незапамятные времена приручили жители Северной Африки, Средней Азии и Египта.
Прошло еще несколько тысяч лет, и римские легионы вторглись в Западную Европу - Цезарь перешел Рубикон, гордые римские орлы засияли на лесных полянах дремучих германских лесов, и... из их густых зарослей к укрепленным лагерям римлян крадучись вышли дикие лесные коты, привлеченные запахом домашних кошек латинян. Вот так и появились более сильные и крупные европейские коты - прямые потомки от скрещивания изнеженных, грациозных южанок и коренастых, мощных диких отважных северян. Пожалуй, только сиамская кошка избежала скрещивания с северными тяжеловесами и сохранила миниатюрность.
Египетская богиня
Без преувеличения можно сказать: Древний Египет являлся чисто зерновой державой, и тот, кто сохранял зерно, был почти богом. А сохранял его кот! Поэтому кошки находились почти на вершине божественной пирамиды египтян - примерно в третьем тысячелетии до н.э. их признали священными животными. Даже сам верховный бог Египта Ра имел кошачью голову и тело мужчины!
Одно из уважаемых и центральных мест в пантеоне древнеегипетских богов занимала «заведовавшая» плодородием и материнством богиня Баст, традиционно изображавшаяся в виде кошки.
Ее вотчиной считался город Бубастис, где размещалось специальное кладбище для кошек: туда околевших зверьков специально свозили со всего Египта, а жрецы тщательно мумифицировали их, как сановников, чиновников и фараонов.
Если у египтянина умирала кошка, он непременно справлял по ней траур, как по умершему близкому родственнику. А за убийство кошки, пусть даже случайное, полагалась смертная казнь! В то же время убивший раба, принадлежавшего другому господину, отделывался выкупом или выплачивал стоимость потери - для подданных фараона жизнь мурки была куда дороже человеческой! Потом стали казнить и за вывоз кошек за границы Египта: они считались священным достоянием страны пирамид и тайным символом могущества фараонов. Как же иначе - ведь коты сохраняли зерно!
Вывозить кошек строжайше запрещалось, и за этим следили «таможенники» и «пограничники» - подобие этих современных служб уже существовало. В то же время любые египтяне, находившиеся вне пределов своей страны, особенно купцы и воины, были обязаны высматривать: нет ли где кошек? И если таковые обнаруживались, предпринимались всевозможные меры к возвращению их в Египет, вплоть до применения силы и оружия! Конечно, если не удавалось договориться по-хорошему или выкупить зверька.
Восточное божество
Знаете ли вы, что китайское слово «мао» означает «кошка» и оно вошло в китайский язык уже в шестом веке до н.э.? Видно, Мао Цзэдун не зря отличался кошачьей хитростью, если его назвали «котом».
В Поднебесной империи, как и в стране фараонов, кошка в древности считалась хранительницей урожая и покровительницей материнства - не с тех ли времен женщин часто сравнивают с кошками? По старинному китайскому обычаю, в течение двух недель после родов на притолоке двери комнаты роженицы было принято вешать пучок кошачьей шерсти - на счастье новорожденному.
В отличие от Египта, в Китае за убийство кошки не карали смертной казнью и не налагали запретов на экспорт, поэтому местные мурки перекочевали сначала в Корею и другие страны Юго-Восточной Азии, а потом с континента попали в Японию. Там начались у них необычайные приключения: в течение нескольких веков кошки ценились в Стране восходящего солнца настолько высоко, что иметь их было по карману лишь высшей знати.
Самое любопытное, что кошки, принадлежавшие сегунам и богатым самураям, совершенно... не умели ловить мышей! Мурок наряжали, выводили похвастаться ими на официальных приемах, кормили с золотой и серебряной посуды специально приготовленными для них яствами, приставляли к ним персональных слуг, но научить их заниматься естественным делом - охотой на мышей - было просто некому. Ни одна «высокопоставленная» кошка не умела этого делать, а ведь одного инстинкта мало: мать обычно натаскивает котят на охоту.
Смешно сказать, но простые японцы, которые и мечтать не могли завести себе кота или кошку, раскупали сделанные художниками изображения и скульптуры кошек и радостно несли их домой - все искренне верили: даже изображение или фигурка зверька распугает грызунов ничуть не хуже, чем живая кошка!
Уважение к котам простиралось настолько далеко, что в XVIII веке специальным императорским указом было запрещено всем подданным микадо мучить, калечить, продавать, покупать или утаивать у себя кошек под страхом сурового наказания. Прошло еще несколько долгих веков, пока на Японских островах кошка стала просто кошкой.
Кошачья контрабанда
Известно, что наиболее тесные контакты с египтянами из европейцев поддерживали греки. Естественно, они не могли не заинтересоваться египетскими «божественными» кошками с чисто утилитарной целью - амбары Эллады тоже постоянно страдали от нашествий грызунов. Но как добыть охраняемую законом и людьми «священную» кошку и вывезти ее в Грецию? Конечно, самый простой способ - украсть кота и контрабандным путем доставить на новое место жительства.
Так, несмотря на угрозу смертной казни, началась эра воровства и кошачьей контрабанды. Хитроумные эллины придумывали сотни способов: котов прятали в кувшинах, заворачивали в канаты, усыпляли маковым отваром, связывали, но умудрялись вывозить. Появились преступные группировки, специализировавшиеся на кражах котов и кошек и их контрабандном вывозе. Но египтяне ни в чем не уступали эллинам - они быстро приноровились создавать поисковые команды, которые отправлялись в Грецию и там выкрадывали кошек, чтобы привезти их обратно в Египет. Почему нельзя было полюбовно договориться, никто не знает, однако подобная чехарда продолжалась достаточно долго, не одну сотню лет.
Не стоит забывать о плодовитости кошачьей породы и ее способности приспосабливаться к новым условиям - кошки прижились в Греции и уже за сотни лет до нашей эры на греческих монетах появились их изображения. О кошках писали такие знаменитые ученые древности, как Геродот, Аристотель и Плутарх.
Завоевание Европы
Греки открыли кошкам путь в Европу, и те начали ее мирное завоевание. Уже во времена Римской империи кошка перестала быть чем-то редким и сверхъестественным - достаточно сказать, что в Северо-Западную и Центральную Европу кошки попали с обозами воинственных римских легионов, а там уже пошло их скрещивание с местными дикими котами.
Вполне закономерно возникает вопрос: как же до появления кошек в Европе охраняли зерно? С помощью ручных ласок, но этот способ имел массу недостатков: ласки не столь плодовиты, как кошки, и их нужно приручать. Впрочем, римляне не видели в котах ничего божественного и охотно позволяли местному населению заводить у себя полезных зверьков. Вместе с легионерами кошки добрались на римских кораблях и до Британских островов.
Англичанам, вернее древним саксам и бриттам, кошка понравилась, но особый восторг она вызвала у шотландцев - гордые горцы сделали ее не только хранительницей зерна в своих амбарах, но и символом храброго воина. Многие славные роды, вроде Гамильтонов, Веллингтонов, Мак-Алистеров и других, украсили свои гербы и боевые штандарты изображениями свирепых котов. Позже эту моду переняли бритты и, даже подняв восстание против римлян, шли в бой со знаменами, на которых красовались зубастые и усатые коты.
Спустя несколько столетий о римлянах на туманном Альбионе никто уже не вспоминал, но кошки остались, и, мало того, Британия стала признанным европейским центром по разведению кошек и котов, откуда они попадали в другие страны. Кошки даже превратились в одну из достаточно выгодных статей экспорта.
В 940 году нашей эры владетельный британский князь Хоуэлл Уэльсский издал специальный указ, в соответствии с которым в любом поселке обязательно должна была жить кошка. В указе отдельно перечислялись все те качества, которым она должна непременно соответствовать: хорошо видеть и слышать, иметь зубы и когти, уметь хорошо ловить мышей, прилежно воспитывать котят, не поедать их и часто требовать кота! Цена хорошей, соответствующей указу, «правильной» во всех отношениях кошки была весьма высока и приравнивалась к цене молоденького бычка или жеребенка.
Примерно в X-XI веках Европа уже не мыслила себя без кошек и котов, но пик их популярности пришелся на XII век, когда на страны Европы началось жуткое нашествие черных крыс из Центральной Азии, приносивших в города и деревни чуму. Во многом справиться с ними помогли и кошки, поэтому отчасти им мы обязаны и сохранением цивилизации.
Пособница дьявола
Все хорошее забывается быстро, а человечество вообще неблагодарно - в начале XIII века францисканский монах Бертольд фонд Регенсбург заявил, что кошки являются посредниками между ведьмами и дьяволом, а дыхание кошек вызывает чуму! Для кошачьего племени наступали страшные времена, отголоски которых существуют и поныне в живучих суевериях о черных котах.
Те же шотландцы, поднявшие котов на щит и штандарт, на полном серьезе писали в «черных трактатах», что ведьмы, дабы вызвать злого духа, должны живьем сжечь несколько дюжин черных кошек, а другие авторы утверждали, что нечистая сила наиболее охотно принимает облик черного кота. Он вообще стал непременным атрибутом магов и чародеев, гадалок и ведьм.
Не обошлось без кошек и в любовной магии - из кошачьих мозгов готовились специальные притирания для гениталий, а кошачьи засушенные лапки, зубы и кости играли немалую роль при заклятиях. Еще в XV веке «просвещенная» Европа призывала лечить импотенцию блюдами из мяса кастрированных котов.
И все же кошки выжили - как же без них бороться с мышами? А в начале XIX века их наконец-то полностью восстановили в правах. Естествоиспытатель из Австрии Д.Функе в 1808 году выпустил в Вене книгу «Естественная история для школьных учителей и почитателей этой науки», где доказал необходимость кошек как охранников зерна, а во Франции Наполеон принял закон, по которому на каждом торговом корабле должны иметь минимум двух кошек.
Наша Мурка
На Руси домашние кошки появились достаточно поздно, примерно в XII - начале XIII века. До этого были отдельные особи, но они не делали погоды. В принципе коты пришли к нам сразу с двух сторон - от степняков, из Азии, и через давние контакты с Византией. Пушистый охотник на грызунов пришелся у нас ко двору и прижился даже при лютых снежных зимах.
Кошки в Киевской и Владимиро-Суздальской Руси стали сразу же высоко цениться: по своду законов XIV века за кражу кошки устанавливался штраф в четыре раза выше, чем за кражу дойной коровы!
Средневековых гонений, как в Западной Европе, наши кошки не претерпели и старательно размножались на радость населению. К началу XVII века это уже был обычный домашний зверек, одинаково хорошо чувствовавший себя в боярских теремах и избах крестьян-смердов, в домах ремесленников и лавках купцов. Он стал героем многих народных сказок, а дедушка Крылов написал о котах несколько басен.
Сейчас существуют общества любителей кошек, множество разных пород можно увидеть на выставках, редкие породистые котята стоят бешеных денег. Но давайте низко поклонимся нашей обычной серенькой пушистой Мурке, имеющей такую славную родословную и непростую историю.
И скажем ей спасибо. Ведь во все времена зерно для людей означало жизнь! И сберегала его кошка - потомок древней «нубийки», скрещенной с отважным и сильным жителем северных лесов...
http://www.liveinternet.ru/users/irzeis/post359023156/
Кошки и религия
Люди держали кошек еще со времен Древнего Египта.
Там, богиня кошачьего происхождения, Баст, являлась покровительницей домашнего очага и домашних кошек, хотя по ситуации она могла принимать и воинственный облик львицы.
Баст ( Бастет) была дочерью бога солнца Ра, хотя некоторые источники сообщают, что ее отцом был Амон. Ее мужем был Пта, а сыном бог-лев Михос. Центром ее культа являлось святилище в Бубастисе в дельте Нила, где находился некрополь, в котором были найдены захоронения мумифицированных кошек.
Баст также ассоциировалась с «глазом Ра», играя роль инструмента божественного отмщения. Она изображается в виде кошки или с человеческим телом, но кошачьей головой, держащей в руках волшебную колотушку (систр).
Существуют некоторые предположения, которые еще до конца не подтверждены, что кошки кенийских островов, архипелага Ламу могут быть последними потомками священных кошек древнего Египта.
* На севере Европы кошки ассоциировались с богиней Фрейей. Ее имя означало «девушка», а сама она представлялась покровительницей магии, нередко входя в состояние транса, близкое к шаманизму. Ее именем назван день пятница в германской группе языков. Волшебную колесницу, на которой разъезжала Фрейя, везли два огромных серых кота.
* Начиная с эпохи охоты на ведьм, все домашние животные: коты, собаки и даже лошади, не говоря уже о жабах и летучих мышах, стали находиться под подозрением. Папа Григорий IX объявил черных кошек сатанинскими созданиями в своей папской булле 1223 года, что привело к массовому уничтожению кошек в поисках дьявола. Средневековье вообще было богато историями о ведьмах и колдунах, принимающих образ кошек.
* В мусульманских странах кошек считают очень чистыми животными. Пророк Мухаммед, согласно легендам, сам держал кошек, и одно из сказаний гласит, что когда пророку нужно было удалиться на молитву, он обнаружил, что кошка заснула на рукаве одежды. Он решил не будить ее, а просто оторвал рукав, оставив животное спящим, а сам отправился совершать намаз.
* Теперь продвинемся на восток. Кот входит в число двенадцати животных, имя которых носят годы китайского календаря. В Китае кошки и их изображения считались приносящими счастье. Согласно древней персидской легенде, кошки появились от чиханья льва. В зороастризме, древней религии персов, убийство кошки такое же серьезное преступление, как и убийство человека. Величественное место занимали кошки в странах Индокитая. Множество старинных и благородных пород: тайская, сиамская, ангорская — происходят из этого региона, где их разводили при королевских и княжеских дворах.
* А как же относится к кошкам буддизм? Заброшенные храмы были и местом обитания колдунов, выходивших, как правило, из среды буддийских монахов. Колдуны могли «наслать порчу», «усыпить мёртвым сном», хотя некоторые из них использовали свои чары для обычного воровства и мошенничества.
* В разных областях Японии широко бытовали истории о том, как звери-оборотни, поселившись в буддийских храмах, становились верными друзьями настоятеля. Как правило, особой привязанностью к храму и его служителям отличались кошки.
Как полагали японцы, кошки в старости превращаются в оборотней, знаком чего было воображаемое разделение кошачьего хвоста на несколько хвостов, и становятся очень опасными.
* С кошкой в Японии связано много суеверий. Считается, например, что наибольший шанс стать оборотнем имеет трёхцветная кошка, и потому нельзя позволять ей пританцовывать — это и есть проявление её демонической силы. В народном сознании прочно закрепилось представление о том, что высоко в горах стоит Дворец кошек, где они собираются в день весеннего равноденствия — в праздник Сэцубун. Называется и месторасположение дворца — на одной из вершин огненной горы Асо — действующего вулкана с несколькими кратерами, который находится на границе префектур Кумамото и Оиты. Эта вершина так и называется — Нэкодакэ, что значит «Кошачья гора». Самое страшное, как гласит народная молва, это поддаться уговорам кошек, принявших вид неземных красавиц, и омыться в прохладном источнике — тогда тело покроется шерстью, и человек навсегда останется в свите Королевы кошек.
* В Японии Манекинеко считается воплощением богини милосердия. Легенда говорит о том, что давным-давно перед одним из храмов сидела кошка. Увидев идущего навстречу правителя, она подозвала его движением лапы, и он вошел в храм. Обернувшись, он увидел, что в то место, где он только что стоял, ударила молния. Теперь в храме Готоку-джу стоят тысячи статуэток кошек, а такое изображение в лавке призвано привлекать удачу в делах.
* Нередко, однако, именно кошки спасают фольклорных героев от козней других оборотней. Так случилось с настоятелем буддийского храма из сказки «Мальчик, который рисовал кошек». Ещё будучи ребёнком, он страстно любил рисовать кошек, за что и был изгнан из родительского дома. Судьба привела его в заброшенный храм, и, спасая своего хозяина от крысы-оборотня, одна из нарисованных кошек сошла с холста. Она сама оказалась оборотнем и помогла мальчику стать настоятелем храма. Когда же оба они состарились, и прихожане не хотели больше являться к настоятелю-старику, кошка помогла ему вернуть расположение людей: превратившись во время похорон местного богача в огненную адскую колесницу, она сделала вид, что хочет унести покойника, но старый настоятель ударил чётками по гробу, и огненная колесница исчезла. Прихожане вернулись в старый храм, решив, что святость настоятеля безмерна, поскольку ему покорны силы ада.
* В Бирме, где религией так же является буддизм, духовенство пользуется большим влиянием на население. Многие столетия назад народ Бирмы построил храм Лоа-Тзун в честь богини Тзун-Кюан-Ксе. Однажды вечером во время молитвы разбойниками был убит молодой жрец, и его тело так и осталось лежать распростёртым перед позолоченной статуей божества с сапфировыми глазами. Белая храмовая кошка Зинх, любившая бывать около жреца во время его медитаций, села на остывающее тело и, не отрываясь, смотрела на золотую статую. Свет, исходящий от богини, окрасил шерсть кошки в золотисто-кремовый цвет, глаза стали голубыми, а ноги землисто-коричневыми, так как они скрывались в тени. Но её лапки там, где они прикасались к безжизненной груди, остались белыми, как чистая душа юноши. На следующее утро все храмовые кошки получили такой же окрас, как и Зинх, которая семь дней не покидала святого места и затем сопроводила душу жреца в потусторонний мир.
* Еще один кошачий миф с Востока это легенда о Корате, серо-голубом коте. В оригинале они назывались си-суват, но правитель Сиама Раму V переименовал их в честь региона, где они обитали. Так вот, цвет их шкуры напоминал дождевую тучу, и поэтому этих кошек всегда брали собой в процессии, чтобы призвать на землю дождь.
* В Малайзии считалось, что именно кошка может помочь человеческой душе выбраться из ада и попасть в рай.
* Легенда о сиамских кошках открывает нам тайну их необычной раскраски. На Бирме считают, что спутником монаха Манн-Ха был белый кот Синх, чья мордочка стала коричневой в память о земле, на которой медитировал хозяин перед золотой богиней Цун Куан-Ксе.
Итак, все мы, европейцы и азиаты, представители разных культур и религий, вне зависимости от цвета кожи и разреза глаз, любим кошек и радуемся дружбе с ними, так же как кошки беззаветно и преданно любят нас!
Из африканских стран до сих пор запрещен вывоз кошек. И хвосты у них полосатые, как тигриный окрас. Когда говорят :" кис- кис". , то прогоняют, а зовут так:" Пыш- пыш". Я долгое время удивлялся тому, что, не то, что взрослые, но и маленькие котята бросались стремглаз, когда пытался подозвать их с зовом:" Кис- Кис." Потом уже мне пояснили, что я так прогоняю их. К ногам незнакомцев не подходят и в руки не даются, даже если пытаешься подкормить вкусненьким.