Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. О коми промысловом календаре

О коми промысловом календаре

Читатель
Читатель
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Вокруг скульптуры коми промыслового календаря вновь разгорается полемика

Давно живу в Коми но только с началом истерии по поводу "сохранения нац культуры" узнал об этом артефакте. Скачал все доступные исследования, осталось только ознакомиться со всем тем что Д.А.Несанелис указал в библиографии (далеко не всё доступно).

Всем рекомендую! Это ищется в яндексе, материалов много. Это на самом деле большая загадка. Ничего аналогичного нигде не находили. Но еще больше вопросов вызывает толкование, которое дал Н.Д.Конаков. Датируют 8-11 веками. Но в то время календарь сопоставляющий природный год и юлианский не был нужен, а пу святс появились позже в связи с крещением. 90 зарубок на краях на оригинале не сохранились, там много сколов, множитель на 4 - не очевиден. Аналогичные календари сибирских народов делят год на четыре части, без звериных образов, или со зверями, их три, четыре, или пять. Число 9 было в анималистических культурах сибири числом перерождений - душа, покидая тело по очереди селилась в том живом существе, которое рождалось в определенный период.

В то время трупоположение не практиковалось, а трупосожжение, а целые предметы обычно никогда не отправлялись вместе с покойником - это потому что верили, что душа не может покинуть этот мир, пока остаётся целым тело, или даже какой то предмет, к которому человек был при жизни "привязан". Более того, погребение в земле могло касаться только отверженых, предаваемых в жертву. Всё что ниже земли считалось приисподней, которая неволит душу. Чтобы душа человека, который был чист при жизни, отправилась сразу в рай, сжигали, или заворачивали в бересту и подвешивали на дереве. В исторические времена всё еще отмечались случаи, когда нежеланного новорожденного оставляли в туеске на дереве. Это важно, ведь место, где нашли круг - болотистое, относительно недалеко с погребениями других типов. Теперь присмотримся к сюжету. Звери на круге - истощённые, а солярные знаки находятся под мордой "лося". Что наводит на мысль что смотреть надо на круг от края к центру, а звери означают павших животных. Примечательно, что лиса, чьё главное достоинство - хвост, изображена с зарубкой на нём - в капкане? Семантика предмета мне кажется сугубо негативной - это проклинание, круг по которому душа будет вечно кружиться и каждый реинкарнироваться в "неудачные" судьбы пойманных и умерших от голода зверей. Поэтому круг целый, и возможно, был погребен вместе с кем то, кто совершил что-то очень социально опасное, привёл к голоду в деревне, или пренебрегал охотничьими устоями, например, бил зверя в неположенное время, с детёнышами. Поэтому, чтобы преступник не вернулся никогда в поселение, был закопан, возможно заживо с таким проклятьем на все 9 жизней. А потом снова, по кругу. Вечно, ведь круг металлический.

Материалы по теме
Мнение
9 мая
Наталия Шавшукова
Наталия Шавшукова
Получается, справедливость восторжествовала? Непонятненько
Мнение
18 июля
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Бывшего главу Департамента культуры Москвы Александра Кибовского вдруг задержали
Комментарии (14)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Без имени
20 апр 2015 11:08

Это на самом деле большая загадка. Ничего аналогичного нигде не находили.(с)

Почему нигде? Например нашли в Ухте, такие же украшения, целых три. Но там жили ненцы, это их культура, и про них "забыли", так как спутает все карты исторического наследия коми. Этот же артефакт нашли в Сторожевске, совсем другое дело! Конаков сделал робкое предположение, что это промысловый календарь, и вот, уже всеми принимается как исторический факт.
Неужели вы считаете предков такими глупыми, что они не смогли запомнить времена года, и в какое время нужно охотиться на какого зверя?
Это элементарное украшение, стилизованное на мотивы очередности охоты, не более.

оборзеватель
20 апр 2015 11:56

>>Это элементарное украшение

Вовсе не элементарное. Пролистайте этнографические источники по народам Сибири. Типичное украшение выглядит так: кольцо для ношения (на руке\ноге?) прекрасно обработано, гладкое, но бронзовое, явно не для ежедневного использования. На нём четыре образа - упитанные звери. Пузо на всю ширину.

Главная ошибка при расшифровке таких находок - мы смотрим на них через призму культуры свободного времени. То есть "наш", художник долго думал, пока зима за окном, потом долго рисовал и точил. Чтобы понять Окаянный Круг, вернитесь в реальность 8го века. Дома сидели только годовалые дети. Весь другой народ непрырывно занят добычей. Кто то ладит запору на ручье. Рыба набралась, как кажется, мы идём вытаскивать, а там пусто, а Васи нигде нет - спит в сарае с набитым брюхом. А год голодный, этой рыбы было каждому только лизнуть. Родовой шаман принимает решение вынести приговор, и на скорую руку, НЕБРЕЖНО, с очень грубыми формами, делается проклятье, которое вешается на шнурке на шею преступнику. Это карта, по которой изгой будет вечно крутится в Аду и никогда не вернётся в деревню в другой жизни. Грубые элементы стиля подчёркивают несчастье образов зверей - нет рогов, глаз, целых хвостов и лап. Меня одолевают также сомнения насчёт медведя - хозяин леса не мог фигурировать в кругу проклятий, только слабые звери. Но он там есть, и по периоду гона даже совпадает открытая пасть - это странно.

20 апр 2015 11:26

Аналогичные артефакты находили в Прикамье, где живут коми(пермяки).

Если календарь относится к эпохе дохристианских верований, то причем тут христианское понятие Рай?

Неужели думаете, что древние мастера были настолько искусны, что в те времена могли зверя изобразить то истощенным, то упитанным?

Владимир Уляшев
20 апр 2015 12:47

Интересненько...

А мне почему-то с самого начала не нравилась эта "расшифровка"... Многое нам еще "навязано"...

Чем дальше, тем сложнее будет самим искать свою историю.

Нужно переставить памятник
20 апр 2015 16:30

Мне без разницы: календарь это или украшение или что- то другое. Изделию более тысячи лет, сделано в традиционном для коми пермском зверином стиле. Само по себе интересно и необычно. Поставлен он не на своем месте. Его надо поставить на видном людном месте, например перед ЦУМом. В Перми много подобного рода изделий, увеличенных многократно и размещенных на улицах города. И это здорово. Иностранцы всегда стараются сфотографироваться на их фоне. Людям давно надоели одинаковые церкви разбросанные по всей стране. Хочется чего- то особенного и необычного. А пермский звериный стиль уникален, изделия этого стиля хранятся в Эрмитаже как духовное наследие страны. Нужно пойти в музей археологии и посмотреть, какие из изделий можно увеличить и сделать в виде памятников в различных микрорайонах Сыктывкара.

гость
20 апр 2015 19:23

Наконец-то разумный комментарий !

Зырянин-язычник
26 апр 2015 00:20

Поддерживаю, поставить его возле цума, хороший вариант.

РОЧ ШПАНА
20 апр 2015 20:30

Надо еще памятник рядом банке сгущенки, Королев Клим Степанович обменял это украшение у Коли Латкина на банку сгущенки

Мышей не ловят
21 апр 2015 18:27

Многие называют коми зырянами или зыранами или заранами. А вот памятника Зарни Ань до сих пор нет. Было бы здорово создать такой. Открыли какую- то Ыбицу, а там коми этнографией, коми историей и не пахнет. Зачем назвали этнопарком? Чтобы деньги попилить? Пусть поставят в Ыбице истуканы- идолы древних коми богов: нижнего и верхнего миров. Интереснее будет.

оборзеватель
22 апр 2015 01:18

Смех лечит. Но не стёб. Я Вас понимаю, сочувствую. Даже более того, соболезную - ибо, да, осквернение намоленого Ыба распопсованой порнографией достойно порицания. Но что сделал ты? Вот, Иисус воскрес, доллар вырос, а рейтинг упал, а ты даже не мяукнул, гражданин хороший!

Радоница
22 апр 2015 08:50

В Ыбице нужно поставить не только идолы, но кумирни, святилища, чтобы каждый мог приобщиться и почувствовать и понять дух коми народа. Столько веков прошло после христианизации края, а до сих пор все основные обряды, особенно похоронные, в Коми совершают по древним языческим традициям. Не видел еще ни одних похорон в Коми, в которых бы соблюдали призывы православных священнослужителей и отказались бы от языческих традиций.

Всегда считал, что звери трактованы не верно. Например, то, что определили, как выдру, более походит на крокодила...)

Зырянин-язычник Щиголеву
25 апр 2015 22:52

А раньше крокодилы водились в коми?

оборзеватель
25 апр 2015 23:46

Не___верно?

Всё познаёца в сравнении. Дафайте срафним похожий календарь, которого фото есть в этой книге: Буквы про это на стр. 20, а картинка на стр. 217.

www.rfh.ru/downloads/Books/144493011.pdf

Там пять зверей. У них есть большие чёткие глаза. Это и навело меня на мысль, что число зверей важнее чем образы. Эти пять - живые. На "мёртвом" календаре выдра и лиса лежат хвостами навстречу - с октября по январь, хотя это вся осень - и больше ни на что не охотились?! Медведь вообще не попадает по стилю на пермский. Или не медведь, или мы его не так понимаем. У правильного должна быть большая голова, а у нас все звери с маленькими.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
ИсторияКомиКультура