Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Марий Эл
  2. Как отмечали Пасху / Куэче (Кугече) в Пермской губернии

Как отмечали Пасху / Куэче (Кугече) в Пермской губернии

Константин Ситников
Константин Ситников
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов. Источник
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

В Красноуфимском уезде Пермской губернии начинали отмечать Куэче в Великую среду. 

Сначала поминали и угощали умерших родителей и родственников: ставили на лавку около порога блины, оладьи, крашеные яйца и две пустые чашки, перед ними клали гнилушку, в неё втыкали деревянные спицы, на которые надевали по короткой восковой свече. Свечи зажигали. Кланялись умершим, прося покушать: кочь, кочь, кочь! (ешь, ешь, ешь!). Ели ритуальную еду, пили по очереди из круговой чаши, отливая умершим в пустые чашки вина и пива. Затем всё положенное в чашки выбрасывали на улицу собакам. Считалось, что если собаки раздерутся, то умерший живёт весело!
 

Любопытный факт: крашеные яйца дети продавали татарам.


В четверг, пятницу и субботу было запрещено работать: даже корм скоту давали не руками, а сталкивали сено с крыш ногами. Не топили печей, ели всё холодное. 

На Пасху женщины вставали рано, мылись в бане и стряпали. После них мылись мужчины и, нарядившись в чистое, собирались в одну избу для молитвы, брали с собой блины в блюдах, пиво и деньги. Моленье вёл "мулла": просил бога (Юмо) о благоденствии и мире, урожае, здоровье, чтобы не было гроз и наводнений... Все присутствующие кланялись, сначала стоя на ногах, потом на коленях. 

По окончании молитв мулла отрывал от трёх блинов из каждого блюда по кусочку и клал в чашку, после чего поливал три раза пивом, а потом бросал всё это в разведённый на шестке огонь. При этом обращался к огню (как божеству-посреднику) с просьбой сказать Юмо, чтобы тот простил, если моленье было неправильным. Потом спрашивал у каждого, хорошо ли он молился, и давал ему часть блина и пива. В заключение поздравлял всех с праздником. 

Собранные в кучу блины складывали, не считая, обратно в блюда. Бытовало поверье: если в чьё-то блюдо попадётся блинов больше, чем этот человек принёс, - это к прибыли. Если меньше - к убытку.

Женщины в богослужении не участвовали: стояли в сенях, в ожидании блюд с блинами.

Любопытный факт: бездетные женщины старались выпить пива, стоявшего в избе при молении, чтобы забеременеть. 

Заканчивалось моленье пивом и вином в складчину (полведра). Выпив всё это, расходились с песнями, заходили друг к другу в гости.

Пепел, оставшийся после моленья, считался священным: его сметали с шестка в печь, чтобы, например, не обнюхала кошка.
 
 

Оригинал

Материалы по теме
Мнение
17 июля
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Как естественны стали темы насилия
Мнение
12 апреля
Татьяна Смирнова
Татьяна Смирнова
Жители карельского Ведлозера не пустили неизвестных им «огородников» на прибрежную зону
Комментарии (1)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Спичак
10 апр 2015 22:53

Язычество чистейшей воды...Что тут от христианства?

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме