Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Во всем виноват Чубайс?

Во всем виноват Чубайс?

Александр Рашковский
Александр Рашковский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Во всем виноват Чубайс?

Александр Зеличенко: Не о Гайдаре-Чубайсе нам надо сегодня говорить и думать. А о себе. Чтобы еще раз не улететь в ту же яму

update: 29-03-2015 (23:26)

 

С сайта «Каспаров.ру».

Античубайсовское "очко" Илларионова – не подумайте что-то не так, я говорю о 21 тезисе, раскрывающих персональную роль Егора Гайдара и Анатолия Чубайса в сегодняшней катастрофе – заставляет обратиться к важнейшей теме: перекладыванию политической ответственности и поиску простых ответов на сложные вопросы.

Только сразу же оговорюсь: меньше всего я склонен защищать Гайдара-Чубайса. Правда, в полемическом задоре Илларионов местами чуть палку и перегибает. В истории же с Верховным СоветомРСФСР просто допускает недопустимое для историка следование мифам, не менее  наивным, чем "Гайдар взвалил на себя ответственность и спас страну". Но в основном илларионовский разбор деятельности Гайдара-Чубайса адекатен и даже не вполне исчерпывающ. О роли Чубайса в судьбе России второй половины девяностых можно было рассказать и побольше. Например – как партия интеллигенции, возглавляемая Кириенко, Чубайсом, Гайдаром, Немцовым и Хакамадой, скандировала "Путина в президенты, Кириенко в Думу", закладывая фундамент нашего счастливого сегодня. В общем, потомкам будет что сказать в адрес главных демократов антисоветской революции и в этом "что" комплиментарного, думаю, не будет вовсе.

Так что фактологически Илларионов, в принципе, прав. А вот сама постановка вопроса у него крайне неудачна. Он хочет найти крайних там, где крайние – мы все.

Конечно, это соблазнительно – сделать из Гайдара-Чубайса козлов отпущения. В самом буквальном смысле – тех, на кого возлагают вину за чужие, не за их, не за козлиные грехи, а за наши грехи. Так поступали древние евреи. В десятый день Нового года, в Йом-Кипур они перекладывали все свои грехи на пару козлов (только снова не подумайте ничего дурного, тут нет намека), и одного из них резали в храме, а другого отпускали в пустыню. Примерно как это описано в 16-й главе книги Левит: отпущенный козел уносит грехи, возложенные на него главным священником, куда подальше. Вот чем-то похожим, похоже, и решил заняться помощник Путина, сыскавший известность тем, что во время войны в Чечне он помог своему шефу стать своим парнем в мировом бомонде.

Но Пятикнижие-Тора – книга мудрая, и там есть одна важная деталь, без которой обряд с козлами не получится. Чтобы возложить грехи на козла, священник должен исповедать "над ним все беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их". В этом фокус. Без этого, условно говоря, Анатолий Борисович Чубайс (или любой другой выбранный нами на роль нашего спасителя от наших грехов и наших беззаконий-преступлений) ничего унести от нас в пустыню не сможет – все, как было на нас, так на нас и останется.

Но мы – такие сыны, что пусть только кто-то попробует поисповедовать наши грехи-беззакония! Немедленно сделаем козлом его самого. Нам такие священники даром не нужны! А то нашелся тут – исповедователь! Поди к пиндосам, их грехи исповедуй! Тоже мне – нашел сынов Израйлевых. Мы не Израйлевы, мы – мамы с папой.

Однако продолжу. Суть дела, если сократить двадцать один тезис Илларионова до одного, состоит в следующем. И в счастливом 91-м году, и в несчастном 99-м Гайдар-Чубайс делали ровно то, что сделал бы на их месте любой нормальный, средний интеллигент. От того и не было ни в 91-м, ни в 92-м, ни в 93-м году сколько-нибудь существенно альтернативных программ. И от того и была у Гайдаро-Чубайса такая широкая поддержка, что и сегодня, через почти 25 лет находятся люди, молящиеся на них как на иконы демократии.

Эта суть этого дела чрезвычайна проста: в 91-м нам катастрофически не хватало ума, а в 99-м – совести. Хотя и ума за 8 лет, прошедших между августом 91-го, когда власть (от нас – от нас, больше не от кого) получил Ельцин, и августом 99-го, когда власть (из того же источника) получил Путин, у нас тоже не прибавилось.

В 99-м нам нужны были стотысячные демонстрации против войны в Чечне и операции "Преемник". Вместо этого мы санкционировали ту войну, проголосовав за все, за что нам было сказано проголосовать. И после того еще лет шесть упивались глупостью сделанного нами выбора, млея от демократического курса нового руководства и его таких прогрессивных руководителей экономического блока, как Кудрин-Греф-Илларионов. И ни разгон НТВ, ни посадка Ходорковского – ничто не могло нас разбудить. Да, и понятно – когда ты так сладко посапываешь под канонаду чеченской кампании, что тебе чуть слышный политический шорох?

Но важнее для нас понять то, что мы натворили в 91-м году, когда мы ничего не натворили. У нас было примерно два-три года до того – время серьезно подумать, как жить после коммунистов: какое государство и как строить. Два-три года не очень много, но ведь это 500-700 миллионов человеко-лет. Сколько можно было сделать за это время! Пусть даже из наших  250 миллионов думать был способен только один процент. Пусть – даже десятая часть процента, 1 из 1000. Все равно это 500 тысяч человеко-лет. Сравните со временем, потраченным человечеством на создание всех шедевров науки и искусства.

Но мы думать отказались. Мы повторяли штампы и мифы. Сначала – про "это все неправда, коммунисты власть не отдадут", а потом про "вперед, к победе капитализма". Мы даже Сахарова с Ельциным умудрились слить в один котел. В общем, все было точно по Галичу – "...Как легко мы прощали долги, позабыв, что движенье направо начинается с левой ноги".

Что Чубайс? Что Гайдар? Обычные мальчишки. Первый - из Ленинграда. Второй – из Москвы. Плоть от нашей плоти. А окажись на их месте кто-то другой из нас? Сабуров? Сатаров? Явлинский? Да, все было бы то же самое. Ну, разве что с крошечными изменениями. Один круг. Где все знали друг друга если не лично, то через рукопожатие уж точно. Примерно с одним и тем же строем мысли (если это можно назвать "мыслью"). И с не так уж сильно отличающимися нравственными принципами. Ну, одни вступили в партию, другие же "только" терпели коммунистов рядом. (А без этого просто физически нельзя было жить в СССР.) Разница, если вдуматься, не так уж и велика.

Вот в этом и дело. Не о Гайдаре-Чубайсе нам надо сегодня говорить и думать. А о себе. Чтобы еще раз не улететь в ту же яму.

И уж если и возлагать на Анатолия Борисовича наши преступления, чтобы он унес их от нас куда подальше, то давайте все же сначала их исповедуем.

 

��T ��_3 �1 �м единолично, выжимая из этого бренда все для себя самих.

 

Тангейзерный скандал показал, что делиться Иисусом попы ни с кем не намерены. Это понятно. Непонятен только дикарский стиль церковников. Вместо того, чтобы юридически оформить свое исключительное право «на любые изображения и упоминания» Иисуса Х., они опять начали строчить кляузы, скандалить и потрясать статьями УК.

Надо отдать им все права на этот бренд. Пусть единолично им пользуются. Они это заслужили. Вероятно, образ Иисуса быстро задохнется в безвоздушном пространстве церкви. Но невелика беда. Мы неплохо знаем те компоненты, из которых он собран.

Невозможно найти образ, который был бы столь же вторичным и собирательным, как Иисус Х. Беззастенчивость, с которой его евангельская «биография» сшивалась из обрывков полузадушенных магий и мертвых культов, можно извинить лишь поспешностью, с которой создавалось новое верование, а также необходимостью набрать хоть какую-нибудь биографическую фактуру для нового божества.

Присмотримся.

От ассиро-вавилонского бога Мардука евангельскому Иисусу достались в «наследство»: шутовская коронация, багряница, избиения, терновый венец, казнь, спасение своего народа от гнева злых духов ценой своей жизни, стражники при гробнице, разбегающиеся в ужасе при виде воскресшего мертвеца, и даже въезд в город на ослике.

От финикийского Адониса и фракийского Диониса — вся история со сброшенными погребальными пеленами, хождение по воде, пещера-гроб, а также некоторые нюансы воскресения.

От фригийского Аттиса — водяное «крещение», превращение воды в вино, трехдневный срок пребывания в смерти перед «воскресением», прощальная «тайная» вечеря с учениками и «причастие».

От греческого Асклепия — способы исцеления слепца при помощи намазывания ему век слюной.

От Гора, Диониса и Гермеса — рождение в хлеву.

От Митры, Гора и Кришны — звездочеты-волхвы, навестившие новорожденного бога в «вертепе», а также рождественская «звезда» и вся история с избиением младенцев и бегством.

«Моральная» часть Евангелий целиком плагиатирована из египетских и митраистских источников, а факт «вознесения» — это всего лишь апофеоз старой доброй левитации, описанной еще Лукианом в его рассказе о «гиперборейских фокусниках».

Отметим, что все упомянутые боги были непорочно зачаты, родились в пещере или в хлеву от матерей-девственниц; всем им демон или злой дух предлагал богатство и власть; все умели ходить по воде, летать и исцелять; все умерли во «искупление» чего-нибудь, а не просто так, и все, разумеется, воскресли.

Идеологи христианства уже давно нашли очаровательное объяснение скандальных «совпадений». По мнению Тертуллиана и прочих «отцов церкви», разумеется, это «козни дьявола и демонов». «Для того, чтобы осмеять Христа и заставить людей считать, что христиане лишь копируют веру в языческих богов, демоны стали вдохновителями мифологии. Демонам было заранее известно, чему будут учить христиане, и поэтому они измыслили сходные мифы и обряды и коварно разыграли их до евангельских событий» (цит. по: Дж. Б. Рассел. Сатана: восприятие зла в ранней христианской традиции. 1981).

Понятно, что каждое из упомянутых божеств тоже не было самостоятельно и оригинально. Аттис, Дионис, Митра, Озирис и пр., в свою очередь, «сделаны» из элементов своих предшественников, богов еще более ранних и, вероятно, более примитивных, родословия которых уходят к духам неолита.

Разумеется, у любого божества есть свой «срок годности». Иногда он заканчивается вместе с особенностями века, который его породил и культивировал, иногда божество естественным образом утрачивает кредит доверия и аннулируется. А новая эпоха рвет просроченных богов на лоскутья, чтобы сшить из них что-нибудь модное и новенькое. Конечно, сконструировать принципиально новое божество будет очень сложно. Все лоскутья слишком хорошо известны, а набор их ограничен.

Но из этой непростой ситуации все же есть выход. Ищущим символы подлинного драматизма оперным режиссерам, пафосным романистам и культуре в целом следует присмотреться к чукотскому Пивчунину. Этот бог был знаменит своими крохотными размерами — по разным данным, от 3 до 12 см. Своей миниатюрностью он умело пользовался, незаметно проникая под юбки и в rima pudenti девственниц. Оказавшись там, разумеется, он совершал непорочное зачатие. Порочное для него было затруднительно по причине небольшого роста.

 

Материалы по теме
Мнение
23 марта
Михаил Долиев
Михаил Долиев
Человеческие жертвоприношения
Мнение
1 сентября
Валентина Кривозуб
Валентина Кривозуб
Итоги пропаганды войны в школах
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме