«Кровь Дантона душит тебя, злодей…»
Андрей Пионтковский: Растущая перспектива "России в составе Чечни" напрягает силовиков
update: 30-03-2015 (11:51)
С сайта «Каспаров.ру».
За месяц, прошедший после убийства Немцова, российская власть, совершившая это демонстративное преступление на Красной площади в зоне непосредственной ответственности ФСО, так и не пришла к консенсусу по важнейшему для нее вопросу, кого же из своих представителей назначить официальным убийцей(ами). Что свидетельствует о продолжающемся серьезном конфликте на самой вершине российской власти.
16 марта в день счастливого возвращения несколько потрепанного Путина (одного из путиных) на телевизионные экраны кремлевские авторитеты, казалось бы, договорились о более менее устраивающей всех версии – непосредственным исполнителем, организатором и заказчиком в одном лице назначается патриот России, героический офицер-орденоносец, доведенный до отчаяния антимусульманскими высказываниями Немцова, заместитель командира элитного кадыровского отряда "Север" Заур Дадаев.
Но почти сразу же обнаружилось, что ФСБ эта легенда как раз не устраивает и через вбросы в сочувствующие им СМИ ( "Новая газета", "МК", "Росбалт" ) чекисты упорно продолжают выстраивать в общественном сознании довольно убедительную цепочку злоумышленников, ведущую непосредственно к Кадырову: Дадаев – Геремеев – Делимханов. Не потому что пепел убиенного Немцова стучится в сердце генерала армии Бортникова. Истинные обстоятельства преступления сами по себе не интересуют бульдогов под кремлевским ковром, а о Немцове все они уже забыли. Его убийство для них всего лишь повод для выяснения своих непростых отношений.
Силовики (и в спецслужбах и в армии) никогда не питали добрых чувств к Рамзану Ахматовичу и весьма скептически относились к путинскому проекту "Кадыров", лишившему их "победы" в их понимании на Кавказе. К этому добавилось регулярное участие оборзевших кадыровских боевиков в спорах хозяйствующих субъектов на территории России далеко за пределами Чеченской республики. Последней каплей, видимо, стал провинциальный "Триумф воли" на грозненском стадионе. Растущая перспектива "России в составе Чечни" как парадоксального результата двухвековых войн за "Чечню в составе России" напрягает силовиков и в своем противостоянии герою России Кадырову они опираются на мнение народное. Что демонстрируют результаты опросов не только на националистических, но и на вполне себе либеральных сайтах, таких как, например. "Эхо Москвы".
Коллективный Бортников, упрямо не слезающий с Кадырова, не может не понимать, что он не просто ведет со своим Верховным Главнокомандующим академический диалог по отдельным вопросам национальной политики на Северном Кавказе.
Он бросает вызов самим основам его власти, наносит жестокий удар по центральному ядру путинской мифологии.
Сегодня закрытие проекта "Кадыров" стало бы официальным признанием поражения России во второй чеченской войне и объявлением третьей. Это возвращение в 1999 год в гораздо худшей исходной позиции. Это, кроме того, полная политическая делегитимизация Путина как "спасителя отечества в 1999-м".
То, что демарш силовиков продолжается и остается безнаказанным, свидетельствует об ослаблении режима личной власти.
"Опросы общественного мнения" тут ни при чем. Власть диктатора никогда не опирается на опросы. Наоборот, опросы опираются на власть. Если бы в конце февраля 1953 года в СССР существовали бы социологические службы, они зафиксировали бы 99,999%-ый рейтинг вождя. А через несколько дней тот беспомощно лежал на полу Малой дачи в собственной моче.
Власть диктатора – это безусловное подчинение ему нескольких десятков человек: высших военных, гражданских, полицейских, медийных чиновников. Причины, по которым нотабли подчиняются монарху, президенту, вождю племени, пахану различаются в разных культурах: традиция, животный страх, корыстный интерес, верность присяге, искреннее уважение к выдающейся личности лидера, религиозный фанатизм или комбинация нескольких перечисленных.
Перевороты и мятежи происходят тогда, когда критическая масса этих ключевых персонажей утрачивает мотивы подчинения и у самых решительных рука тянется у кого к "табакерке", а у кого к "шарфику". Навязываемая силовиками чеченская повестка дня и есть такой мягкий постепенно все туже затягиваемый "шарфик".
Перезагрузка мифологического обеспечения режима идеологией "Русского мира", удачно стартовавшая операцией "Крымнаш", забуксовала уже на стадии "Лугандонии". Наше спустившееся с Карпатских гор арийское племя с уникальным генетическим кодом реагирует вяло, проблемы нарастают и ближний круг задумывается о перезагрузке уже не мифологем, а физического тела первого лица.
Путинский персоналистский режим вступает в ту неизбежную для любого из них стадию, когда, казалось бы, неожиданно случается Валтасаров пир в узком кругу в ночь на 1 марта 1953 года или на заседании Конвента 9 термидора 1794 года некий Гарнье бросает в лицо Неподкупному знаменитую фразу:
"Кровь Дантона душит тебя, злодей!"