26.03.2015
По инициативе РЕК и Центра «Холокост» начат сбор документов об участии русского писателя в спасении евреев во время войны
Российский еврейский конгресс и Центр «Холокост» инициировали присвоение великому русскому писателю, лауреату Нобелевской премии Ивану Бунину и его супруге Вере Муромцевой-Буниной звания Праведников народов мира. Это звание присуждается людям разных национальностей, которые, рискуя жизнью, спасали евреев во время Холокоста, и считается одним из высших символов уважения еврейского народа. На минувшей неделе отдел Праведников мемориала «Яд ва-Шем» в Иерусалиме принял запрос РЕК и центра «Холокост» и начал сбор официальных документов об обстоятельствах участия Буниных в спасении евреев.
Российскому еврейского конгрессу удалось собрать воедино многочисленные свидетельства биографов Бунина. В этом РЕК оказал большую помощь живущий за рубежом писатель Марк Уральский. Согласно этим данным, во время нацистской оккупации Бунины укрывали на своей съемной вилле «Жаннет» в Грассе на юге Франции, по меньшей мере, троих евреев: литературного критика Александра Бахраха, пианиста Александра Либермана и его супругу Стефанию Либерман.
Мемуарист русского зарубежья, уроженец Киева Александр Бархрах провел в доме Буниных весь период оккупации Франции - около трех лет, до 23 октября 1944 года. Это подтверждают не только свидетельства тех, кто знал писателя лично (писатели-эмигранты Марк Алданов и Леонид Зуров, журналист Андрей Седых),но и воспоминания самого Бунина и спасенного им Бархраха.
Пианист еврейского происхождения Александр Либерман, родившийся в городе Стародуб (ныне Брянская область), вместе со своей супругой-еврейкой нашли спасение на той же вилле в ноябре 1942 года. Это было во время первой акции против евреев на юге Франции, в ходе которой в лагеря смерти было депортировано 11 тысяч человек. Этот факт также не вызывает сомнений у библиографов Бунина. Подтверждения можно найти и в письмах самого Либермана, впоследствии переехавшего с женой в США, и в книге российского литературоведа Александра Бабореко «Бунин: жизнеописание».
«Российский еврейский конгресс считает важным довести эту работу до конца и приложить все усилия, чтобы Бунин был признан достойным этого звания. - говорит президент Российского еврейского конгресса Юрий Каннер. - Этим мы хотим напомнить о подвиге великого русского писателя и в год 70-летия Победы привлечь внимание не только к жертвам Холокоста, но и к героям, спасавшим еврейский народ». Глава РЕК отмечает, что ни в России, ни за рубежом никто из литературоведов не изучал этот вопрос, поскольку тема спасения евреев во время Холокоста людьми других национальностей до сих пор не получила должного интереса. «Мы постараемся привлечь всех специалистов, как в Институте мировой литературы, где готовится к изданию полное собрание сочинений И. А. Бунина, так и хранителей его архивов в разных странах, чтобы как можно быстрее были представлены все необходимые доказательства. Если этот факт будет установлен, то подвиг первого русского писателя-лауреата Нобелевской премии обязательно должен быть увековечен в столице его родины».
Если собранных доказательств будет достаточно, Иван Бунин может стать первым Праведником народов мира, получившим всемирную известность еще до своего подвига. И единственным среди них нобелевским лауреатом. Из более чем 25 тысяч человек (включая 189 представителей РСФСР и России), удостоенных сегодня звания Праведников народов мира, самыми известными остаются пока Оскар Шиндлер, Ирена Сендлер и Рауль Валленберг. При этом все они получили признание уже после войны и именно благодаря совершенному им подвигу.
***
* Из письма публициста Марка Алданова об Иване Бунине (22 августа 1950 года, Нью-Йорк): «Он всегда в эмиграции и зарабатывал мало, а в годы оккупации прожил остатки. Вел себя, как Вы знаете, очень достойно, – не только ни одной строчки при Гитлере не напечатал, но и кормил и поил несколько лет других людей, в том числе одного писателя-еврея, который у него все эти годы жил».
* Из книги «Далекие близкие» (Нью-Йорк, 1962) литературного критика Андрея Седых, где автор цитирует Ивана Бунина: «Один вот приехал к нам погостить денька на два… Было это три года тому назад. С тех пор вот и живет, гостит. Да и уходить ему, по правде говоря, некуда: еврей. Не могу же я его выставить». * Из писем Ивана Бунина к писателю Борису Зайцеву (22 и 26 октября 1944 года, Грас): «Милый друг, пишу тебе с Александром Васильевичем Бахрахом, который завтра покидает нас...», «В доме стало еще более пусто - 23-го уехал в Париж Бахрах - навсегда...»
* Из книги российского литературоведа Александра Бабореко «Бунин: Жизнеописание» (М., 2004): «Бунин прятал у себя людей, подвергавшихся фашистским преследованиям. Он спас от карателей пианиста Александра Борисовича Либермана и его жену».
* Из воспоминаний писателя, наследника бунинского архива Леонида Зурова (1965 год): «Во время войны у Буниных спасался парижский литератор Александр Васильевич Бахрах, бежавший в Грасс после поражения французской армии. Всю войну он провел у Буниных. В самые опасные времена Вера Николаевна его крестила (в маленькой церкви, находившейся в Канн-ла-Бокка) у священника каннской церкви Соболева. Бахрах был однажды на улице арестован эсэсовцами, которые явились в Грасс с русского фронта зализывать раны, отведен в штаб, но выданная Соболевым бумага его спасла».
* Из письма спасенного Александра Либермана (23 июня 1964 года): «Как сейчас помню жаркий летний день в августе 1942 года. Подпольная французская организация оповестила нас, что этой ночью будут аресты иностранных евреев... Как раз в этот момент зашел Иван Алексеевич. С удивлением спросил, в чем дело, и, когда мы ему объяснили, стал настаивать на том, чтобы мы немедленно поселились в его вилле. Мы сначала отказы-вались, не желая подвергать его риску, но он сказал, что не уйдет, пока мы не дадим ему слова, что вечером мы будем у него. Так мы и сделали – и провели у него несколько тревожных дней».
Благодарность прекрасна. Человечно.
Праведник народов мира - звучит хоть и пафосно, но лучше, чем заголовок статьи... А вдруг выясниться, что у Бунина гостили и скрывались не только евреи? А, к примеру, цыгане или поляки? А вот присвоить звание антифашиста вообще - нормально. С учётом его гуманитарных заслуг - антифашиста европейского значения (по типу: "гроссмейтер" или "мастер спорта международного класса")
Оно бы не плохо, да кто присваивать будет? Одни "фашисты" кругом...
Автор пишет, что "Либерман... со своей супругой... нашли спасение на той же вилле в ноябре 1942 года", а сам Либерман пишет: "Как сейчас помню жаркий летний день в августе 1942 года". Кто из них врёт?
И почему здоровый и молодой мужик Александр Бахрах, проживший в доме Буниных весь период оккупации, не подался в Сопротивление, или не вступил, например, в подпольную организацию "Еврейская армия"? Среди евреев, оказывается, были трусы и малодушные. Каганцов, помнится, уже писал про одного еврейского музыканта, который не захотел бороться с фашизмом с оружием в руках, сбежал из армии и просидел весь период оккупации Франции в имении какой-то дамы. Правда, Каганцов писал не об этом, а только том, какой он замечательный музыкант.