«Деревенщики» - русофобы?
Глеб Кузнецов: Если бы "деревенщики" любили русского человека, то логично должны были бы ненавидеть то, что погружает его в ад
update: 24-03-2015 (09:30)
С сайта «Каспаров.ру».
Писатели-деревенщики, о которых всем напомнила смерть Распутина, на самом деле русофобы, по сравнению с которыми любой Бжезинский - это светоч русского патриотизма. Они фантастически ненавидят русский народ. Упиваются его нищетой, безответностью, неприспособленностью к современной жизни. Мир "русского человека" в деревенской прозе полон зла. Выхода для русского человека два - тюрьма или смерть (а быстрее всего комбинация того и другого, как в "Калине красной"). Русский человек у них живет страшной жизнью, преодолевая чудовищные препятствия. Любое его намерение будет неверно понято, извращено, и чем лучше и светлее это намерение, тем болезненнее он будет за него наказан ("Уроки французского"). Его мир переживает страшные катаклизмы, локальный апокалипсис - это норма, а не уникальный случай ("Прощание с Матерой"). Их "легенда" - любовь и преклонение перед русским народом - не выдерживает никакой критики. Если бы они любили русского человека, то логично должны были бы ненавидеть то, что погружает его - несчастного, безответного, вечную жертву - в ад. А именно государство, которое разрушает деревни, сажает в тюрьмы, увольняет с работы, отправляет на войны. Но этого не происходит. Они - вспомним Распутина - наоборот, молятся усатому, как воплощенному символу государственного насилия и погружения народа в хтонические глубины бесконечного страдания. А врагом и источником всякого зла для них является условный "еврей" и все ,что он символизирует - склонность к развитию, смене мест жительства, инновациям, комфорту. Это все, по их мнению "нерусское". Удивительно. До какой же степени надо ненавидеть свой народ, чтобы желать ему вечной жизни без света, тепла и канализации в заснеженной тайге! Еще в школе меня это поражало, когда читал их. Если ты любишь людей, то логично им желать счастья, достойной жизни, успехов, свободы, всего в общем того, что эти ребята считают "нерусским".
"деревенщики"- какой-то уплощенный термин. Ярлык, случайно (или намеренно) навешенный на целый пласт советских (а затем и постсоветских) писателей. Типа - "колхозники",- что в те времена было весьма оскорбительным. Далеко не все из них "копались" в перипетиях деревенской действительности (жизни села). А такие, как поэт Ник.Рубцов, стали зеркалом общероссийского масштаба. Уверена, что и Вл.Высоцкий, и Олег Даль, и многие другие не позволили бы так себя условно классифицировать (тем более, что они были друзьями-единомышленниками одного круга с тем же Шукшиным). Вл.Чивилихин. попытавшийся осознать историч. пути России и российской интеллигенции - слишком преждевременно "ушел". И после этого к 1985 году Союз писателей СССР резко поляризировался на два враждебных лагеря: вместо цивилизованного консенсуса начались склоки, дележ сфер влияния и провокации, типа в ЦДЛ в 1990 г., когда "деревенщиков" пытались опорочить нашествием ряженых маргиналов (группа Смирнова-Осташвилли), которых в журнале "Огонек" поспешили окрестить фашиствующими... Вот с тех пор и тянется этот грязный клубок. Доколь? Гносеология "зла", видимо, еще недостаточно исследована, чтобы опубликовать результаты в широком доступе. Точно известно одно, что традиция российской литературы была печально прервана в 17-м году. Нам бы ее продолжить. Пусть даже спустя сотню лет одиночества. Или России суждено кем-то еще долго быть вырванной из мирового - культурогического - процесса?