Macy’s — одна из крупнейших и старейших сетей розничной торговли в США. Основана в 1858 году Роулендом Хасси Мейси.
Универмаг Macy’s на 34-й улице в Манхэттене считается одной из самых притягательных для туристов достопримечательностей Нью-Йорка наряду со статуей Свободы и зданием Эмпайр-стейт-билдинг. Об этом знают все.
А вот о судьбе Иды и Исидора Страус, которые были владельцами Macy's, известно далеко не всем...
История их любви, верности, мужества и благородства потрясла меня до глубины души... Я переходила от сайта к сайту в поисках все новых подробностей - хотелось узнать о них как можно больше...
Этот пост - итог моих поисков.
***
Они родились и умерли в один день...
Исидор Штраус появился на свет 6 февраля 1845 года в Оттенберге, в Германии. Розали Ида Блун — ровно на четыре года позже, в другом германском городке: в Вормсе. Но познакомились они уже в Америке, куда эмигрировали их семьи: в городке Талбот в Джорджии. Иде было шестнадцать, Исидору — двадцать лет.
Три года он ухаживал за ней, прежде чем решиться попросить ее руки. Ида все-таки была девушкой из весьма обеспеченной семьи, тогда как Исидор был всего лишь младшим сыном торговца скобяными товарами. Но у Иды было еще четверо сестер, и никто из девушек не отличался особенной красотой. Так что родители Иды, видя, что дочь влюблена, а искатель ее руки — человек хоть и бедный, но достойный, все-таки дали согласие на брак. Но поставили условие: чтобы помолвка была долгой — не меньше трех лет. Пусть молодые люди проверят свои чувства, как это было принято в старину.
Ида и Исидор не имели ничего против. Их любовь уже тогда была скорее нежной, чем страстной, и они не считали, что три года отсрочки могут что-либо изменить. Тем более, что им разрешалось встречаться и вместе гулять в выходные.
Ида и Исидор поженились в 1871 году. Ему исполнилось двадцать шесть лет, ей — двадцать два. Через год появился на свет их первый ребенок — сын Джесси. Еще через два года — второй сын, Кларенс. Исидор Строс владел долей в отцовском магазинчике, а со временем мог надеяться накопить на собственную лавочку… Поскольку отцовский магазинчик должен был унаследовать его старший брат.
Но Исидор был деятельным человеком, ему не хотелось прозябать всю жизнь в маленькой лавчонке и в маленьком городке. Он считал, что пришло время больших магазином, за ними – будущее. А большие магазины – это большие города.
Исидор продал свою часть лавки брату и в 1876 году они с Идой и двумя детьми уехали в новую жизнь.
Так выглядел Macy's d 1907 году
Все эти годы Ида поддерживала супруга во всех его начинаниях, даже самых рискованных. И обеспечивала ему «надежный тыл». Это была очень счастливая семья, несмотря на невзгоды, которые им пришлось пережить...Ида еще успела увидеть своих внуков и порадоваться супружескому счастью детей, а Исидор — официально передать управление делами старшему сыну и поставить его во главе компании, когда осенью 1911 года супруги Строс приняли роковое решение: провести рождество в Германии, в его родном Оттенберге. Впрочем, даже не это решение было роковым, а последующее: вернуться в Америку весной 1912 года на чудо-корабле под названием «Титаник».
Когда в 00 часов 30 минут 15 апреля на «Титанике» началась эвакуация, первые шлюпки спускались на воду заполненными до половины.Потом, осознав, что шлюпок не хватает, стали сажать только пассажирок с детьми, плывших первым классом.
Ида Штраус, понимая, что мужа ее в шлюпку не пустят, отказалась от своего места. Офицер, распоряжавшийся эвакуацией, из уважения к преклонному возрасту супругов, предложил Исидору Штраусу так же занять место в шлюпке. Но 67-летний миллионер не счел возможным принять это предложение.
Через полтора часа, когда корабль наполовину погрузился в океан, а на палубах царили паника и ужас, Исидор все-таки сумел усадить Иду в одну из шлюпок. Но Ида, увидев, как Исидор, в последний раз помахав ей, уходит в темноту, не выдержала и попросила задержать спуск шлюпки на воду. Она сошла и поспешила к мужу. Он попытался усадить супругу в шлюпку, но та решила не оставлять его на тонущем лайнере, заявив: «Я не оставлю мужа. Мы всегда были вместе, куда ты, туда и я». Он отошел в сторону. Тогда Ида сняла с себя драгоценную соболью шубу, подозвала свою молоденькую горничную — та стояла в стороне, поскольку прислуга из первого класса пока к эвакуации не допускалась — и накинула шубу на ее плечи: «Возьми, дитя мое, ночь холодна». Элен ответила, что не может принять от госпожи такой дорогой подарок, и попыталась снять шубу. Ида с мягкой улыбкой удержала ее руки и сказала: «Я думаю, мне она уже не понадобится». Элен разрыдалась и упала на колени. Но Ида, вдруг сделавшись суровой, принялась торопить ее и подталкивать к лодке.
Именно ей, своей горничной, Элен Берд, уступила Ида свое место в лодке номер 8, предназначенной для пассажиров первого класса, и протянула свое меховое манто - "оно мне больше не нужно". И то и другое помогло горничной выжить на ледяном ветру северной Атлантики. Она пережила трагедию на 40 лет.
Когда оставшиеся в живых после катастрофы прибыли в Нью-Йорк, многие из них, в том числе и Эллен Бёрд, рассказывали журналистам о невероятном героизме Иды и её преданности мужу. Историю Иды Штраус после этого долгое время пересказывали журналисты во многих газетах, а раввины многих еврейских общин на своих проповедях превозносили перед прихожанами её мужество.
Персонажи Иды и Исидора Штраус были изображены во многих фильмах о гибели лайнера, среди которых американская драма «Титаник» 1953 года, британский фильм «Гибель Титаника» (1958), «Спасите «Титаник»» (1979), телефильм «Титаник» (1996), блокбастер Кэмерона «Титаник» (1997), а также, несмотря на то, что супруги были евреями, в нацистском пропагандистском фильме «Титаник» 1943 года выпуска.
В картине Джеймса Кэмерона «Титаник» 1997 года Штраусы показаны утешающими друг друга в заполняющейся водой каюте в момент гибели лайнера. Сцену, когда Исидор пытается убедить жену сесть в шлюпку, в итоговой версии фильма удалили.
Кадр из фильма Д. Кэмерона "Титаник"
В знаменитом фильме Джеймса Кэмерона юная Роуз, не в силах расстаться с Джейком, выпрыгивает из уже опускающейся шлюпки… Кэмерон хорошо изучил историю катастрофы «Титаника» — и подарил своей 17-летней главной героине тот подвиг во имя любви, который на самом деле совершила 63-летняя Ида Штраус. Ида, второе имя которой было – Розали. Возможно, не просто так Кэмерон назвал свою героиню Роуз, а в честь одной из самых ярких героинь трагедии на «Титанике»?
В фильме Кэмерона супруги Штраус не названы по именам. Мы видим их в последний раз лежащими в объятиях друг друга на койке в затопляемой каюте.
Океан убил и разлучил их...
В память о Штраусах в Нью-Йорке установлено четыре мемориала:
- Мемориальная доска висит на первом этаже универмага «Macy's» на Манхэттене (насколько мне известно, сейчас этой доски там нет - ее сняли после последнего ремонта. Н.Т. )
- Памятник Исидору и Иде установлен в парке Штраус на Манхэттене, располагающемся на пересечении Бродвея и Уэст-Энд авеню. Парк был разбит в том же квартале, где некогда проживали супруги.
Памятник Исидору и Иде в парке Штраус на Манхэттене
- Нью-Йоркская общественная школа № 198 названа в честь Штраусов.
- На могиле Исидора Штрауса на кладбище в Бронксе установлен кенотаф для Иды.
Могила Исидора Штрауса на кладбище в Бронксе, Нью Йорк
Исидор покоится в фамильном склепе на историческом кладбище Вудлон в Вестчестере, респектабельном пригороде Нью-Йорка. Если зайти за ограду, то через стекло мавзолея, за покрытым патокой бронзовым узором решетки можно разглядеть два надгробия. Одно из них пустующее - оно ожидает Иду.
"Даже глубокие воды не могут ни погасить любовь, ни утопить", - написано на кладбищенском памятнике, отлитом в виде корабля.
ИСТОРИЯ ЛЮБВИЭто было недавно – в двадцатом веке – Средь бездонных времён век – усталый странник – Как породистый конь, что сломался в беге,В ледяном океане тонул «Титаник».SOS сигнал рвал эфир, словно бой набата,На спасенье даря обречённым шансы – Что ж, сюжет изначально достоин Ада,Но и в том же Аду есть свои нюансы.Безусловная правда всегда цинична – Существуют от Евы с Адамом классы.Человечество знает о том отлично – Царь есть царь, люд есть люд – в переводе массы.На «Титанике» плыли Исидор с Идой,Из особо богатых – супруги ШтраусНа спасенье не просто имели виды – Соли бренной земли не опасен хаос,Потому что к услугам всегда прислуга,Она вправе раздвинуть и сузить сутки,Усмирить может бурю, и шторм, и вьюгу – В данном случае Штраусов ждали шлюпки.В свой черёд села Ида – не сел ИсидорИ сказал на весь мир, и был голос звонок,Что иначе не может – жить будет стыдно,Коль спасётся, а канет на дно ребёнок. И услышала Ида, и встала гордо,И по трапу взошла, место дав Берд Эллен – Своей горничной – Смерть же кривила морду,Выражая тем крайнее удивленье.И сняла Ида с плеч шубу из шиншиллы,(Иль лисы, иль куницы – кто ныне знает?),И дала её Эллен, и с мужем милымОбнялась, чтоб войти вместе в кущи Рая.Словно штопор, пронзил толщу вод «Титаник»,Украшением став Нептуна чертога.Без любви мир плутал бы в густом тумане – Четы Штраус любовь воспарила к Б-гу.P. S. Был Исидора братом Натан почтенный,И являлся, как брат, фирмы «Macy’s» боссом – Человечество знает – решают геныТе, иные, как там ни крути, вопросы.Что Натан на «Титаник» не сел – случайность – В Палестину собрался – не знак ли свыше?Впрочем, воля Вс-вышнего – это данность,Где ни жили бы: Жмеринке иль Париже.Братьев знала Америка и Европа, Конкурентам и прочим врагам на зависть.Прочитал Натан кадиш, став филантропом,Укреплял иудейского древа завязь.Как прекрасна Нетания! Пляжи. Море – Не найти чуда схожего в прочих странах,Волны ветру лепечут весь день истории. Город назван, конечно же, в честь Натана.