Забвение как лекарство. Не обращайте внимания на Путина
В России создан мир, где осязаемая реальность менее значима, чем воображаемая
Владислав Иноземцев
Vedomosti.ru
http://www.vedomosti.ru/opinion/news/38957111/zabvenie-kak-lekarstvo
После очередного обострения ситуации на востоке Украины в Европе и США задумались о новых санкциях против России. Между тем, на мой взгляд, Запад никогда не пытался дать Путину в полной мере адекватный ответ на его внешнеполитические выходки. Санкции по самой их природе призваны обеспечить изоляцию России от внешнего мира, создать у политической элиты страны ощущение изгоя. Однако сторонники таких мер вряд ли учитывают, что Путин действительно живет в «ином мире», где информированность почти замещена пропагандой. В России создан мир, где осязаемая реальность менее значима, чем воображаемая; где мало кто заботится о следствиях своих поступков, но все внимательно относятся к их отражению в медиа.
В этой искаженной системе координат значимы упоминания как таковые, а не их тональность или контекст. Доброжелательные и позитивные — служат восхвалению верховной власти. Критичные и негативные — интерпретируются как следствие зависти и/или боязни. Любая кампания в СМИ, любая концентрация внимания, любые попытки воззвать к разуму или рациональности воспринимаются как подтверждение: властью выбран правильный курс.
Увы, никто на Западе не воспринимает этого всерьез. Политики в развитых странах не отдают себе отчета, что появление «светлого образа» Путина более чем на 20 обложках ведущих журналов США и Европы на протяжении одного лишь 2014 года — не важно, в геройском или карикатурном образе, — было для властей России не меньшим наркотиком, чем сверхдорогая нефть. Они не понимают, что несоразмерное значимости страны место, какое она занимает в глобальном медиапространстве, — это гарантия продолжения кремлевских безрассудств.
Если Запад хочет побороть Путина санкциями, ему стоит сделать ставку на информационную блокаду. По канонам медиакратии, по которым живет ныне Кремль, самое страшное — это не критика, а забвение. И если бы завтра, как по мановению волшебной палочки, мировая пресса стала уделять России внимание, точно соответствующее ее доле в мировом ВВП (в 2015 г. — не более 1,5%), никакие кредитные ограничения и запреты на импорт оборудования для нефте- и газодобычи не сравнились бы с таким психологическим ударом. Увы, этого не случится. Свобода прессы в западном мире будет оставаться гарантом продолжения российского политического безумия.
Автор — директор Центра исследований постиндустриального общества