Золотовалютные резервы тают, но есть надежда отыграть назад
13 ФЕВРАЛЯ 2015, МАКСИМ БЛАНТ
Из «Ежедневного журнала».
Золотовалютные резервы России стремительно сокращаются. ЦБ отчитался о тратах за неделю, которые составили 1,6 млрд долларов, в целом запасы уменьшились до 374,7 млрд долларов.
В этом году золотовалютные резервы сокращались под влиянием совершенно иных факторов, нежели те, которые были в прошлом. Сейчас Центробанк не совершает валютных интервенций, и в этом отношении резервы более сохранны. Тем не менее, они уменьшились до значения ниже уровня, на котором были в 2009 году, на пике золотовалютного кризиса в России.
Это связано с несколькими моментами. Во-первых, часть резервов размещена в евро, а также в других валютах, которые покупал Центробанк: канадский доллар, австралийский доллар и так далее. Эти валюты в последнее время падают по сравнению с долларом США, который достиг исторических максимумов благодаря ожиданию повышения ставки Федеральной резервной системы. Соответственно происходит переоценка золотовалютных резервов, в долларовом выражении они уменьшаются.
Вторая причина, которую называет уже сам ЦБ, — валютные кредиты, которые предлагаются банкам, чтобы они не бежали на валютный рынок и не покупали валюту. Это, фактически, завуалированная форма денежных интервенций, но более мягкая, так как есть надежда, что банки когда-нибудь вернут эту валюту, они её не купили, а взяли взаймы. Но, судя по тому, что российские банки, особенно государственные, периодически требуют продления мер поддержки, то вопрос, когда они вернут средства, и вернут ли вообще, остаётся открытым.
Что касается того, какие в стране должны быть золотовалютные резервы, то, по большому счёту, если бы не квазигосударственный долг Газпрома и «Роснефти», то и значительные резервы были бы не нужны — государственный долг у нас маленький, значит, и резервы могут быть небольшие. В течение этого и прошлого года экономика продемонстрировала, что она очень чутко реагирует на изменение курса доллара. Импорт начал резко сокращаться, но торговый баланс всё-таки остаётся положительным, и всё теперь зависит от уровня оттока капитала. А он напрямую связан с политической стабильностью и рисками. Соответственно, если политические и страновые риски, обусловленные ситуацией на Украине, взаимоотношениями с оппозицией и правами на собственность, будут тихо-мирно успокаиваться, не будет происходить историй вроде тех, что случились с Евтушенковым и «Башнефтью», а перемирие худо-бедно заработает, то можно будет считать, что для ЦБ самое страшное время позади.
Однако любой из названных факторов способен серьёзно дестабилизировать ситуацию. Инвесторы понимают: сейчас у России последний шанс удержаться в цивилизованном экономическом пространстве, с этим связана эйфория последних дней на фондовым рынке, где стремительно укрепляется рубль и растут наши фондовые индексы. Видимо, инвесторы всё-таки считают российское руководство достаточно здравомыслящим для того, чтобы понять: это действительно последний шанс, как говорила Ангела Меркель в ходе своей поездки в Минск. Если он не будет использован, то это станет «красной чертой», за которой всё покатится по наклонной.