Как боролись с повышением цен на хлеб и другие продукты в России
Ввиду того, что в стране растут цены на хлеб и другие продукты, хочу познакомить почтенную публику с архивными документами, связанными с борьбой правительства против роста цен на хлеб и другие продукты в 1845-1847 годах.
Из рапорта Вятской градской думы губернатору от 9 августа 1845 года:
«Предписание Ваше от 27 июня 1845 года относительно надзора за перекупщиками, дабы они не производили до узаконенных 12 часов утра перезакуп привозимых поселянами продуктов для продажи жизненных припасов, Градская Дума препроводила хлебному и мясному старостам. Чтобы они вели неослабный контроль и не допускали барышников и торговцев перекупать на базарах у крестьян разные жизненные припасы прежде окончания базара. То есть до узаконенных 12 часов утра. Или еще хуже дозволять перекупать эти же самые продукты на выездах города.
Если же старосты кого-либо в таком противозаконном перекупе усмотрят, то тотчас виновных препроводят в Градскую полицию для поступления с ними по законам и давали о сем знать и Градской Думе.
Градская Дума предупредила старост, что если они по надзору допустят послабления, то будут подвержены личной законной ответственности.
Градский глава Яков Машковцев».
(ГАКО, ф.582, оп.18, д.65, л.3).
Из сообщения Вятского губернского правления от 12 января 1846 года:
«Губернский штаб-офицер корпуса жандармов подполковник Андреев 2 и 9 декабря 1845 года лично выезжал на рынок и в село Хлыновка в 4 часа утра и заметил, что одни только жандармы содействовали к понижению цен продуктов, но ПОЛИЦИЯ не имела тогда, ни малейшего действия. Нижние чины бродили без квартального, ибо наряженный для сего Сабинов, хотя и являлся на рынок, но просидел в Казанской будке до 10 часов утра, а 9 декабря совсем не был на рынке.
Через таковое бездействие ПОЛИЦИИ видна была в некоторых конторах ссыпка хлеба еще до поднятия на площади флага. Но прекратить сие было невозможно, потому что приказчики и даже продавцы хлеба объяснили, что ссыпка производится ими подрядного хлеба, а не частного привоза, и представляли при этом мнимые накладные ярлыки, написанные на имя купца Прозорова без всякой подписи. Ярлыки эти поручик Бакулин у мужиков отобрал и передал лично Вятскому полицмейстеру с просьбой донести об этом губернатору».
(ГАКО, ф.582, оп.18, д.65, л.3).
Из рапорта от 22 сентября 1846 года в адрес губернатора:
«Цены на хлеб открывают перекупщики на базарах в селах Вожгалы, Суна и Богородское сообразно ценам в городе Вятке.
В воскресенье, 22 сентября, были следующие цены за пуд ржи:
1. В селе Вожгалы – 1 рубль.
2. В селе Суна – 95 копеек.
3. В селе Богородском – 90 копеек.
Перевозка хлеба в город Вятку с пуда:
- Из села Вожгалы – 6-7 копеек.
- Из села Суна – 10 копеек.
- Из села Богородское – 12-14 копеек.
Мешочники покупают хлеб в свои воза от 10 до 20 пудов. Они всегда покупают хлеб дороже на 2, 3, а иногда и 5 копеек.
В то же воскресенье, как я слышал в городе Вятке были цены на базаре 1 рубль 25 копеек за пуд, а купцы покупали в амбаре по цене 1рубль 15 копеек – 1 рубль 16 копеек за пуд.
Я хлеб покупал в селе Суна в июле 1846 года и купил его в амбаре 130 пудов по цене 75-77 копеек за пуд».
(ГАКО, ф.582, оп.18, д.65, л.12-13).
Из циркуляра вятского губернатора А.И. Середы от 16 января 1847 года:
«До моего сведения дошло, что разного звания хлебопромышленники посылают в села, в коих бывают значительные базары, ил где крестьяне отличаются по преимуществу хлебопашеством, своих приказчиков, которые в нарушение законов по торгам заводят конторы и скупают хлеб и разные сельские произведения без соблюдения правил.
Поручаю вам представить мне подробные сведения как о торговле жизненными припасами вообще, так и особенно производимой иногородними промышленниками.
Вместе с тем вменяю вам в строгую обязанность иметь бдительное наблюдение за правильностью торговли».
(ГАКО, ф.582, оп.18, д.65, л.18).
Из рапорта Слободского городничего от 27 января 1847 года:
«Имею честь донести, что в городе Слободском торговля жизненными припасами производится согласно предписанным правилам.
Местные купцы и иногородние гости (купцы – А.Р.), торгующие хлебом для отпуска к Архангельскому порту и имеющие конторы, а равно и занимающиеся продажей оного из лавок, производят закупку из первых рук от крестьян к рынку в установленное время.
Оптовые торговцы закупают земельные произрастания от купцов в городе Глазове, которые оттуда перевозятся в Нашульскую или Кайгородскую пристани с перевалкой в городе Слободском».
(ГАКО, ф.582, оп.18, д.65, л.20).
Из рапорта Сарапульского городничего от 28 января 1847 года:
«Имею честь донести, что торговля в городе Сарапуле жизненными припасами производится обычным порядком, как гражданами города, так и привозом из окольных деревень крестьянами, без перекупу.
Приезжающие иногородние хлебные торговцы мелочной покупки в городе не ведут, а покупают у здешних купцов хлеб большими партиями от 1.000 и более кулей».
(ГАКО, ф.582, оп.18, д.65, л.21).
Из рапорта Яранского земского исправника от 18 февраля 1847 года:
«Имею честь донести, что хотя некоторые из крестьян-хлебопромышленников, в особенности в слободе Кукарке, имеют приказчиков, но оные в других селах для закупа хлеба и прочих сельских произведений не проживают.
Ведомость о хлебе и жизненных припасах, произрастающих в Яранском уезде и продаваемых на торгах и ярмарках:
- Рожь.
- Пшеница.
- Овес.
- Горох.
- Ячмень.
- Ржаная мука.
- Крупа овсяная.
- Крупа ячная.
- Солод.
- Мясо.
- Сухая и свежая рыба.
- Соль.
- Масло коровье.
- Масло постное льняное.
- Картофель.
- Свекла.
- Лук.
- Морковь.
- Капуста.
- Редька.
- Репа.
- Бобы.
- Мак.
- Огурцы.
- Хмель.
- Конопля.
- Лен.
(ГАКО, ф.582, оп.18, д.65, л.25-27).
Из распоряжения вятского губернатора от 28 февраля 1947 года:
«До меня дошло, что находящиеся в городе Вятке барышники и торговки не перестают на выездах города в базарные дни перекупать у крестьян привозимые сюда продукты, равно и на самом рынке скупать их оптом прежде установленных 12 часов дня.
Ввиду чего жители города Вятки покупают продукты не из первых рук, а от скупщиков и торговок с неимоверным возвышением цен против надлежащей их стоимости.
В своей докладной записке Орловский городничий князь Шелешпанский сообщает, что в городе Орлове замечены им беспорядки, к искоренению которых он не осмеливается приступить сам собой, опасаясь, чтобы принятые меры не были отнесены к стеснению торговли.
Эти беспорядки следующие.
С самой осени по последний зимний путь для отправки к Архангельскому порту, купечество производит покупку хлеба, семени, кулей и рогож.
Получивши пограничное известие, что по неурожаю в хлебе и семени ощущается недостаток, купец рассылает служащих у него крестьян в разные места для покупки хлеба и семени.
Крестьяне-приказчики, получившие от купца задаточные деньги и купившие на оные хлеб и семена, вместо того, чтобы представить товар прямо к хозяину по привозе в город, узнав о повышении цены оставляют оный за городом и здесь с другими, для них посторонними купцами или их приказчиками, торгуются в цене и, согласясь с оной, продают им (это же самое происходило у нас и в 1990-х годах).
Между тем, настоящий хозяин, узнав о таковых служителей своих действиях, приносит жалобу и таковых жалоб приходит значительное количество».
(ГАКО, ф.582, оп.18, д.65, л.35).
Александр Рашковский, краевед, 30 января 2015 года.