Глава Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволод Чаплин призвал руководителей Белгородской, Кемеровской и Псковской областей, Республики Марий Эл и Ставропольского края принять участие в формировании православной финансовой системы и православного банка. В письмах Чаплин также попросил оказать организационную поддержку, привлекая православную бизнес-общественность.
Копии обращений есть у «Известий». Главное отличие православного банка от существующих будет заключаться в том, что он не будет выдавать кредиты и принимать вклады. Основная цель банка — посредничество между православными инвесторами. В будущем православные банкиры предложат формировать капиталы банков золотом.
— Я разослал письма губернаторам, которые известны большим количеством инициатив по поддержке православного образа жизни, — рассказал «Известиям» протоиерей Всеволод Чаплин. — Это губернаторы Владимир Владимиров, Аман Тулеев, Александр Турчак, Евгений Савченко, Леонид Маркелов. Речь идет о регионах и главах регионов, где, как представляется, есть среди общественности и бизнеса определенная поддержка православной церкви и православного образа жизни. Инициатива со стороны бизнесменов есть. Компании не должны воспринимать православный банк как способ быстро выделиться. Пока никаких конкретных цифр нету. Мы пытаемся распределить владение банком, чтобы никто не мог говорить о нем как о собственном бизнес-предприятии, и собираем предложения и инициативы от бизнесменов по участию в банке. Будем смотреть, как эта система может быть оформлена организационно.
Помимо банка в рамках православной финансовой системы намечено создание соответствующих инвестфондов и собственно компаний, в рамках которых предполагается финансирование реального сектора экономики. Также планируется развитие специальной инфраструктуры: управляющие, консалтинговые, юридические, страховые компании, а также создание торговой площадки для объединения православных предпринимателей и формирование партнерской бизнес-среды.
Максим Осадчий начальник аналитического управления банка БКФ отмечает, что Православный банкинг — явная калька с исламского банкинга, который не просто успешен, а суперуспешен. Один из секретов этого успеха кроется в огромном авторитете исламских священников. Мусульманский муфтий может выполнять функции омбудсмена для решения споров, в том числе экономических. Справится ли русский поп с такой задачей? Хватит ли у него авторитета для решения спора, например, между кредитором и заемщиком? В России существовал один банк, который позиционировал себя как исламский. Это был Бадр-Форте Банк. Впрочем, такое позиционирование не мешало ему зарабатывать на ссудном проценте, что категорически запрещено исламом. У Бадр-Форте Банка отозвали лицензию в 2006 году за отмыв денег. Кроме того, для российской практики характерен единственный конечный бенефициар малого или среднего банка, иначе начинаются деструктивные конфликты между владельцами.
Осадчий также отметил, что инициатива создания такого банка кажется конъюнктурной, как ответ на санкции, которые закрыли доступ на западный рынок капитала, и такой ответ кажется эксперту несостоятельным.
— Любопытно, что среди запретных объектов финансирования упоминается производство и торговля табаком, тогда как РПЦ успешно беспошлинно импортировала табак и алкоголь в 1990-х. Кроме того, Московский патриархат является крупным акционером банка «Пересвет», зарабатывающего на ссудном проценте. А ведь в совет директоров банка «Пересвет» в свое время входил и нынешний патриарх Кирилл. Также Московский патриархат является соучредителем столичного банка «Банкхаус Эрбе» (до 2008 года — Международный банк храма Христа Спасителя), который специализируется на обслуживании VIP-клиентов.
Неудачной идея создания православного банка кажется протодиакону Русской православной церкви Андрею Кураеву.
— Сама идея создания православного банка в условиях надвигающегося банковского кризиса очень плоха, так как достаточно велика вероятность того, что банк будет проблемным, как и многие другие в 2015 году, — говорит Кураев. — Представьте себе обманутых или обиженных инвесторов или клиентов, которые пикетируют православный банк. Одной этой мысли достаточно, чтобы похоронить эту идею.
Второе, если предлагают создать банк без процентов, то эта идея не нова — в СССР существовала касса взаимопомощи. К сожалению, история и современность не дают уверенности в том, что все православные руки намагничены так, что деньги не прилипают, а совсем наоборот, отскакивают. Поэтому глядя на наших чиновников, олигархов и других, любящих называть себя православными, не могу, глядя в их честные лица, сказать, что будут сохранены деньги, а не перейдут их детям. То, что Московская патриархия сейчас является совладельцем банков, мне не нравится. Я понимаю, когда серьезный и крупный холдинг типа «Газпрома» организует свой банк. Церковь разве бизнес-контора? – особо подчеркнул протодиакон Андрей Кураев.
Директор региональной программы Независимого института социальной политики, профессор МГУ и эксперт ООН Наталья Зубаревич смысла в инициативе Чаплина не увидела: «В Белгород Чаплин письма зря посылал. Там гигантский долг, идет очень сильный секвестр бюджета, поэтому денег на православный банк в Белгородской области нет. А господин Тулеев, как мы помним, он немножко из другой оперы, православие в Кемеровской области сильно не педалируется. Марий Эл – это дотационный регион, с крайне слабой экономикой и большим государственным долгом».
По мнению экономиста, в России есть лишь два региона, способных помочь в создании такого банка: «Это Санкт-Петербург. Там плюсовой бюджет и очень православный губернатор. Это первый регион, куда должен обращаться Чаплин. Еще очень много денег на Сахалине, но дальневосточники экстремальной религиозностью никогда не отличались». «Вообще, последние идеи звучат очень смешно: что раздавать по гектару земли на Дальнем Востоке, что создавать православные банки. Уровень глупости в Российской Федерации очень повысился», – подытожила Наталья Зубаревич.