-
Канакалока – Гавайские острова
Надо отметить, что на Гавайях люди не праздновали Рождество вплоть до прибытия на острова капитана Кука в 1778 году. Но только протестантские миссионеры из Новой Англии, впервые приехавшие на Гавайи в 1820 году ввели рождественские традиции в обиход.
На Гавайских островах отмечают официально три Новых года. В начале октября празднуется традиционный гавайский новый год - Макахики (Makahiki). Как и многие племена Тихоокеанского региона, гавайцы верят в Байаме, небесное божество, живущее близ Огромного Потока Воды (Млечный Путь). Восседая на хрустальном троне, который составляют звезды, этот бог ежедневно отправляет на землю гонцов - Солнце и Луну, насылает гром и дождь, оплодотворяя землю. Именно Байаме «виновен» в начале цикла жизни, и день его рождения, когда Бог Неба сотворил сам себя, - вот это и есть для гавайцев Новый Год.
Гавайские девушки в новогодний праздник надевают леи (Lei ) – гирлянды из орхидей, чтобы соблазнить и заманить бога Лоно – носителя изобилия, дождей и музыки. Если его не завлечь, мир так и не будет обновлен. Люди традиционно почитают землю, дающую им еду. Празднества Нового года продолжались в течение 4 месяцев, в этот период запрещались любые войны и конфликты.
Западное Рождество и календарный Новый год попадают как раз на этот период, поэтому автоматически тоже начали праздноваться с позапрошлого века. В лексиконе гавайцев появились такие слова, как Рождество Христово (Меле Каликимака), эльфы (Менехуне), олени (Лейнекиа), снежинка (Ксау пуэхуэху), ангел (Анела), снежки (Попохау) и, конечно же, Дед Мороз, которого зовут Канакалока.
Он по образу напоминает Санта Клауса, только часто из-за жары меняет меховой костюм на легкую красную курточку и бриджи. Неизменной остается только большая седая борода.
Кроме всего этого, еще в середине XIX века на Гавайи была завезена традиция отмечать в конце января китайский Новый Год с плясками драконов и фейерверками. Поэтому четырехмесячное празднование Макахики проходит очень насыщенно, включая в себя традиции и праздники разных эпох и народов.
Сенялис Шалтис, Каледу Сенялис и Каледа – Литва
В Литве сразу несколько персонажей, выполняющих роль нашего Деда Мороза. С советских времен к ребятишкам приходит Сенялис Шалтис, имя которого переводится, как старец Мороз или Холодный дед, этот дедушка прижился в Литве, и его имя употребляется до сих пор. От западного Санта Клауса дедушка Шалтис отличается более длинным полушубком и вязаными варежками, но в отличие от русского дедушки борода и шуба у него все же покороче.
Кроме него на Рождество в домах появляется Каледу Сенялис – Рождественский дед, ну, а еще очень популярен фольклорный персонаж, герой легенд и сказаний - Каледа, старик в белой шубе.
Весь год Каледа живет в деревне, а во время празников посещает детей Литвы. Персонаж Каледа становится в последнее время все более популярным, отодвигая на задний план и своего собрата времен СССР, и «продукт» американской культуры в виде персонажа, похожего, как две капли, на «кока-кольного» Санту.
К новому году в литовских семьях готовят оригинальное сладкое угощение – торт необычной формы из яичного теста, испеченный на открытом огне, который называется «шакотис». Он считается непременным атрибутом свадеб, но готовят его и к Рождеству. Этот торт занесен в Литовский национальный фонд кулинарного наследия.
Пай Натал – Португалия
Португальского Деда Мороза зовут Пай Натал (Папаша Рождество), выглядит он так же, как и американский Санта Клаус: в красно-белых одеждах и с бородой.
Пай Натал считается повелителем «зимнего королевства», а его владения находятся в средневековом городке-крепости Обидуш, расположенном в сотне километров к северу от Лиссабона. Ежегодно городок становится столицей новогодних торжеств. Жилище бородатого дедушки Мороза построено в виде эскимосского иглу. В определенные часы «главный» Пай Натал появляется в городке, раздавая детишкам подарки.
Его помощники, естественно приходят к детишкам в каждом городе, в каждый дом, помогая разносить подарки.Санта Клаус в Австралии.
-
Голландский Синтерклаас носит кафтан и белые сапоги. Перед самым Новым годом он приплывает в Амстердам на корабле, однако сам подарки не раздает. Для этого у него есть свита — мавры в пышных тюрбанах.
Голландский Дед Мороз прибывает на пароходе в конце ноября из Испании (почему оттуда, история умалчивает, хотя, возможно, потому, что Нидерланды долгое время были испанской колонией), чтобы привезти все подарки к 5 декабря. Хотя есть версия, основанная на стихотворении, написанном в 1810 году, в котором говорится, что Синтерклаас заезжает в Испанию, чтобы «запастись» мандаринами и апельсинами для подарков детям. -
Прибывает Синтерклаас в Нидерланды именно к 5 декабря, поскольку в этот день все отмечают День святого Николая, который является прообразом голландского Деда Мороза. Иногда Синтерклааса называют De Goedheiligman – дарящий блага святой человек, или прямо Sint Nicolaas – Святой Николай. Первоначально праздник отмечали, как именины Святого Николая, поскольку он является покровителем детей, матросов и города Амстердама.
Поскольку исторический Святой Николай был греческим епископом, то это выражено во внешнем облике голландского Деда Мороза. Он – пожилой человек с седыми волосами и длинной бородой, одетый в длинный красный плащ или ризу, с красной митрой на голове, позолоченным посохом в руке и рубиновым перстнем на пальце. В руках у Синтерклааса большая книга, в которой написаны имена и адреса детей, а также, как вел себя каждый конкретный ребенок в прошлом году. Дети знают, что Синтерклаас обязательно расспросит об их поведении родителей, поэтому все письма и пожелания ребята передают через них.
Впрочем, кроме религиозных корней в образе Синтерклааса воплотились и некоторые линии язычества, основанного на германских мифах о боге Одине, которому поклонялись в Северной и Западной Европе до христианизации. Например, история о том, что Синтерклаас разъезжает верхом на белом или сером коне, который может даже летать над крышами. Имен у коня было много разных, из последних и самых популярных – Сляйпнир и Америго Веспуччи. Поэтому ребятишки вместе с башмаком, в который Синтерклаас обязательно положит подарок (если ты, конечно, заслужил!), у камина оставляют угощение и для коня – морковь, яблоки или пучок сена. А в домах, где нет дымохода и камина, ботинки выставляют перед входной дверью. На следующее утро морковь и другие продукты чудесным образом исчезают, зато дети находят там конфеты и другие небольшие подарки.
Современным детям родители рассказывают еще историю о том, что башмак можно оставить на подоконнике или у двери в квартире, поскольку у Синтерклааса есть ключ, который подходит к каждой двери. Видимо, родителям лень выйти поздно вечером за порог, или они боятся, что кто-то подарок украдет.
Вторая отличительная особенность Синтерклааса от своих сородичей – это то, что у него много озорных помощников с черными лицами, всех их зовут «Чёрный Пит» (Zwarte Piet), и они выполняют много работы – доставляют подарки из Испании, упаковывают их и доставляют детям домой. Они же ведут статистику – кто был послушным, а кто хулиганил. Черный Пит выполняет примерно такую же роль при Синтерклаасе, как эльфы при американском Санта-Клаусе.
Черный Пит, как правило, подросток с черными вьющимися волосами, одетый в мавританский костюм 17-го века с кружевным воротником и шапочкой с пером. История возникновения этих помощников тоже имеет несколько версий.
По одной из них (самой древней) - мальчишки черные, потому что это воплощение ворон бога Одина, которых звали Хугин и Мунин, которые всюду летали и сообщали Одину что где происходит. В средневековье помощник Синтерклааса воплощал собой дьявола либо его помощника Нерви – черного отца Ночи. История Синтерклааса и его «противников» строилась на борьбе добра и зла.
Позже возникла еще одна версия появления Пита, основанная на колониальном опыте Голландии и святости Николая. Якобы, однажды Синтерклаас купил на рынке рабов на острове Майра эфиопского мальчика по имени Питер и тут же даровал ему свободу. Мальчик был так благодарен, что решил остаться с Святым Николаем в качестве помощника. В середине ХХ века, дабы не быть обвиненными в расизме, Черному Питу придумали другую легенду. Якобы у Пита черное лицо от сажи, поскольку именно он опускается через дымоходы в дом, чтобы положить подарок от Синтерклааса в башмак. Хотя, эта версия многими критикуется, поскольку в ней не объясняется, почему у помощника Синтерклааса кудрявые, черные волосы и большие, красные губы.
Белорусский Дзэд Мароз.
Предшественником белорусского Деда Мороза был фольклорный персонаж Зюзя. Он представлял собой щедрого старика с длинной бородой, живущего в лесу и ходящего босиком. В фольклорных сказаниях говорится, что деревья трещат во время сильных морозов потому, что Зюзя стучит по деревьям, оббивая лед с веток, чтобы деревья не замерзли. Люди для него за порог дома выставляют угощения и громко зовут, тогда Зюзя приходит и дарит детям подарки. -
Баббо Натале. Похож на нашего Деда Мороза. Этот любимый итальянский персонаж своими историческими корнями восходит к Святому Николаю. Баббо Натале долгое время жил на Северном полюсе, а позднее приобрел себе отличное жилище на финском севере – в Лапландии.
Имя итальянского брата Деда Мороза переводится дословно, как «Рождественский дед», приходит он к ребятишкам в канун Рождества и внешне похож на Санта Клауса. По легенде, которой верят дети, Бабо Натале летает на санях, оставляет их на крыше и через печную трубу проникает в дом, где для него ребятишки оставляют немного молока и сладостей "для подкрепления"
Но роль нашего именно новогоднего Деда Мороза в Италии выполняет, как ни странно, … дама. Ее зовут фея Бефана (Befana). Именно она приносит в ночь с 5 на 6 января послушным детям сладости - шоколадки, леденцы и медовые орешки, каштаны, а также сувениры и игрушки. А хозяева дома оставляют на камине небольшой для гостьи бокал вина и тарелку с едой.
Этот мифологический персонаж возник, поскольку 6 января в Италии отмечают праздник Епифании, в просторечии ее называли Бефана. Она немного похожа на нашу Бабу Ягу - с крючковатым носом и большой бородавкой на щеке, одета в длинный заплатанный плащ, рваную ветхую юбку, дырявые чулки и черную остроконечную шляпу, из - под которой торчат длинные нечесаные волосы. За спиной она носит мешок со сладостями и золой. В отличие от Баббо Натале она прилетает не в санях, а верхом на метле, иногда перепрыгивает с крыши на крышу. Но в дома эта полуколдунья-полуфея а проникает также через дымоходные трубы.
Традиция дарить детям вкусные подарки в чулках имеет старинные корни. По легенде, Бефану заставили разносить подарки детям в наказание за ее строптивый характер. Якобы, Бефана была родом из Вифлеема, однажды она собирала в лесу хворост и встретила трех мудрецов, которые позвали ее сходить вместе навестить младенца Иисуса. Однако она отказалась, сказав, что занята важным делом, а когда передумала – не смогла догнать мудрецов-волхвов. Поэтому каждый год Бефана летает от дома к дому в поисках святого младенца и оставляет всем детям сладкие подарки.
Но в наказание за проделки, совершенные ребятишками в прошедшем году, они вместо конфет найдут в чулочках у камина черные сахарные угольки (раньше им вообще оставляли настоящую золу!) или лук с чесноком. Существует поверье, что если в доме живет хороший хозяин, то Бефана не только подарит подарки его детям, но и перед уходом подметёт пол.
День Епифании завершает в Италии рождественско-новогодние каникулы, существует даже поговорка: "Метла Бефаны сметает все праздники". -
В некоторых регионах Франции, как и во многих других странах, День Святого Николая отмечают 5-го декабря. Для этого особого дня у французов есть не только сам Святой Николай, но и персонаж по имени Пер Фоттар (Отец с хлыстом). Подобно Белсникелю, он нужен для запугивания непослушных детей. Почему так получилось, понятно из его истории. В её самой распространённой версии говорится, что в 12-м веке Пер Фоттар и его жена похитили и убили троих юношей и сварили из них суп. Потом жертв нашёл и воскресил добрый Святой Николай, а Пер Фоттар раскаялся в своём злодеянии и пообещал стать его помощником.
Как он дарит подарки:
Подобно Синтерклаасу и многим другим вариациям Санта-Клауса, Пер Ноэль кладёт небольшие подарки и конфеты в обувь слева от камина. Пер Фоттар не такой добрый и весёлый: он носит с собой ржавые цепи и хлысты, которыми «одаривает» непослушных детей. Иногда он ещё более жесток — в некоторых регионах верят, что он вырезает языки пойманным на лжи детям.
-
Святой Шаланд - Верхняя Савойя
Департамент Верхняя Савойя лежит на востоке Франции, у того места, где встречаются французская, итальянская и швейцарская границы. Население Верхней Савойи невелико — только недавно оно перевалило за миллион. Однако у них кроме Однако помимо стандартного Новогоднего Дедушки есть и свой национальный новогодний герой – дон Шаланд.
Борода его черна как смоль, одет он в дорожный плащ, а в своей торбе держит различные инструменты для наказания непослушных детей.
Дон Шаланд – злобный и страшный дух зимы, однако, если спеть ему песенку или рассказать стихотворение, он смягчится и не только не тронет малолетних сорванцов, но и одарит их сладостями.Даиди на Ноллаиг – ирландский коллега Деда Мороза. Ирландия – страна религиозная и очень ценит свои старые добрые традиции. Именно поэтому Новый год в Ирландии будет пропитан мистикой и необычностью.
Агиос Василис – Греция, Кипр
Дед Мороз носит в Греции и на Кипре имя Агиос Василис, что переводится, как святой Василий. В то время как для всех европейских стран прообразом рождественского святого стал святой Николай Чудотворец, у греков в этой роли выступает Василий Великий Кесарийский, младший современник Николая, живший вместе с ним в IV веке нашей эры. Святой Василий оказался рождественским святым по той причине, что его память празднуется греческой церковью первого января (14 января по новому стилю).
Василий Великий был епископом в городе Кесария, что расположен в Малой Азии (на территории нынешней Турции). Он прославился своей благотворительностью и неутомимой деятельностью в защиту православия. На собственные средства и на пожертвования прихожан Василий построил много приютов для больных и бедняков.
Одна из древних историй, связанная с именем святого Василия, положила начало новогодней традиции. Это произошло во времена правления римского императора Юлиана(361 – 363 гг.) Император предпринял попытку под угрозой захвата Кесарии и порабощения ее жителей получить богатые дары. С этой целью Юлиан отправил вооруженный отряд к епископу города — Василию. Горожане, любившие свой город и своего епископа, собрали все имеющиеся у них драгоценности и решили доверить их Святителю, чтобы тот ими мудро распорядился. Когда воины императора явились за выкупом, Святой Василий показал им сундук с драгоценностями. Но лишь только военачальник приблизился, чтобы забрать его, как возникло облако, из которого появился Святой Меркурий в сопровождении ангелов и изгнал обезумевших от страха воинов императора. Узрев чудо, Василий и жители Кесарии возблагодарили Господа за помощь. По приказу епископа приготовили небольшие хлебцы с запеченными в них драгоценностями и раздали жителям. Оставшиеся сокровища были переданы на благотворительные цели. Так родилась бытующая и по сей день традиция печь в канун Нового года пирог с запеченной в нем монеткой. Новогодний пирог, названный по имени святителя Василия Великого — Василопита.
В облике греческого Деда Мороза много черт от его западного собрата. Агиоса Василиса изображают стариком с белой бородой, который объезжает дома и дарит подарки детям. Сейчас внешний облик Агиоса Василиса практически ничем не отличить от образа его американского собрата - Санта Клауса. В соответствии с западными представлениями, святого Василия изображают в красно-белом наряде и даже иногда утверждают, будто он живет на Северном полюсе. Но в народных греческих колядках все-таки поется о том, что "приходит святой Василий из Кесарии".
В Греции и на Кипре именно в Новый год, а не в Рождество, люди дарят и получают подарки.
Дети поют в Рождество такие песни-просьбы:
«Святой Василий, счастье подари,
Исполни все мои желания!
Да будет славно Рождество!»
Вечером в Сочельник семьи собираются у огня и играют в игру с оливковыми листьями. Говорят, что эта игра предсказывает будущее. Когда все дети засыпают, пирог с монетой внутри и стакан вина ставят под рождественской елкой. По легенде Святой Василий пьет вино, благословляет пирог и помещает подарки вокруг дерева. Утром глава семейства в присутствии всех членов семьи, разрезал пирог на кусочки: первый — Христу, второй — Богородице, третий нищему страннику, затем себе, хозяйке и прочим членам семьи по старшинству. Нашедший монетку считался счастливчиком, и целый год хранил ее в кошельке на удачу.
В новогоднее утро, встав как можно раньше, хозяйка шла по воду, стараясь на обратном пути не проронить ни слова. Этой так называемой "молчаливой" водой, вся семья умывалась, считая, что с ней уйдут все беды и несчастья. Затем мать символически хлестала всех членов семьи ветками оливы, чтобы окончательно изгнать зло из дому.
Дэди на Ноллэг - Ирландия
В Ирландии люди празднуют Рождество и Новый год во многом так же, как и в Великобритании и США, но ирландские праздники имеют и собственные рождественские традиции и обычаи. Рождество для католиков – ирландцев длится с 25 декабря до праздника Крещения 6 января.
В Ирландии и Уэльсе на Рождество приходит с подарками дед Мороз, которого называют Дэди на Ноллайг, что дословно переводится, как «Отец декабря». Деди, как и его британский собрат, одет в зеленую шубу и меховую шапку с веточкой омелы на отвороте или зеленый цилиндр (котелок).
На следующий день после Рождества Ирландия празднует День святого Стефана (Boxing Day). В этот день проходят карнавальные шествия, скачки, молодежь ходит по домам и поет песни.
А вот праздник Крещения (6 января) в Ирландии называется «женским Рождеством» (своеобразное 8 Марта!). Традиционно женщины в этот день отдыхают, ходят друг к другу в гости на чай, посплетничать и насладиться обществом друг друга, а мужчины делают всю работу по дому и даже готовят еду.Йоласвейнары
Страна: Исландия
Йоласвейнары — это 13 озорных существ, которые в Исландии заменяют Деда Мороза. Первое значительное упоминание о них появилось в начале 1930-х годов, когда исландский писатель сочинил коротенькое стихотворения о том, какую роль они играют в Рождестве. С тех пор они прошли через множество разных воплощений: от милых щедрых дарителей до вредных вредителей. Их одно время даже называли кровожадными монстрами, которые по ночам похищают и едят детей.
Но в первую очередь йоласвейнары знамениты своим озорным характером. И у каждого есть особая черта, присущая только ему и порой довольно странная. Например, Кеткрокур крадёт мясо с помощью длинного крюка, а Глюггагегир подсматривает за людьми в окно, чтобы ночью что-нибудь стащить. Стеккъястур ходит на ногах-ходульках и гоняется за овцами.
Как они дарят подарки:
Но йоласвейнары не только вытворяют странные вещи, они ещё и дарят детям подарки. Детям, которые хорошо себя вели все 13 ночей перед сочельником, они кладут хорошие подарки в ботинки. А плохим детям подкладывают картофелины. Сопровождает йоласвейнаров Святочная Кошка — голодный зверь, который ест плохих детей.
Юлеманден – Дания
Главный герой рождественских и новогодних праздников Дании - конечно же, датский Дед Мороз. Датчане называют его Юлеманден или Юлетомтен, что в переводе обозначает рождественский человек.
Живёт сказочный старик в Гренландии - и каждый ребёнок может написать ему письмо. С приходом зимы Юлеманде садится в волшебные сани и путешествует по городам Дании. В Сочельник, 24 декабря, он приносит всем послушным детям подарки. Но кладёт не под ёлку, а прячет в самое неожиданное место, и чтобы найти подарок - иногда приходится перевернуть весь дом!
У рождественского деда Юлемандена есть помощники - маленькие гномы-домовые Ниссе. Их иногда называют «полным именем» Юлениссе (Julenisse), что переводится, как «рождественский гном». Эти озорные, но добродушные существа, очень любят рисовый пудинг и овсяную кашу с маслом и корицей. Одеты, как правило, в деревянные башмачки, красные чулки, серые штанишки до колен и свитер, который иногда с красными полосками, на голове у них традиционный красный колпак.
Глава рода Юлениссе (старший гном) тоже живёт в Гренландии среди вечной мерзлоты и ездит на тележке, запряжённой лисами, иногда его называют «младшим Дедом Морозом». Существует поверье, что целый год старичок Ниссе со своим огромным семейством живёт в своей избушке и мастерит подарки для детей, а ближе к Рождеству, во второй половине декабря, перебирается поближе к людям и поселяется в хлеву и выступает в роли новогоднего Домового. Люди верят, что он может помочь хозяйке в различных праздничных заботах, присматривает за детьми и животными.
Кроме Ниссе у датского Деда Мороза есть еще много помощников, ему по легендам помогают и озорные мыши, и ведьмы, и снеговик, и лесные зверушки.
Детям в Дании принято дарить на Новый год плюшевую или деревянную ёлку и фигурку гнома Ниссе. Датчане, кстати, искренне полагают, что он – воплощение души ели.Юлебукк - Норвегия
В Норвегии с Дедом Морозом и его помощником - рождественским гномом Ниссе (Julenissen) та же история, только дедушку зовут здесь Юлебукк.
А Ниссе тот же – симпатичный маленький домовой. Он также любит сладкую овсянку с кусочком масла, носит вязаный красный колпачок и разносит детям подарки. Он очень любит чердаки и шкафы с посудой, дружит с домашними животными.
Но в Норвегии считают, что Ниссе являясь заботливым защитником дома, бывает очень мстительным. Если обидеть ниссе, то он может навести порчу на домашний скот и даже разрушить всю ферму.
А еще норвежцы спорят о том, что первый Ниссе в Скандинавии появился именно у них. По легенде самый первый Ниссе более четырёхсот лет назад случайно увидел девочку, которая в сочельник в снег поставила миску, чтобы Ниссе оставил для неё какой-нибудь еды. Ниссе положил в миску две серебряные монеты. Девочка была так рада, что эта идея так понравилась Ниссе, что он каждый год стал дарить детям монетки и сладости. Таким образом, Ниссе трансформировался в рождественского помощника Юлебукка.
А еще именно Ниссе помогает выбрать самую лучшую ель, которая украшает главную площадь любого города. Говорят, что он забирается на макушку самой красивой ёлки и качается на ней, пока люди не обратят на это дерево внимание.
Ниманд и Вайнахтсманн - Германия
Ниманд
В Германии целая компания новогоднее-рождественских персонажей.
Самым древним новогодним персонажем в Германии считается Ниманд (Nimand), что переводится, как «Никто». Немецкие дети списывали на него вину, когда шалили или что-нибудь ломали или разбивали. В новогоднюю ночь он приезжал на ослике и приносил послушным детям сладости. Дети для этих сладостей ставили на стол тарелку, а в башмаки клали сено для ослика Ниманда.
Затем самым главным Дедом Морозом стал Санта Николаус (Santa Nikolaus), поэтому вплоть до начала ХХ века он носил епископское одеяние.
В старину вместе со святым Николаем ходил злой Кнехт Рупрехт (рыцарь Рупрехт), который наказывал непослушных детишек. Они вечером 5 декабря, накануне дня святого Николая, шествовали вместе по улицам, раздавая подарки послушным детям и стегая розгами непослушных.
Рупрехт, кроме того, вел журнал с подробным описанием поступков детей. Дети верили, что если они плохо себя вели, то Рупрехт схватит самых отъявленных шалунов, засунет их в мешок или в огромный карман своего плаща и унесет в лес.
Позже образы Санта Николауса и Кнехта Рупрехта слились воедино, а традиция дарить детям подарки была перенесена на Рождество.
Вайнахтсманн
С XIX века Дед Мороз по-немецки зовется Вайнахтсманн, что означает Рождественский дед. Этот добрый дедушка с длинной белой бородой, красной шапкой и белым мехом, а также мешком подарков тоже приезжает на ослике, и дети, продолжая традицию, перед сном ставят на стол тарелку для подарков, а в башмаки кладут угощение для ослика. Иногда Вайнахтсманн оставляет подарки на подоконнике, а иногда приходит в гости вечером 24 декабря, когда уже зажжены ёлки. К тому же, приходит он со своей помощницей – красивой и кроткой Кристкинд (своеобразным аналогом Снегурочки).
Образ Кристкинд придумал Мартин Лютер, поскольку протестанты не признавали католических святых, но хотели продолжать обычай – получать подарки. Поэтому в протестантские семьи в Рождество приходила Кристкинд в белом наряде, как ангелочек. В руках у нее была корзинка с традиционными яблоками, орехами и сладостями, и дети могли рассказать ей стихи или спеть песни, и за это получали подарки. Впрочем, Кристкинд дарила подарки только послушным детям, а непослушные оставались с пустыми руками. Этот образ прижился в Германии, и Кристкинд стала приходить и в католические семьи, а вот протестанты позже практически отказались от этого персонажа.
Еще с Вайнахтсманном приходит продолжатель традиций Рупрехта – странное существо в шубе шиворот-навыворот, перехваченной цепью, и прутом для наказания непослушных в руках по имени Польцникель (иногда его называют по привычке Рупрехтом).
Но Польцникеля стараются не пускать в дом, поэтому он ходит по улицам, ловит гуляющих, пугая своими цепями и заставляя есть лук и чеснок, которые специально носит с собой. При этом, Польцникеля считают не злым, а скорее суровым и справедливым, немцы верят, что своими цепями он отпугивает злых духов.
Рождество в Германии — праздник семейный, в этот день происходит церемония обмена подарками, которая имеет название — Бешерунг.Белсникель
Страны: Германия, Австрия, Аргентина, США (голландская Пенсильвания)
Белсникель — легендарная фигура. Он сопровождает Санта-Клауса в некоторых регионах Европы, а также в некоторых небольших голландских общинах в американском штате Пенсильвания. Как и Крампус в Германии и Австрии или Пер Фоттар во Франции, Белсникель — главный сторонник дисциплины в окружении Санта-Клауса. Белсникель обычно предстаёт в виде фигуры, похожей на горного человека — тело его укутано в меха, а лицо иногда закрыто маской с длинным языком. В отличие от Санта-Клауса, созданного для того, чтобы дети его любили, Белсникель придуман так, чтобы его боялись. В большинстве регионов он служит своего рода страшилкой, с помощью которой детей можно заставить хорошо себя вести.
Как он дарит подарки:
По всем признакам Белсникеля можно отнести к отрицательным персонажам, но в некоторых регионах и он дарит детям подарки. Например, в Германии хорошие послушные дети получают от него конфеты и небольшие подарки 6-го декабря, на День Святого Николая. А непослушных детей ждут угли или хлыст. В некоторых странах даже говорят, что Белсникель может заявиться к детям лично и предупредить их, что вести себя надо лучше.
Крампус
Страны: Австрия, Германия и Венгрия
В приальпийских странах к детям приходит Санта-Клаус. Но не один: его сопровождает страшный кровожадный монстр по имени Крампус. Его имя происходит от немецкого «klaue» — «коготь». Крампус входит в окружение Санта-Клауса, но он скорее злой персонаж, чем добрый — во всяком случае он бьёт непослушных детей или наказывает их другими способами в средневековом стиле.
Легенда о Крампусе появилась сотни лет назад, но церковь замалчивала её до 19-го века. А сегодня он стал частью Рождества в некоторых частях Баварии и Австрии, где 5-го декабря празднуют «День Крампуса» или «Крапустег». Люди наряжаются в костюмы Крампуса, гуляют по улицам и пугают других людей. В некоторых городах даже проводят целые фестивали.
Как он дарит подарки:
Понятно, что подарки не в его стиле. В традиционном фольклоре Крампус чаще бьёт провинившихся детей розгами или делает им строгий выговор, если повезёт. По другой версии он даже похищает самых плохих детей в городе, заталкивает их в мешок и бросает в реку.
Папа Паскуале – Колумбия
В Колумбии Новый год празднуют очень шумно и весело. Главные персонажи праздника – это Старый год и колумбийский Дед Мороз, которого зовут Папа Паскуале. Он, как и его брат Санта Клаус, также одет в красно-белый костюм.
Приход Нового года отмечается карнавальным шествием. Вечером 31 декабря по улицам проходит парад кукол. Их прикрепляют к машинам, велосипедам или, посадив на кол, просто проносят над толпой. Куклам бросают дары и благодарят их за все хорошие события, случившиеся в старом году. Это как бы прощание со Старым годом, его финальное шествие.
Далее в толпе появляется сам Старый год на огромных ходулях, он веселит ребятишек и рассказывает им смешные истории. Роль Старого года может исполнять также кукла, прикрепленная к длинной палке. Когда часы пробьют полночь, Старый год спускается с ходуль, и наступает очередь Папы Паскуале, который устаивает эффектные фейерверки.
Гаспар, Бальтасар и Мельчор - Куба
Празднование Нового года приходится на Кубе на самое знойное время. Вечером накануне встречи Нового года наступает пора карнавальных шествий, шумного веселья и фейерверков.
Главным атрибутом этого праздника является новогоднее дерево – местное хвойное растение араукария с жесткими ветвями и колючей хвоей.
А вот Деда Мороза на Острове свободы, увы, не существует. Но персонажи, которые выполняют миссию Деда Мороза и разносят детям подарки, все же есть. Детский новогодний праздник на Кубе называется День Королей. В канун праздника дети пишут письма с описанием своих самых сокровенных желаний трем добрым волшебникам, которых зовут Гаспар, Бальтасар и Мельчор.
В саму новогоднюю ночь кубинцы заняты давней традицией – перед наступлением Нового года наполнить все имеющиеся в доме сосуды водой, а, когда часы пробьют полночь, вылить воду из окон, желая при этом, чтобы наступающий Новый год был чистым, как вода.
А вот в первый день нового года в городах и деревнях появляются названные волшебники, которые дарят детям подарки, веселятся вокруг кубинских елок и отмечают наступление нового года.
Дедек (Деда) Мраз – Словения, Сербия, Черногория, Босния и Герцеговина
В странах бывшей Югославии образ Дедека (Деда) Мраза был навеян образом новогоднего гостя родом из СССР. Мифический славянский благодетель родом из язычества за неделю до Нового года и в ночь с 31 декабря на 1 января стал разносить детям подарки и в странах СФРЮ.
Вотчиной Деда Мраза стала Словения, а точнее город Триглав, где он живет в выдуманной стране Кекеч (Kekec). Словенский художник Максим Гаспари придумал образ дедушки, одев его в белый овечий тулуп со словенским орнаментом и мохнатую шапку, придав костюму национальный колорит.
Дедко Мраз обычно приезжает на санях, запряженных лошадьми. Очень часто его сопровождают лесные эльфы, животные или снежинки. Кровных уз, связанных с женитьбой на Матушке-Зиме и наличия внучки Снегурочки, Дедек Мраз решил не брать из русских традиций.
В конце декабря в Любляне – столице Словении, проходит праздничное шествие Дедека Мраза. От Люблянского замка к рынку Креков через весь город движутся сани Дедека в сопровождении медведей, кроликов, драконов и других героев народных сказок. По пути следования дедушка приветствует детей и угощает их сладостями. -
Санта Клаус – самый известный партнер Деда Мороза. Седые волосы, опрятная борода и усы. Красные куртка, штаны и шапка-колпак. Тёмный кожаный пояс обтягивает толстое брюшко. По сути это эльф-жизнелюб. Чаще всего на носу у него очки, а во рту — дымящаяся трубочка (в последние годы старается не «нажимать» на этот элемент образа).
-
В Швеции два Деда Мороза: сутулый дед с шишковатым носом Юлтомтен и карлик Юлниссаар. И тот, и другой под Новый год ходят по домам и оставляют подарки на подоконниках.У Юлтомтена есть немало других имен, думаю, связанных с народными диалектами шведов. Его называют Крисе Крингл, Юль Томтен, Юль Темтен, Юлтомте и Йолотомтен.
Шведский Дед Мороз посещает дома 24 декабря во второй половине дня или вечером. Раньше обычно Юлтомтеном одевались родственники детей. Сохранилась даже традиция одевать маску, чтоб дети не узнали, кто под ней и верили, что это настоящий Юлтомтен. -
Его сказочное величество Правитель Лукоморья Ямальский Дед Мороз Ямал Ири живёт на Ямале, а точнее в единственном в мире городе, расположенном прямо на Северном Полярном круге – Салехарде.
У Ямальского Деда Мороза есть волшебный посох-лопатка. Она изготовлена из дерева и украшена изысканным орнаментом. Если у вас есть заветное желание, и вы прикоснётесь к этому посоху, то оно обязательно сбудется.
Еще одним сказочным атрибутом Ямальского Деда Мороза является волшебный бубен. Бубен для Ямал Ири – это голос из волшебного мира, символ щита для друга и помощника в волшебных делах, проводника в мир волшебства, источник силы и энергии. Бубен помогает избавиться от плохих мыслей, делает добрых людей сильнее, а злых – добрее.
Ямальский Дедушка Севера – это кладовая народной мудрости, Он – великолепный рассказчик национальных северных легенд и мифов. Шутки, загадки, пословицы и сказки неизменно сопровождают все встречи с Ямал Ири.
Дедушка Ямала – Правитель сказочного Лукоморья, наделен волшебными силами. Ямальский Дед Мороз – повелитель ледяного хребта (Полярного Урала), через который спускается на Ямальскую землю зима.
Ямал Ири с радостью встречает гостей в своей резиденции, дарит им замечательные подарки, потчует сладкими угощениями и исполняет желания. -
Этот новогодний персонаж, по видимому, “устроился” лучше других Новогодних коллег. Судите сами: его жена Кыхын Хотун ведает зимним временем; три дочери Саасчаана, Сайыына и Кyхyyнэй распределяют между собой весенние, летние и осенние обязанности. Чем занимается сам Эхээ Дьыл, не совсем понятно.
Уэс Дадэ – Кабардино-Балкария
Кабардино-балкарский дед мороз Уэс Дадэ (“дадэ” – значит «дедушка») – личность довольно скрытная. О нем мало что достоверно известно, но в целом это типичный горец – с бородой, кинжалом и традиционной кучей подарков, хотя и одевается чаще не в национальную одежду, а в традиционную красную шубу Деда Мороза.Юшто Кугыза – Марий Эл
Марийского Деда Мороза зовут Юшто Кугыза, что переводится, как «Холодный дедушка». К ребятам он приходит вместе со своей внучкой Лумудыр.
Впрочем, на марийском языке слово «кугыза» обозначает “старик” или “дедушка”, и именно так марийцы называют всех духов. Есть Сурт Кугыза – дух дома, Покшым Кугыза – дух заморозков, Курык Кугыза – горный старик.
Но кроме Юшто Кугыза у марийцев существует еще один персонаж, претендующий на сходство с Дедом Морозом по роли и обязанностям разносить подарки. Это Дед Василий, в Марий Эл его называют Васли Кува-Кугыза. Он вместе со своей старухой по имени Шорыкйол Кува-Кугыза является главным действующим лицом праздника Шорыкйол – «Овечья нога».
Название закрепилось от совершаемого в праздничные дни магического действия – дергания овец за ноги с целью «вызывания» в новом году большего приплода овец. Шорыкйол – один из самых известных марийских обрядовых праздников, и православные марийцы празднуют его в одно время с Христианским Рождеством. Васли Кува-Кугыза и Шорыкйол Кува-Кугыза обычно возглавляют шествие ряженых и приносят в дом удачу и счастье.
Мороз Атя - Мордовия
В мордовской мифологии есть персонаж Нишке, который считается высшим богом. По легенде Нишке создал небо и землю, выпустил в мировой океан трех рыб, на которых держится земля, насадил леса, сотворил человеческий род эрзян, повелел мужчинам заниматься земледелием, а женщинам – домашней работой. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава. Мордва знает, что у Нишке на небе есть семь волшебных амбаров. В одном живет Дед Мороз, которого называют Мороз-атя, в другом – Дед Мякина, в третьем – пятница, в четвертом – воскресенье, в пятом – зима, в шестом – лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится.
Мороз Атя в праздничные Новогодние дни живет в своей усадьбе, которая находится в мордовском селе Кивать в Кузоватовском районе Ульяновской области.Хёл Мучи – Чувашия
Дом чувашского Деда Мороза – Хёл Мучи стоит на Красной площади города Чебоксары, у Чебоксарского залива. Живет он вместе со своей внучкой Снегурочкой (по-чувашски – Юр Пике), а из чудесных артефактов обладает сундуком, исполняющим желания, маятниковыми часами, приносящими счастье, и говорящим самоваром.Саган Убугун - Бурятия
Саган Убугун переводится, как Белый Старец, которого, к тому же, считают Хозяином Года. Саган Убугун занимает одно из самых популярных мест в истории бурятского буддизма, в древних мифах его называют богом – супругом Земли. Саган Убугун почитается, как покровитель долголетия, богатства, счастья, семейного благополучия, продолжения рода, плодородия, повелитель диких зверей, людей и домашних животных, гениев (духов) земли, воды, владыка гор, земли и воды.
А еще легенды гласят, что Саган Убугун родился уже стариком. Так волшебники наказали его мать за то, что не дала им напиться воды.
Считается, что с появлением Саган Убугуна приходят в каждый дом мир и благополучие. Старец является одним из главных персонажей праздника Сагаалган (Белый месяц) – Нового года монгологоворящих народов, этот праздник отмечается в начале весны, а также буддийского праздника Цам, торжественного религиозного служения, совершаемого ежегодно в преддверии Нового года.
Традиционно Белого Старца изображают стариком с длинной белой бородой, держащего в руках четки и посох, на вершине которого изображена голова макара – мифического водяного чудовища, сочетающего в себе черты дельфина и крокодила. Считается, что прикосновение к посоху Старца дарит долгую жизнь. С поздравлениями и подарками Старец приходит не сам, а в компании с эвенкийской Матушкой Зимой, которую зовут Тугэни Энёкэн.
Тол-Бабай - Удмуртия
В старинной удмуртской легенде говорится, что в древние времена, когда еще не было на свете людей, в окрестностях Кар-Горы (сейчас это центральная часть природного парка “Шаркан”) жили великаны алангасары. После того как в окрестностях Кар-Горы появились люди, алангасары, не желая иметь с ними ничего общего, поспешили укрыться в ее недрах. И только самый маленький из них, перед тем как навсегда уйти из мира людей, оглянулся, чтобы в последний раз окинуть взглядом родные места.
И пока он любовался окрестностями, вход в параллельный мир закрылся, и маленький алангасар остался один. Он долго бродил по свету – набрался разума, выучил язык птиц и зверей, узнал целебные свойства растений. Однажды зимой алангасар повстречал человеческих детей, но они не испугались старика, а напротив, стали с ним играть.
В знак благодарности решил алангасар сделать детям небольшие подарки. С помощью своих друзей белок он набрал шишек с высоких деревьев, ударил посохом о землю, и на поляне растаял снег и появились цветы. Ребятишки обрадовались и прозвали алангасара Тол Бабаем – что в переводе означает Снежный дед.
С тех пор Тол Бабай каждую зиму приходит к детям и радует их подарками.
Живет Тол Бабай весь год на священной горе возле села Шаркан, а в декабре спускается к себе в деревянную резиденцию, которую построили ему в Шарканском районе, в деревне Титово.
Зимой снежный старец принимает гостей, сам ходит в гости вместе со своей внучкой Лымы Ныл, что в переводе с удмуртского означает «снежная девочка». Помогают Тол Бабаю также верные лесные и водяные духи – Обыда, похожая на нашу кикимору, леший Нюлэсмурт и хозяин воды Вумурт, аналог Водяного.
Существует еще одно поверье – если подержаться за посох Тол Бабая и загадать желание, то оно обязательно исполнится. Этот посох Тол-Бабай нашел в лесу, и ему уже много-много лет, поэтому от времени посох потерся и погнулся. Еще старик носит на плече традиционный пестерь - берестяной короб, в котором лежат подарки для детей. А основное отличие Тол Бабая от нашего Деда Мороза в том, что у него шуба не красная и не синяя, а фиолетовая.
-
Кыш-Бабай. Татарстан
Кыш-Бабай появился совсем недавно, и у него пока нет своей резиденции. Временно он поселился в музее – заповеднике поэта Габдулы Тукая.
Кыш Бабай — татарский аналог Деда Мороза. Он живет со своей внучкой Снегурочкой, которую зовут не менее «романтично» - Кар Кызы. А еще вместе с ними живут всем известные сказочные существа - Баба Яга (по-татарски – Убырлы-Корчаг) и Леший (Шурале).Дядо Коледа — Болгария
По традиции, Рождественские праздники в Болгарии начинаются еще 20 декабря – в день Святого Игната Богоносца – Игнаждень и продолжаются до 27 декабря – Стефанова дня. В эти дни праздники постепенно развертываются и достигают своей кульминации в ночь на Рождество. В рождественские дни по всей Болгарии проходят праздничные коледные елки для детей, куда приходят болгарский Дядо Коледа со своей Снегурочкой, которую зовут Снежанка.
В эти же дни по всей стране проходят коледки. Коледари рядятся в одежды, изображая зверей, чертей, с музыкой, с торбами, в которые собирают угощения, они ходят по улицам и поют колядки. А в южной и центральной Болгарии ходят по улицам страшные кукери и тоже отгоняют злых духов, исполняя песни.
1 января в Болгарии отмечается древний дохристианский праздник, имеющий протоболгарские корни и связанный с поклонением Богу Солнца - Сурва. Главным атрибутом является кизиловая ветка, которая называется сурвачка или сурвакница, украшенная цветными нитками, орехами, перчиками, сухофруктами, хлебными изделиями и монетками.
В роли сурвакаров обычно выступают дети, которые первого января обходят родственников и соседей и, начиная с самого старшего члена семьи, постукивают сурвакницей по спине и приговаривают: Сурва, сурва, веселый год, красное яблоко в саду, золотая монета в кошельке, много детей во дворе.
Благодарные хозяева одаривают детей лакомствами и мелкими деньгами.
Ноэль Баба – Турция
В Турции Деда Мороза называют Noel Baba, что дословно означает "Рождественский дед". Прообразом для всех рождественских персонажей многих стран послужил Святой Николай, в миру Никеи-Лаос , родившийся в IV веке н.э. в Ликийском государстве (территория юга современной Турции). Он начал служение Богу в возрасте 19 лет и дослужился до сана епископа в античном городе Мира (ныне это город Демре в провинции Анталия).
Традиция всем известных рождественских подарков также обязана Святому Николаю. Поэтому турки утверждают, что родиной Санта Клауса считается не северная Ланландия, а южная Анталия. Но при этом Ноэль Баба в Турции одет, как американский Санта Клаус, а не как рождественский представитель некоторых европейских государств, одетый в епископскую одежду.Монгольский приятель Деда Мороза Увлин Увгун
В Монголии Новый год – это еще и праздник пастухов и скотоводов. А поскольку Увлин Увгун (так зовут монгольского брата Деда Мороза) считается самым главным пастухом, то на праздник к детям он приходит в традиционной монгольской одежде скотовода. Он одет в длинный тулуп или шубу, на голове большая лисья шапка. На поясе у Увлин Увгуна сумка, в которой табакерка, кремень и огниво, а в руке - длинный кнут. Это древние принадлежности кочевника, который не боится странствий и одиночества. Иногда Увлин Увгун одевает праздничную белую одежду, на голове монгольская шапка-треух, к трем концам которой пришиты красные ленты.
Помогают разносить подарки Увлин Увгуну помощники – внучка Зазан Охин, имя которой переводится, как снежная девочка, то есть практически Снегурочка, и мальчик Шина Жила (мальчик Новый год). При этом в Монголии встречают Новый год не в полночь, как принято у нас, а рано утром, в первый день нового года.
Коллеги Деда Мороза из Японии Одзи-сан и Сегацу-сан
В Японии Новый год возвещают 108 ударов колокола. Самый популярный новогодний подарок - Кумаде - грабли из бамбука, чтобы было чем счастье загребать. Дома украшают ветками сосны, сосна - символ долголетия.
В Японии в роли Деда Мороза долгие века выступала основная фигура новогоднего праздника – бог Хотей ошо, особенность которого в том, что он имеет огромные уши и глаза… на затылке. Хотей ошо – один из семи богов счастья, бог изобилия, воплощение счастья и беззаботности. Его легко можно узнать по огромному животу. Этому богу поклонялись, у него просили дары и т.д.
Но с недавнего времени в стране Восходящего Солнца появилось два других рождественско-новогодних персонажей, которые даже соперничают между собой.
Традиционный Сегацу-сан в преддверии новогодних праздников ходит по домам целую неделю, которую японцы называют «золотой». Одет он в небесно-голубое кимоно.
Подарки он не дарит (их готовят и вручают детям их родители), а только поздравляет всех с наступающим Новым годом. Сегацу-сана называют «Господин Новый год».
А вот его «младший» брат Одзи-сан представляет собой «кальку» американского Санта Клауса. Одет он в традиционный красный тулуп, привозит подарки по морю, развозит их на оленях и раздаривает всем детям. Поэтому он имеет в Японии много поклонников и очень нравится детям.
Узбекский Дед Мороз - Корбобо
Новый Год в Узбекистане тоже встречают два раза в год – по европейскому стилю 1 января и по народным традициям – 21 марта. В преддверии новогодних праздников к детям приходит «снежный дед». Именно так переводится на русский язык имя, которое носит узбекский Дед Мороз – Корбобо.
Вместо шубы на дедушке надет полосатый халат, а на голове – красная тюбетейка. Традиционно в дома городов и кишлаков Корбобо приезжает на ослике, навьюченном мешками с подарками. Правда, сегодня, на улицах современного Узбекистана редко можно увидеть снежного дедушку на ослике. Но существует поверье: если прокатиться на ослике Корбобо, то можно считать, что в новом году вы оседлали удачу. А помогает дедушке рожденная в СССР (раньше этого персонажа не было!) внучка – по имени Коргыз, что означает по-узбекски – Снегурочка.Дзмер Папи или Каханд Папи – Армения
Армянского Деда Мороза, имя которого переводится, как «Морозный дед», окружают сказочные существа: хлвлики — шумные и активные человечки, и аралезы — наполовину животные, наполовину люди.
Часто Новый год армяне называют Аманор. Слово это происходит от староармянского слова «ам», что значит «год» и «нор» - «новый». В разных областях Армении праздник назывался по-разному: Таремут – начало года, Тареглух – глава года, Каханд, что значит начало месяца.
Кстати, именно последнее название послужило вторым именем для армянского Деда Мороза – Каханд Папи. Часто Дзмер Папи ходит поздравлять детей с внучкой, которую зовут Дзюнанушик – дословно — снежная Ануш.Товлис Бабуа – Грузия
Грузинский Дед Мороз, как гласит легенда, родом из высокогорного села Ушгули, расположенного в горах Сванетии. Имя его переводится с грузинского, как «снежный дедушка».
Правда, у грузинского дедушки Мороза двойное название. В восточной Грузии его называют "Товлис папа", а в западной Грузии "Товлис бабуа", хотя в столице страны такой разницы никто не делает, дедушку называют и так, и так.
Товлис Бабуа - седой старик с длинной бородой. Одет он в черную или белую чоху с белой буркой «набади», на голове у него сванская шапка или белая шапка из овчины – «папанаки». Иногда дед носит кинжал, но это не грозное оружие, а дань национальному костюму.
Подарки детям Товлис Бабуа приносит в большом мешке «хуржини». Это очень красиво сотканный мешок с двойным вложением,
Хурджун — предмет быта, сотканный ковровой техникой из разноцветных шерстяных волокон и украшенный бубенчиками. Он состоит из двух частей (мешков). Хурджуны могут иметь разные размеры. В основном, они предназначены для переноски сельскохозяйственных продуктов и др. Такие мешки перекидывали с двух сторон на осликах или лошадях.
Грузинский Дед Мороз приносит обязательно в этом мешке для ребятишек чурчхелы, гозинаки, чири-сладости. Внучки у грузинского Деда Мороза нет.Шахта баба - Азербайджан
Деда Мороза в Азербайджане зовут Шахта баба (с ударением на втором слоге), буквальный перевод - "Морозный дедушка". Азербайджанскую внучку дедушки – Снегурочку, зовут Гар гызы, что переводится, как «Снежная девочка». Одет Шахта баба так же, как и Дед Мороз, и дарит подарки так же.
Салавецис – Латвия
Латышского Деда Мороза называют - Салавецис.
Он живет в местечке Зиемупе Лиепайского района. Разбирать письма ребят и готовить им подарки Салавецису помогают гномы. И в отличии от нашего Деда Мороза он носит синюю шубу.
Папа Ноэль и Олентцеро - Испания
Испанского Деда Мороза, который приходит именно в новогоднюю ночь, зовут Папа Ноэль, он - «брат-близнец» Санта-Клауса и выполняет те же функции.
А вот в стране Басков и Наварре есть свой Дед Мороз, которого зовут Олентцеро.
Дословно имя Олентцеро означает «время хорошего». Живет он в горах и спускается к людям только под Новый год. Олентцеро одет в национальную домотканную одежду, на голове традиционная шапочка-беретка или соломенная шляпа, а еще он всегда дымит курительную трубку и носит с собой на поясе фляжку хорошего испанского вина (правда очень слабого), которым угощает детей. Все дело в том, что Олентцеро приходит к детям 28 декабря, а именно в этот день, помимо рождественских праздников в Испании отмечается Праздник непослушания. Только в этот день детям дозволяется делать все что угодно, и даже попробовать вино, предложенное Олентцеро.
История этого персонажа началась еще в языческие времена, когда он символизировал зиму. Позже появились легенды, рассказывающие о том, каким образом этот старик причастен к Рождеству и Новому году.
По первой легенде именно Олентцеро известил предков современных басков о приходе Христа. Якобы, однажды древнее племя басков-великанов в течение нескольких дней наблюдало в небе светящиеся облака. На яркий свет, исходивший от них, мог смотреть только один слепой старик. На многочисленные вопросы о том, что это означает, слепой ответил, что вскоре родится Иисус.
А вторая легенда гласит, что однажды фея нашла в лесу младенца. Она назвала его Олентцеро и отдала в бездетную семью, жившую в лесу. Там Олентцеро вырос и стал угольщиком. В свободное время он научился делать игрушки из дерева, а когда умерли родители, остался жить в лесу. Когда ему бывало совсем одиноко, он собирал сделанные деревянные игрушки в мешок, грузил мешок на осла и отправился в город, где раздавал эти игрушки детям-сиротам. Дети были счастливы, получая в подарок игрушки, а Оленцтеро был счастлив от того, что сумел доставить им радость. Так продолжалось много лет. Но однажды случилась сильная гроза, и дом, где жили сироты, загорелся. Олентцеро, который как раз приехал в гости с новым мешком игрушек, увидел пожар и бросился спасать детей. Ребятишек он успел спасти, но сам погиб. В этот момент появилась та самая фея и сказала: «Олентцеро, ты был неплохим человеком с хорошим сердцем. Ты потерял свою жизнь, спасая жизни детей. И я не хочу, чтобы ты погибал, я хочу, чтобы ты жил вечно. С этого момента твое предназначение - делать игрушки и дарить их детям». С той поры Олентцеро появляется каждое Рождество и одаривает подарками детей. Дети верят в Олентцеро, есть даже баскская пословица: «все, что имеет имя, существует, если мы сами верим в его существование».Микулаш и Ежишек - Чехия и Словакия
В Чехии и Словакии действительно два Деда Мороза, причем один очень стар и родился из историй о Святом Николае (Микулаш – по-чешски Николай), а второй слишком юн и возник, как «раздариватель» подарков из праздника самого Рождества Христова.
Первый – это Святой Микулаш, добрый чешский дедушка, который дарит подарки ребятишкам в канун своих именин – дня святого Микулаша, который отмечается 5 декабря. Одет Микулаш в епископское одеяние красного или белого цвета.
Приходит в ночь с 5 на 6 декабря, накануне дня Святого Николая. Внешне похож на нашего Деда Мороза: та же длинная шуба, шапка, посох с закрученным в спираль верхом. Только вот подарки он приносит не в мешке, а в заплечном коробе. Да и сопровождает его не Снегурочка, а ангел в белоснежной одежде и лохматый чертенок. Чертик носит с собой черный список с фамилиями детей-проказников, а Ангел, соответственно, – белый с именами послушных ребят. Вместе эти списки составляют «Книгу хороших и плохих поступков».
Микулаш внимательно изучает записи этой книги и решает, кому из малышей он подарит заветный подарок - фрукты, сладости и игрушки, а кому Чертик достанет из своего большого мешка уголь или картофелину. Впрочем, у Микулаша можно вымолить и «индульгенцию», спев ему песенку или рассказав стишок.
А вот на само Рождество чешским ребятишкам подарки под елку подкладывает мальчик по имени Ежишек или Езулатко, прообразом которого является сам младенец Иисус.
Чехи, как и словаки, отправляя или вручая подарки друзьям и близким, непременно говорят, что это подарок от Ежишека. В настоящее время в Чехии и Словакии образ Микулаша, который внешне ничем не отличается от американского Санта Клауса и в большинстве случаев уже не носит епископское облачение, вызвал оппозицию со стороны широкой общественности. В подавляющем большинстве чешских и словацких семей именно Ежишек, который приносит всем подарки, остается символом волшебного Рождества. Этот малыш приходит после обеда в Сочельник. До или во время обеда родители стараются незаметно выйти, чтобы положить подарки под елку, а после обеда кто-нибудь из взрослых (опять же незаметно) звонит в колокольчик, подвешенный у дверей или на дереве во дворе, чтобы сообщить, что подарки от Ежишека уже под елкой.Святой Николай. Польша, Бельгия
Святой Николай считается прообразом Деда Мороза. Он жил в 4 веке и с раннего детства отличался милосердием. Николай был богат, и часто тайно подкладывал бедным подарки в окна.
По легенде, однажды он подкинул мешочки с золотом в дымоход, т.к. все окна были закрыты, и они попали в сохнущие у очага носки.
Отсюда пошла традиция у католиков – класть подарки в носки.
Тао Куэн, Тхэн Беп и Онг ги Ноэн - Вьетнам
Тао Куэн -в желтом, Тхэн Беп - в синем и Онг ги Ноэн - в красном
Новый год для вьетнамцев – это всегда сюрприз, потому что у него нет точной даты празднования. Точная дата праздника меняется из года в год – его отмечают в промежутке между 21 января и 19 февраля. Но во Вьетнаме отмечают Новый год дважды: по лунному календарю и по солнечному. Поэтому и вьетнамских, так называемых, Дедов Морозов несколько.
Одного, который приходит в новогоднюю ночь, называют Онга Ноэн, что переводится, как Старик Рождество. Впрочем, вместе с ним во вьетнамские дома приходит дух Нового года Тао Куэн, который во вьетнамской мифологии считается божеством земли. Согласно народным легендам, Тао Куэн имеет облик дракона, но чаще – старца, который знает обо всех людских делах.
За семь дней до нового года по лунному календарю, этот старец отправляется на карпе на небо, что бы доложить верховному божеству Нгаук Хоангу о добрых делах и поступках всех членов семьи за целый год. Поэтому возле его изображения вьетнамцы ставят много сладостей. Считается, что поест Тао Куэн, губы его слипнутся, и он не сможет рассказать небесному владыке о плохих поступках. А еще на Новый год вьетнамцы покупают живого карпа, а потом выпускают его в реку или пруд. С возвращением Тао Куэна на землю перед первым днем нового года пробуждалась земля, и старец разносил по домам подарки от Нгаук Хоанга.
А еще в народных представлениях Тао Куэн часто отождествляется с Тхэн Бепом – духом домашнего очага, который иногда и сам приходит к людям на новогодние праздники.
Так что к вьетнамским ребятишкам и взрослым часто приходят все эти три «Деда Мороза», одетые в костюмы с национальным колоритом разного цвета.
Возможно, из времен большой советско-вьетнамской дружбы появился рядом с мужскими мифологическими персонажами и женский – своеобразная помощница Снегурочка, которую все называют чаще всего Туэт ко Гай, что переводится, как «снежная девочка», хотя о снеге во Вьетнаме знают не так уж и много.
Тхэн Бепом и Туэт ко Гай
Вместо елки вьетнамцы украшают мандариновое дерево, готовят традиционное блюдо – квадратный рисовый пирог. А еще во Вьетнаме есть такие интересные обычаи: во-первых, согласно вьетнамскому поверью, из старого года в новый нужно обязательно впрыгнуть, а во-вторых, три первых дня после Нового года пол в домах вьетнамцы не метут, чтобы не вымести добро и удачу.Украинский Дед Мороз - Святий Миколай или Дід Мороз - Встреча Нового года на Украине практически мало отличается от встречи Нового года в России. Скорее всего, это связано с тем, что две страны очень долго были связаны между собой, сначала в Российской Империи, а потом в Союзе. Украинский Дед Мороз не всегда может в точности соответствовать своему русскому аналогу, поскольку в Украине два Деда Мороза: Это, прежде всего, Святий Николай, или как говорят на Украине, "Святий Миколай", который приносит подарки в ночь на девятнадцатое декабря и Дед Мороз. Подарки кладут под подушку, так чтобы на утро дети смогли их найти. Украинский Дед-Мороз передвигается на санях и пешком, к детворе наведывается дважды — 19 декабря и в канун Нового года. Приносит не только подарки. Для тех, кто вел себя плохо, у Святого Николая имеются розги.
Нахтсман - Австрия
Австрийский Дед Мороз изначально был отнюдь не положительным персонажем. Имя у новогоднего старичка то еще – Нахтсман (Nachtmann), в переводе оно означает «ночной человек».
По легенде много лет назад Нахтсман был злым духом, по ночам он летал над Веной, заглядывал в окна домов и, увидев не спящих детей, выкрадывал их для последующей экзекуции.
Перевоспитался Нахтсман примерно 300 лет назад. Случилось это так. Возвращаясь с охоты с очередным ребенком в руках, «ночной человек» наткнулся на трубочиста. Последний, видимо, из любви к детям, накостылял злодею по полной программе.
После этого Нахтсман резко подобрел и делать черные дела зарекся. Теперь каждый Новый год он дарит малышам марципановые пряники и фигурку трубочиста на счастье.
Фазер Кристмас (Рождественский Отец). Великобритания
Британский Фазер Кристмас мало чем отличается от Санта Клауса.В прошлых столетиях английский Дед Мороз был также известен как Old Father Christmas, Sir Christmas и Lord Christmas.
Это сейчас Фазер Кристмас, как и Санта Клаус носит красный костюм с белой опушкой, но в викторианские и тюдоровские времена он носил ярко-зеленый костюм. Этот персонаж символизировал дух хорошего настроения на Рождество, но его образ особо не связывался с раздачей подарков детям. Всегда имеет при себе прут, которым наказывает детей, отличающихся плохим поведением на протяжении года.
В канун праздника маленькие англичане пишут ему письма, в которых вначале сознаются со всех совершенных за год «грехах», затем рассказывают о своих достижениях, и далее пишут длинный список подарков, надеясь получить хотя бы одно желание из списка в подарок. Свои письма дети бросают… в горящий камин, потому что, по легенде, именно дым сожженного письма является проводником, с помощью которого Фазер Кристмас получает рождественскую корреспонденцию.
Йыулувана - Эстония
А в Эстонии Деда Мороза зовут Йыулувана что значит «Рождественский старик». У него нет Снегурочки, а помогают Деду, гномики в островерхих колпачках и накидках, отороченных белым мехом. У Йыулувана длинные седые волосы и белоснежная борода, он надевает красный тулуп и конусообразную шапку с белым помпоном.Микулаш и Телапо – Венгрия
Рождество в Венгрии предваряет целый ряд праздников именуемых, как зимний или рождественский цикл. Время ожидания, сборов и приготовлений к Рождеству называется Адвент. В Венгрии получил распространение прекрасный обычай – вывешивать адвентский венок с четырьмя фиолетовыми свечами, как символ четырёх воскресных дней оставшихся до Рождества. В каждое воскресенье Адвента на венке зажигают на одну свечу больше, символизируя приближение большого праздника.
Начало праздничного периода отсчитывают от 30 ноября – Андреева дня. Он известен в Венгрии как день предсказаний, гаданий на суженого, заговоров-присушек. Знаменательная дата и 4 декабря – Варварин день. Святая Борбала в Венгрии считается покровительницей горняков и пожарных. В этот день в шахтёрских посёлках проходят празднества с музыкой, играми и представлениями.
В день Святого Николая, 6 декабря, дети ждут венгерского Микулаша. Он традиционно, как и положено, быть рождественскому деду, одет в красную шубу и имеет большую белую бороду. Имя Микулаш и обычай дарить детям подарки пришли в Венгрию из Чехии и Словакии.
Венгерские ребятишки должны перед сном почистить свою обувь (чаще всего сапожки) и выставить ее на улицу, перед порогом квартиры или на подоконник. На следующий день в сапожках появляются в красных мешочках сладости или игрушки, чаще всего шоколадные фигурки самого Микулаша.
13 декабря венгры отмечают день Святой Лукерьи, по-венгерски – Луца, имя в переводе с латыни означает «свет». В этот день в селах приступали к изготовлению «Луцина трона», выбирая девять пород деревьев. Мастерили его не спеша, каждый день, пополняя новой деталью, но так, что бы он был готов как раз к Сочельнику.
После Рождества Микулаша сменяет венгерский Дед Мороз, которого зовут Телапо (дословный перевод – Дед Мороз). Он разносит детям подарки от Рождества до Нового года.
С ним на праздники к детям часто приходит чертёнок Крампус, который, гремя цепями и размахивая розгами, грозит шалунам. Впрочем, розги выступают на празднике, как символ наказания, и Крампус размахивает ими для развлечения, напоминая, что дети, которые плохо себя ведут, могут остаться без подарка. Ну, а в первые минуты Нового года взрослые с детьми дружно свистят дудочками и свистками, чтобы их звуками отогнать злых духов. Услышав дружный свист и шум, Телапо не скупится на подарки.Хызыр Ильяс - мусульманские страны
В мусульманские страны в начале мая приходит с подарками свой старичок по имени Хызыр Ильяс. Носит он красный колпак, обвитый зеленым шарфом и зеленый халат, на котором вышиты цветы.
Мош Крэчун — Румыния, Молдавия
Мош Крэчун по заведенной давным-давно традиции тоже носит усы и бороду. Одет он в красный тулуп чуть ниже колен с соответствующим орнаментом стародавних времен, за плечами – мешок, который называется десага. И все это выполнено с национальными орнаментами. На голове у Мош Крэчуна одета овечья кушма, на ногах вместо валенок - постолы.
У него, согласно национальной легенде, нет внучки Снегурочки, зато у него есть свита – Гугуца и Фулгуца – персонажи национальных сказок.
В свободное время Мош Кречун ведет хозяйство, разбирает почту, готовит подарки, а когда выдается свободная минута, дедушка любит разговаривать с птицами.
Аяз-ата и Кыдыр-Ату - Казахстан
Главные герои новогоднего казахского праздника дедушка Аяз Ата со своей спутницей Снегурочкой, которую зовут Акшакар.
Имя деда Аяз Ата – это дословный перевод имени Дед Мороз. Этот персонаж появился, как результат влияния западной культуры. Но у Аяз Ата есть и своя давняя история. Имя Аяз Ата можно встретить в поэзии ХIХ века.
Впрочем, нужно отметить, что празднования Нового года в зимнее время у тюркских народов не было – они отмечают Наурыз. Еще главного новогоднего гостя иногда называют Кыдыр-Ату или Коркыт-ата, но историки и этнографы утверждают, что это совершенно разные персонажи и путать их с Аяз Ата не надо.Бабадимри - Албания
Албанский Дед Мороз, кроме своего популярного имени – Бабадимри, имеет еще несколько имен: Sh?n Nikolla (Святой Николай), Atit e Krishtlindjeve (Дед Мороз) и Kris Kringle.
Легендарный в Албании мифический персонаж приносит подарки хорошим детям в вечерние и ночные часы Сочельника – 24 декабря.
Первоначально Бабадимри изображали, как и Синтерклааса в Голландии в епископском облачении Святого Николая, поскольку день рождения Бабадимри приходится на 6 декабря - День Святого Николая. Но сейчас, как правило, он выглядит как Санта - толстенький веселый седобородый старичок, одетый в красную куртку с белыми манжетами и воротником, красные брюки с чёрнымм кожаным ремнем и ботинки.В Китае Деда Мороза зовут просто и несложно: Дун Че Лао Рен или Шань Дань Лаожен. Несмотря на экзотическое имя, повадками китайский дедушка от знаменитого Санта Клауса совсем не отличается.
http://fishki.net/1234026-ded-moroz-i-ego-analogi-v-raznyh-stranah.html
http://www.wolfnight.ru/forum/forum_theme.php?theme=1474&page=3
Марк тут всё никак в интернет не наиграется. Совсем в детство впал.
Замечательный пост! Очень интересные традиции и
особенности у народов разных стран. Прочел с большим удовольствием. Великолепные иллюстрации.
От этого поста идет добро, тепло, радость к людям.
С Новым 2015 годом, дорогой Марк Яковлевич и наши
уважаемые читатели, сотрудники сайта! Здоровья всем, счастья, благополучия, успехов!
http://parnasse.ru/playcast/pozdravlenija/96.html
Всех поздравляю с Новым Годом! Будьте здоровы,
счастливы, радуйтесь каждому дню, успехов, будьте
доброжелательны!
Про туркменского деда мороза ничего нет, жаль!