Позволю себе привести несколько цитат из книги Владимира Сергеевича Соловьева: "Духовные основы жизни"
"Но война не может быть непрерывным состоянием, а рабство возможно только между неравными или разнородными силами. Силы же равные или по крайней мере однородные не могут оставаться в одностороннем отношении господства и подчинения. Сталкиваясь между собою, они не могут ни поглотить, ни подавить друг друга, а необходимо должны ограничивать друг друга. Это взаимное ограничение общественных сил возводится в общую формулу и становится законом".
"Закон не вносит в общество никакого нового положительного начала жизни: он только обозначает крайние границы свободных сил и тем предупреждает более грубые столкновения между ними; закон избавляет сильного человека от необходимости испытывать насильственное ограничение его свободы, заранее указывая ему ее пределы".
"нельзя полагать справедливость и в общественной солидарности, в том, что воля всех равно обязательна для каждого. Ибо "все" здесь означает "многие", а многие могут быть солидарны и в неправом деле, напр, когда большинство народа преследует меньшинство из-за различия верований и издает против него жестокие законы, которые в таком случае являются прямым насилием"
"Между тем, у нас есть не только отвлеченное умственное понятие о справедливости, как о равновесии частных сил, но и живое нравственное чувство справедливости, и это чувство существенно изменяет самый принцип и качество наших действий. По этому чувству справедливости мы стоим не только за себя, но и за других, не только за свое, но и за чужое право; и тут только действительно оказывается, что для нас самое право – сама справедливость, имеет значение. Стоять за свое, даже бесспорное право может быть неправо, ибо это может происходить из эгоизма и пристрастия, стоять же за всякое право и во всяком случае как за свое, это есть дело прямой справедливости".
Получается так, хочешь сохранить право стой не только за свое, но и за чужое право "как за свое". Как только все сводится к борьбе за свое право - справедливость и право, как оформленная справедливость исчезает как дым. Я думаю - эта формуля для всех правоохранителей, для всех судей, для всех кто работает в области права, а значит и для чиновников должна быть основной формулой жизни. Хочешь убить право - греби под себя. Хочешь сохранить право, стой за чужое право как за свое.
А как шикарно Соловьев разваливает справедливость как общественную солидарность. Солидарность как совокупность битвы за свое - это катастрофа, но как только солидарность становится совокупностью битв за другого, за его право, битва с целью помочь другому, вот тут и возникает настоящая солидарность.
Если в солидарности есть личная выгода, то такова солидарность к справедливости не имете отношения. К справедливости нас приближает отсутствие личной выгоды и защита чужого права. Гоните личную выгоду из справедливости.
Всё верно. Измерять благодать или невежество надо единым мерилом, не используя при этом ни микроскопа, ни увеличительного стекла.