Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Декабрист Экслер

Декабрист Экслер

Александр Рашковский
Александр Рашковский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Декабрист Экслер

Виктор Экслер

http://www.berkovich-zametki.com/2014/Zametki/Nomer11_12/Eksler1.php

В третьем классе мы организовали с моим другом Димой Лялиным «Тайное общество по борьбе с Бородулиным». Сашка Бородулин был головы на две выше каждого из нас. После уроков мы дрались мешками с тапками (в школе обувь нужно было переодевать) и вдвоём едва с ним справлялись.

 В «Уставе» «Тайного общества» перечислялись все возможные варианты борьбы. В первом пункте значилось что-то вроде «Драться с Бородулиным в любом месте и при любых обстоятельствах». «Устав» лежал в кармане моих школьных штанов. Он выпал оттуда, когда мама вешала их в шкаф, и был незамедлительно передан отцу. Тот, не понаслышке знавший, чем заканчивается участие в тайных обществах, начал допрос. Сначала я держался мужественно и не произносил ни слова, но опыт, полученный Львом Яковлевичем в кабинетах Большого дома, победил. Имя соучастника было со слезами названо, и «Устав» торжественно уничтожен.

***

Это может показаться невероятным, но совсем недавно я узнал, что мой прапрапрадед состоял в кишинёвском отделении тайного общества декабристов и был сослан в Сибирь. Очевидно, страсть к тайным обществам была заложена во мне на генетическом уровне.

 Изучая материалы следствия по делу декабристов, я с удивлением обнаружил, что поведение на допросах большинства из них нисколько не отличалось от моего в детстве. Они не проявляли «революционной стойкости», теряли почву под ногами, плакали, выдавали товарищей. Многие следственные дела содержат покаянные обращения к царю и членам комиссии, слезливые письма раскаявшихся, клятвы заслужить прощение. Воспоминания о ходе следствия были для декабристов тяжёлыми и неприятными. Понятно, что в школе нам об этом не рассказывали, чтобы не бросать тень на героев нации.

Декабристы традиционно считались одними из самых романтических, благородных и возвышенных фигур русской истории. Подавляющее большинство российской интеллигенции всегда ориентировалось на высоты их духа и стремление к свободе. Внуки и правнуки Куракина, принявшего иудейское имя Авраам, пошли в Израиле по военной стезе. Ицхак Куракин, сын Авраама, был одним из создателей сторожевых отрядов в Палестине. Сын Ицхака, Менахем, родившийся в 1922 году уже на Земле Обетованной, в пятнадцатилетнем возрасте вступил «Хагану» – организацию еврейской самообороны. Погиб в бою в январе 1941 года. Полковник Йосеф Куракин, правнук Авраама, занимал одну из высших командных должностей в подразделении морских коммандос-подводников. 24 сентября 1997 года в возрасте 33-х лет он погиб при выполнении боевого задания. 4-го мая 2003 года, в день 55-й годовщины провозглашения Государства Израиль, почетное право зажечь юбилейный факел на горе Герцля в Иерусалиме было доверено Нево Куракину, восьмилетнему сыну Йосефа.

4 Иошуа Цейтлин (1742–1822) — талмудист, идеолог еврейского просвещения, меценат. Обладал широкой богословской эрудицией. Отличаясь деловыми способностями, Ц., пользуясь покровительством князя Потёмкина, выдвинулся как подрядчик и поставщик; он сопровождал Потёмкина в поездках на юг и присутствовал при закладке Херсона. По свидетельствам современников, «Цейтлин расхаживал вместе с Потёмкиным, как его брат и друг». За преданность отечеству в 1787 г. получил звание надворного советника, что дало ему возможность вступать во владение землями. Светлейший даровал своему другу имение Устье в Могилёвской губернии. Туда Цейтлин удалился после смерти своего покровителя, окружил себя учёными и погрузился в науку, окончательно отойдя от дел.

5 Плагиат в патриотическом песнетворчестве имел место и в советское время. Так, поэт Лебедев-Кумач позаимствовал текст песни «Священная война» у учителя русского языка и литературы Рыбинской мужской гимназии Александра Адольфовича Боде, который написал эту песню ещё в 1916 году. В 1931 г. он был арестован и восемь лет провёл в лагерях.

Л.-Кумач лишь изменил слова «с германской силой темною» на «с фашистской силой темною» и выбросил куплет:

 Пойдём ломать всей силою,

 Всем сердцем, всей душой

 За нашу землю милую,

 За русский край родной.

 Узнав об этом, главный редактор «Литературной газеты» А. Чаковский отказался опубликовать раскрытые данные, заявив: «Есть в советской истории мифы, которые разрушать не следует».

 6 Михаил Ларионович (Илларионович) Михайлов (1826–1865) — русский революционный деятель, поэт и переводчик. Внук крепостного, умершего после телесного наказания. Отец М. добился дворянства, дослужившись до чина надворного советника и женившись на княжне. По окончании уфимской гимназии М. поступил в Санкт-Петербургский университет.

М. был активным участником революционного движения. Выданный провокатором, М. был арестован и подвергнут гражданской казни, проведённой в годовщину восстания декабристов, — 14 декабря 1861 г. В ноябре 1862 г. был приговорен к шести годам каторжных работ. Умер на каторге от туберкулёза. Участие М. в революционном движении надолго сделало его имя опальным.

Из литературного наследия М. наиболее известны его стихотворные переводы из Гейне, Томаса Гуда, Лонгфелло, Беранже, Морица Гартмана.

Революционные стихи М.: «Крепко, дружно вас в объятья», «Памяти Добролюбова», «Вечером душным, под черными тучами нас похоронят», «Только помыслишь о воле порой». Песня М. «Смело, друзья, не теряйте» впоследствии получила название «Народовольческого гимна».

7 Дмитрий Александрович Клеменц (1847–1914) — революционер-народник. Теоретик, пропагандист, автор широко распространённых стихотворений. Один из организаторов «хождения в народ» (1874) и основателей «Земли и воли» (1876–1879). В 1881 г. сослан в Сибирь, где вёл научную работу. Впоследствии отошел от непосредственной революционной деятельности, стал видным учёным-этнографом, директором Этнографического музея в Петербурге. Оставил воспоминания «Из прошлого» (изданы в 1925 г.).

8 Василий Васильевич Бе́рви-Флеро́вский (настоящее имя Вильгельм Вильгельмович Берви, псевдоним Н. Флеровский) (1829–1918) — социолог, публицист, экономист и беллетрист, идеолог народничества, видный участник общественного движения 1860–1890 -х годов. Особое влияние оказал на участников «хождения в народ» начала 70 -х годов. Книга «Положение рабочего класса в России», стала вехой в истории российской социологии и была высоко оценена Карлом Марксом. Высокая жертвенность и альтруизм снискали Берви-Флеровскому высочайший нравственный авторитет среди разночинской молодежи.

9 Доля евреев среди народовольцев составляла: в 1879 году – 30,4%; 1880 – 13,4%; 1881 – 11,7%; 1882 – 10,1%; 1883 – 11,9%; 1884 – 16,4%; 1885 – 10,6%; 1886 – 20,3%; 1887 – 20,9%; 1888 – 27,4%;1889 – 26,1%; 1890 – 16,9%; 1891 – ?; 1892 – 35,7%.  (Erich E. Haberer “Jewsandrevolutionin XIX-century Russia”, Cambridge, 1995.)

10 «Новое время» — русская газета. Издавалась в Петербурге в 1868–1917 гг. В русском либеральном обществе имела репутацию реакционной и беспринципной, а слово «нововременец» стало нарицательным (во многом это было связано с антисемитскимивыступлениями на страницах газеты в связи с делом Дрейфуса).

11 «Рассвет» — еженедельное издание, выходившее в Петербурге в 1879–1883 гг. Инициатором издания выступила группа столичной еврейской интеллигенции. С самого начала «Рассвет» зарекомендовал себя как национальное издание, призывавшее к еврейскому патриотизму, тесной связи интеллигенции с массами, развитию еврейской культуры и литературы, изучению еврейской истории, духовного и социального положения российского еврейства. Несмотря на непродолжительность своего существования, «Рассвет» положил начало новому направлению в еврейской жизни и общественной мысли в России.

12 Никифорович Григорий Валерьянович — биофизик, кандидат физико-математических и доктор биологических наук. Главный научный сотрудник компании MolLife Design LLC. Работал в научных институтах и университетах Минска, Риги и Тусона (США, Аризона). Профессор Университета Вашингтона в Сент-Луисе (США, Миссури). Автор ряда научных и научно-популярных книг, в том числе «Открытие Горенштейна» (М.: Время, 2013). Имеет более 150 публикаций в российской и зарубежной научной и литературной прессе. Автор «Знамени» с 2011 года, см. статью «Иудео-христианство писателя Фридриха Горенштейна» (2011, № 9). Статья «Был такой народ» опубликована в журнале «Знамя» (2013, № 4). Живет в Сент-Луисе, США.

Материалы по теме
Мнение
7 мая
Иван Звягин
Иван Звягин
Основатель логотерапии Виктор Франкл был узником концлагеря
Мнение
17 июля
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Как естественны стали темы насилия
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме