Пожилые люди, как правило, не выбрасывают старые вещи и хранят их на балконах и антресолях, в кладовках, иных укромных местах либо на дачах. Мотивы подобного поведения вполне объяснимы. Во-первых, в хозяйстве все может пригодиться. А во-вторых, эти вещи дороги старикам как память о былом.
У меня в шкафу висит спортивный костюм - весьма приличный по фасону, расцветке, качеству ткани и пошиву. Особенно хороша куртка. На груди справа и слева она украшена узкими полосками - желтой, оранжевой и синей. Такими же полосками окаймлены карманы, оснащенные блестящими замками-молниями. Борта тоже застегиваются молнией. На общем зеленом фоне все это смотрится просто великолепно. Картину дополняют швы, которые сделаны настолько аккуратно, что практически незаметны. Ткань добротная, не мнущаяся. Сидит куртка изящно, подчеркивая все достоинства человеческой фигуры.
Под стать куртке и брюки. Они тоже зеленые, лишь ниже колен приторочены наискосок вышеупомянутые разноцветные полоски. Ткань, покрой и пошив качественные. В пояс вставлены три узкие резинки, длину которых можно регулировать по талии, что очень удобно.
"Экая невидаль - нашел чем хвастаться", - возможно, подумают разочарованно некоторые читатели. И действительно, подобного добра на рынках и в магазинах нынче в избытке. И практически все россияне широко пользуются одеждой спортивного типа в быту и на отдыхе. Потому что она удобна и функциональна, а главное - доступна для каждого, ее даже бомжи носят. Но это сейчас. А около тридцати лет назад, когда я приобрел свой костюм, все было совершенно иначе.
В восьмидесятые годы прошлого века в нашей стране ощущался острый дефицит хороших товаров народного потребления, в том числе и одежды. Отечественная легкая промышленность, мягко говоря, не баловала потребителей разнообразием продукции. В частности, из одежды спортивного и бытового назначения россиянам предлагались так называемые треники - брюки темного или грязно-синего цвета из простейшего трикотажа без всяких изысков в покрое и дизайне. Выглядели они аляповато, сидели в обтяжку, выставляя напоказ физические изъяны владельцев - например, слишком тонкие или толстые либо кривые ноги. Ткань быстро растягивалась, образуя в области колен изрядные пузыри. В общем, зрелище еще то. И лишь дипломаты, моряки дальнего плавания да немногие рядовые граждане, которым удавалось получить разрешение на поездку за границу, имели возможность привезти оттуда для себя и своих близких модные и качественные изделия. Весь остальной советский народ был отделен от мирового рынка железным занавесом.
Я работал тогда учителем русского языка и литературы в Тегринской школе Вельского района. О посещении какой-нибудь зарубежной страны даже не мечтал. Однако мне, как и другим жителям нашего поселка, в некотором смысле повезло. Дело в том, что местный леспромхоз, будучи одним из лучших в технологическом плане, поставлял свою продукцию куда-то за границу. И однажды на вырученную валюту закупил там партию дефицитных для нас товаров. Их расписали по талонам, которые профком распределил между поселянами - не только работниками ЛПХ, но и учителями, медиками. На мой талон как раз и выпал вышеупомянутый спортивный костюм.
Если кто-то подумает, что я тут же стал использовать его при огородных работах или физкультурных занятиях на стадионе, то глубоко ошибется. Вещь была по тем временам очень редкая, выглядела весьма роскошно, изысканно, и потому мне не хотелось трепать ее в повседневных делах. Зато с удовольствием и даже гордостью надел костюм при поездке на Смоленщину к родственникам, куда я отправился очередным летом в отпуск. И надо сказать, что сей "прикид" в восьмидесятые годы не ронял, а, наоборот, возвышал авторитет владельца. Везде, где бы я ни появлялся в нем, окружающие проявляли ко мне знаки внимания и уважения. Я даже ресторан посетил в нем при встрече с друзьями, и обслужили нас по первому классу. Думаю, не в последнюю очередь из-за моего костюма.
Время меняет наше восприятие вещей и явлений - в том числе и потому, что меняются обстоятельства жизни. Но ностальгия остается навсегда. Поэтому я и не выбрасываю свой старый спортивный костюм.