Читатели, наверное, знают, что государство изымает накопительную часть пенсии за 2014 и 2015 год. Скорее всего её и в дальнейшем будут изымать у работающих граждан 1967 года и моложе. Это говорит не столько о дефиците Пенсионного фонда (его покрывали за счет бюджета), сколько о том, что в Пенсионном фонде (и в бюджете) вообще нет денег — они “проедаются” прямо сейчас. Нашему поколению никаких выплат по старости не предвидится, кроме того, что удастся скопить (а главное сохранить!) самостоятельно.
Ту накопительную часть, которая сформировалась у меня до 2014 года, я перевел в НПФ уже несколько лет назад — по принципу “как можно дальше от родного государства”. Я бы с удовольствием вложил её в инфраструктуру родного города, но пенсионная система не предполагает таких возможностей.
Но речь не об этом. Того что имеется на данный момент, явно недостаточно, чтобы иметь достойную старость. Возникает вопрос, как в текущей действительности создавать пенсионные накопления?
Первое, что приходит в голову — рожать и воспитывать детей. Нормальная вековая практика, но сейчас немного другие времена. Мне бы не хотелось обременять своих детей необходимостью содержать меня в старости. И вообще дети должны быть мобильны и свободны. Понятно, что когда будет совсем никак без посторонней помощи, то хотелось бы получить их поддержку. Но пока возможно жить самостоятельно, надо жить самостоятельно.
Поэтому второй вариант — вкладывать средства в какие-то ликвиды, которые можно будет постепенно продавать, а на эти средства жить. Этими средствами могут быть акции, недвижимость, а может быть банальный депозит. Но сейчас я не могу назвать ничего, что гарантировано не потеряло бы ценности через 20 лет. Уже в следующем году нас ждет спад экономики и связанные с этим произвольные “фортели” федерального и регионального правительства. С этим государством я в такие игры играть не стану. Даже драгоценные металлы, аккуратно скупаемые некоторыми гражданами, не дают никакой гарантии сбережений. Любая ценность определяется спросом на неё и не более того. Золото — это лишь желтый металл.
Третий вариант — собственное дело. Тоже довольно рисковое предприятие в рамках существующей действительности. Как только твой бизнес начинает приносить хорошие доходы, появляются люди, которые либо облагают его “данью” (уже ведутся разговоры о возврате “налога на предпринимательство”), либо просто забирают. Исключения составляют только проекты на базе интеллектуальной собственности — “закошмарить” и “отжать” студию Артемия Лебедева или сайт Алекса Экслера практически невозможно, а главное бессмысленно. Но Тёма и Алекс — это уникумы, каких немного, и мне в их число не попасть.
Оставалась только возможность как-то совмещать/чередовать все три варианта, чтобы сохранить (а лучше приумножить) свои сбережения.
Но недавно мне пришла в голову еще одна мысль о формировании отложенных сбережений. Мысль пришла в городском суде города Сыктывкара, где мне отказали в удовлетворении требований о проведении заявленного в августе пикета. Зачитав резолютивную (или как она там называется) часть, судья добавил, что в течении месяца можно подавать апелляцию в республиканский суд, а потом в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ). “У дела есть замечательная перспектива в Европейском суде”, — подвел итог судья (видимо перспективы в республиканском суде совершенно незамечательные).
Надо понимать, что Европейский суд не может восстановить справедливость. Никто не вернет нам голоса, которые у нас украли в 2011 году (жалоба принята ЕСПЧ в прошлом году). Но назначить некоторую компенсацию в случае признания нарушений они могут. Дела в Европейском суде рассматриваются очень долго — годами, но мы никуда не торопимся. Государство обязано будет выплатить назначенную компенсацию. Так что, перефразируя известную советскую поговорку, скажем так: “Граждане не отсуживают у государства деньги, они лишь компенсируют убытки, нанесенные государством”. Ну или еще одна поговорка, но уже современная: “Не требуй справедливости — требуй денег.”
Конечно, подача жалобы в ЕСПЧ требует консультации квалифицированного юриста (там, например, надо четко и структурировано всё изложить на английском и французском), но эта проблема преодолима. Если имело место нарушение прав, гарантированных правами человека, вы всеми возможными способами отстаивали свою правоту в нашем суде, а суд принял решение не в вашу пользу, основываясь чёрт знает на чем — значит вам предоставляется возможность пополнить свой пенсионный счет на несколько тысяч евро.
Я не призываю искать поводов для того, чтобы посудиться с государством. Это совершенно излишне — государство само обеспечит нам такие поводы. Надо лишь не лениться превращать эти нарушения в свои отложенные на старость сбережения.
Думаю, что немногие читатели воспользуются моим советом. Но это и хорошо — ведь если иски в ЕСПЧ пойдут валом (сотнями тысяч), то Российская Федерация просто не станет их выплачивать. Здесь, как ни странно, массовая апатия только на руку людям активным.
Боюсь, Григорий, что это не вариант... На Российскую Федерацию уже навесили столько долгов, что впору закрывать лавочку...
Следуя вашей логике, США, с её долгами уже давно закрыта:-)
Всё в этом мире держится только на доверии. А кто Кремлю верит?
Долг платежом красен. Надо всегда исполнять свои обязательства, иначе потеряешь самое дорогое, доверие.
А хоть примерно, в какую суму обойдутся услуги юриста для написания жалобы?
Стандартная расценка жалобы в Европейский суд - 100 000. Кстати, насчет необходимости излагать все на французском или английском - это фантазия или неверно понятая информация. Жалоба пишется на русском языке. Вот ответ на нее действительно может прийти на английском, но вообще основная переписка идет на языке страны обращения (для нас - русском)
Специально посмотрел — формуляр заполнен на трех языках (английский, французский и русский). Разумеется суть жалобы я на трех языках не излагал - только на русском. Дальше этим занимался юрист (не в Сыктывкаре). Про 100 тысяч впервые слышу. Если суд будет выигран, то оплата юриста будет включена в компенсацию. Пока ничего не платил, может по второму иску попросят - не знаю.