Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Рязанская область
  2. Размышления о новых культурных типах.

Размышления о новых культурных типах.

Анна Донюкова
Анна Донюкова
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Логично было бы начать писать в этом журнале свои мысли. Но так получается, что вдохновляют нас на что-то часто мысли или поступки других людей. А иногда просто вызывает реакцию отсутствие этих мыслей и поступков. В современном мире поток информации стал настолько огромным и бессистемным, что бывает сложно найти здравое зерно в происходящем. Во многих статьях в основном можно найти не анализ и решение проблемы, свежий взгляд на ситуацию, а реакцию, которая вызывает реакцию еще кого-то и еще кого-то и так до бесконечности. Слово - величайший дар, если уметь с ним обращаться, но надо признать, что в наше время мысли людей обесценились. Люди, которые понимают силу слова, используют ее в своих интересах, делая упор на количество "словопотока" в ущерб качеству. У нас еще недостаточно развита интуиция, чтобы отличить здравую мысль от иллюзии. Вероятно, в такой ситуации на некоторые вопросы о происходящем вокруг нас стоит искать ответ не у нашего поколения, а у тех, кто уже проходил через определенные уроки истории раньше, выбирая то или иное развитие событий. Когда мы точно знаем, к чему какие-то действия привели в прошлом, нужно десять раз подумать, прежде чем принять подобное решение в настоящем. Иначе вся история как таковая не имеет смысла.

Так, сейчас много говорят о так называемой 5й колонне. Простому обывателю вряд ли понятно, кто это. Но умные казалось бы люди продолжают навешивать друг на друга ярлыки, делая врагов из людей, которые осмеливаются иметь свою точку зрения в многомиллионной стране ("удивительно", если подумать).

Я наткнулась на членов такой вот 5й колонны в нашем славном прошлом, буквально среди оптинских старцев. Дочитав до конца, поймете, почему. Размышления о новых культурных типах выглядят не очень оптимистично и патриотично. Что получилось, все мы знаем. К подобным статьям в наше время не прислушиваются люди, в чьих руках находится власть, они считают, что у них-то все будет иначе. А я уверена, что умный человек как минимум принимает к сведению разные точки зрения и говорит за это спасибо, а не обвиняет в предательстве родины.

1890 год, старец Варсонофий: "...допустивши даже, что будут еще один или два новых культурных типа, мы все-таки не имеем еще через это права (рационального) надеяться, что этот новый культурный тип выработается непременно весьма уже старой Россией (900 лет с крещенья! И больше 1000 с призвания князей) и ее славянскими единоплеменниками, отчасти переходящими (как болгары и сербы) прямо из свинопасов в либеральных буржуа, отчасти (как чехи и хорваты) давно уже насквозь пропитанными европеизмом. И мне бы очень хотелось хоть с того света увидать этот новый и пушный культурный всеславянский тип! Но увы! Признаки благоприятные есть, но они так слабы и так еще мелки.... И неблагоприятного со всех сторон так много, что мне, признаюсь, все чаще и чаще представляется такого рода печальная картина: эта национальная и религиозная реакция, которая теперь довольно сильна в русском обществе, не есть ли это одна из тех кратковременных реакций к лучшему, к здоровью и силе, которые иногда испытываю на себе и я (например) в моей старости? Таких малых реакций, небольших обратных течений на старой почве было в истории много (постарайтесь припомнить), но все это не было реакцией вековой на новых основах; примерами последних были: Византийское Православие, потом через 400-500 лет для Запада - феодализм и Папство, а для Востока - мусульманство и буддизм (привившийся в Китае и Тибете).
Хорошо, кабы так; иногда я думаю (не говорю мечтаю, потому что мне, вкусам моим это чуждо, а невольно думаю, объективно и беспристрастно предчувствую), что какой-нибудь русский Царь - быть может, и недалекого будущего - станет во главе социалистического движения (как св.Константин стал во главе религиозного - "Сим победиши!") и организует его так, как Константин способствовал организации Христианства, вступивши первый на путь Вселенских Соборов. Но что значит "организация"? Организация значит принуждение, значит благоустроенный деспотизм, значит - узаконение хронического, постоянного, искусно и мудро распределенного насилия над личной волей граждан. Поэтому либерал (по выводам своим дурацким, а не основам, вполне верным) Спенсер с ужасом видит в социализме новое грядущее государственное рабство. И еще соображение: организовать такое сложное, прочное и новое рабство едва ли возможно без помощи мистики. Вот если после присоединения Царьграда небывалое доселе сосредоточение Православного управления в Соборно-Патриаршей форме (разумеется, без всякой теории "непогрешимости", которую у нас и не потерпят) совпадет, с одной стороны, с усилением и усилением того мистического потока, который растет еще теперь в России, а с другой - с неотвратимыми и разрушительными рабочими движениями и на Западе, и даже у нас (так или иначе), то хоть за две основы - религиозную и государственно-экономическую - можно будет поручиться надолго.
Да и то все к тому же окончательному смешению несколько позднее придет.
Но как бы то ни было, будет ли новый культурный тип или нет, славяне ли с непривычки как-нибудь нечаянно с действительно новой, неевропейской и нелиберальной культурой в одно утро проснутся или они, попытавшись чуточку сделать что-то свое, полезное и половинное, после взятия Царьграда лопнут как мыльный пузырь и распустятся немного позднее других все в той же ненавистной всеевропейской буржуазии, а потом будут (туда и дорога!) пожраны китайским нашествием и т.д.и т.д. Во всяком случае, про Данилевского можно сказать, что он сделал великий шаг с указанием на эти культурные типы. Можно ведь и так его теорию обернуть: существование разных культурных типов есть признак жизненности человечества; невозможность создать новый, смешение всех типов в один средний есть признак приближения человечества к смерти."

Материалы по теме
Мнение
9 октября
Павел Колосницын
Павел Колосницын
Мракобесие в чистом виде
Мнение
9 декабря
Аркадий Любарев
Аркадий Любарев
О чем свидетельствует применение смешанной связанной системы в Королевстве Лесото?
Комментарии (4)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Афанасий
29 июн 2014 08:34

Ужасный политико-экономический эксперимент 20 века,сопряженный с многолетним насилием над личностью,искоренением веры и внедрением в умы лживой морали,привел к тому результату,который мы наблюдаем сегодня.

30 июн 2014 04:47

Да, вопрос теперь в том, что наше поколение может внедрить в умы будущего поколения. Европейские ценности мы не принимаем, восточные у нас не приживутся, своей морали у нас нет, кроме той, что осталась в наследство от СССР.
Нужен какой-то синтез, я думаю.

30 июн 2014 12:00

Хорошая тема, чтобы задуматься.

9 июл 2014 15:59

Анна, Вы полны противоречий )) и нашли представителя "5-й колонны" совсем не там.

Варсонофий, как я понимаю, против гейропейского мультикультурализма: "...невозможность создать новый, смешение всех типов в один средний есть признак приближения человечества к смерти" и, скорее, он сторонник традиционной морали и ценностей.
Но на распутье старец - не знает как оценить "новые социалистические" идеи, не признает в своем "провидении" их скрытую суть - это светский вариант иудео-христианства для новых буржуа и пролетариев, в котором К.Марксом с так наз."научной" т.зр. осмыслена технология прибавочной стоимости и ссудного процента, изложенная много раньше в концепции Второзакония Исайи (ВЗ).

Впрочем, это хорошее подтверждение необходимости качественного переосмысления полученного объема информации и цикличности социо-культурных процессов на больших интервалах хроноса.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме
КультураОбществоРазмышления