Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Кировская область
  2. Геноцид в северном исполнении

Геноцид в северном исполнении

Александр Рашковский
Александр Рашковский
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Русский Север

http://club.berkovich-zametki.com/?p=11425

Заметки

Александр Левинтов

Геноцид в северном исполнении

Никогда не занимался этой проблемой специально, но постоянно наталкивался на неё. Предлагаемые заметки — всего лишь фрагменты, не претендующие на обобщения, теоретизирование и полноту картины, которая, конечно, гораздо ужасней того, что я знаю.

С этой проблемой я впервые познакомился в середине 60-х, когда работал в Западно-Сибирской экспедиции Института географии АН СССР.

Однажды я попал в архив Тюменского обкома партии (я вообще люблю рыться в архивах, старых подшивках и скоросшивателях цвета пыли с чернильным грифом «хранить вечно»).

Я читал, не имея права выписывать, отчеты (разумеется, «сов. секретные» — у меня был допуск к материалам такой степени) о советизации обского севера. Жуткие отчеты о состоянии дел среди хантов, манси, ненцев, селькупов, ларьяков (теперь этих последних двух народов уже нет).

Долгие годы пушные фактории здесь принадлежали частным американским компаниям, которые вели более или менее равновесный и адекватный натуральный обмен с местным населением.

Американцев в конце 20-х годов изгнали, их фактории и фондаки стали советскими. Натуральность обмена сохранилась, но: вместо соли, чая, муки, спичек, табака и сахара стали завозить никому не нужную здесь муру (купальники, марочные вина, фарфор, шелк, мыло, парфюмерию и косметику). Привозили патроны калибра, неподходящего к старинным американским винчестерам (отечественные ружья, гладкоствольные и винтовки — ни-ни, огнестрельное оружие в СССР частным людям без особого разрешения не продавалось). Рации завозили — с радиусом действия не более 30 километров, а для ненца 200-300 километров — обычная откочевка.

В 60-70-е годы в северных коопах можно было купить дефицитнейшие на «материке» товары: плащи из болоньи, дубленки, японские транзисторы и магнитофоны, тушонку, сгущёнку, — надо только иметь удостоверения членства в этом коопе. Весь этот дефицит местному населению был не нужен, поэтому периодически списывался с баланса и распределялся в Тюмени среди партийных функционеров. Тут же на полках — полная линейка кофейных суррогатов и какао «золотой ярлык» — что делать с этим сухостоем не знает никто.

Параллельно я узнал историю украинских кулаков, высланных сначала в район Ханты-Мансийска. На пустом и суровом месте эти люди обжились — приехавшие через год инспектора из Тюмени обнаружили стада, тучные пашни, отъевшиеся лица. Несчастных ещё раз раскулачили и перевезли за Салехард, в тундру.

На следующий год инспектора никого не застали в живых, на чем, наконец, и успокоились. Я застал потомков раскулаченных на БАМе — в Тынде и Бомнаке: озверевшие, пылающие ненавистью и недоверием, сильно заросшие и обросшие — они внушали одновременно и стыд и ужас. Подобный же народ живет в Забайкалье, в бесплодной Даурской степи. Совершенно непонятно, за счет чего они, называющие себя гуранами, живут (гуран — местный козёл, свирепое животное, на которого ни волки, ни медведи не нападают — гураны сильнее).

Уже не в Тюмени, а в Томске, в подобном же архиве я нашел материалы Сибгипротранса, возникшего в годы войны на базе Ленгипротранса: страшная трагедия «Мертвой дороги» Салехард-Игарка (я даже смог в те времена на дрезине проехать часть этой дороги до Юридея и видел брошенные ГУЛАГовские бараки, стены которых исписаны отчаянными посланиями зэков). Именно там я узнал, что на строительство дороги Салехард-Новый Порт (по пути на Северный полюс) дважды отправлялся многотысячный конвой. В зимы 1942-43 и 1943-44 оба конвоя бесследно погибли. О Норильске и Кайеркане писать не буду: и написано уже, и страшно туда возвращаться.

А хантам, манси, ненцам и селькупам предстояло пережить четыре напасти:

— плановую экономику, при этом все и всегда планы строились на увеличение сегодняшних объемов охоты и заготовки, не взирая на природные факторы (поголовье белок, например, почти полностью зависит от урожая шишек, весьма неустойчивого от года к году);

— насильственный перевод на оседлый образ жизни, что самым плачевным образом сказалось на социо-культурном воспроизводстве — свезённые в интернаты дети уже не могли вернуться в традиционный уклад жизни, а новая жизнь не была рассчитана на них ни рабочими местами, ни жильем, ни всем остальным;

— появление письменности: в конце 20-х, когда ещё была жива идея мировой революции, всем этим народам, от Мурманска до Чукотки филологи (в основном это были ленинградские евреи), дали латиницу; чуть позже всех их объявили троцкистами, ликвидировали, а народам дали кириллицу; русификация не предполагала освоение местного языка, фольклора и культуры, словари либо отсутствовали, либо были примитивными и сильно идеологизированными лингвистическими декорациями;

— повальное пьянство: народы Севера не имеют антиалкогольного иммунитета (у русских он есть, правда, очень ослабленный в сравнении с европейцами) — именно алкоголь, чахотка и сифилис стали основными причинами быстрого и массового вымирания этих народов;

На Гыданском полуострове, в СалехардеТарко-Сале и много позже в Ненецком округе недалеко от Нарьян-Мара и далеко от Нарьян-Мара, на реке Пёше, я столкнулся с одной и той же проблемой:

— носителями местной культуры оказались «понаехавшие» по распределению учителя, врачи и культработники, которых готовили в питерском институте народов Севера; шаманов готовила питерская же духовная семинария.

Представьте себе поселок Гыду (картина, типичная для всего нашего Севера): население — 3000 человек и все русские (ненцы, которых, как и оленей, никто не считал, кочевали по всему огромному полуострову, он же Гыданский район). Несмотря на малочисленность населения, здесь была представлена вся советская инфраструктура: школа и районо, больница и райздрав, лавка и райторг, РОВД, почта, администрация портопункта, рыбохотинспекция, сберкасса, ДОСААФ, райком партии и райисполком. За эти нерабочие места шла цепкая борьба: заполярный стаж резко увеличивал и зарплаты и пенсии, дети могли поступать в престижнейшие вузы страны вне конкурса.

В 1987 году я один из очень немногих современников проехал по всему БАМу, от Комсомольска-на-Амуре до Северобайкальска. Более всего запомнились разговоры и эвенками и якутáми (здесь принято именно такое ударение).

Бомнакские эвенки (Великая Эвенкия идет от Ледовитого океана до середины Китая и от Тихого океана до Енисея), народ очень добрый, веселый и незлобивый («а как у вас отношения с нанайцами? — хорошие, эвенк мясо ест, нанаец — рыбу»), прекрасные охотники и, следовательно, художники от природы, жаловались:

— нам этот ваш БАМ не нужен, зверьё распугали, таёжные угодья нарушили и осквернили, богов наших изрубили топорами и бензопилами, для вас, русских, ОРЗ — простуда, а для нас — смертельная болезнь, кроме неудобств и смерти нам БАМ ничего не даёт.

В Бомнаке еще сохранялась могила Улукиткана, верного проводника геодезиста Федосеева(замечательный писатель!): в светлом и трепетном молодом березничке на взгорке, с видом — но уже не на Зею, а на Зейское водохранилище.

Якуты в зоне БАМа совсем одичали и обнищали, откровенно и безнадежно вымирают. В избе якута из всей мебели — одна табуретка, спят на полу в тряпье, едят из одной миски.

Побывал я и у тофаларов в Минусинской котловине, на месте будущей Саяно-Шушенской ГЭС. Тут даже арбузы вызревали, правда, мелкие (арбузы вызревали когда-то и в Якутске, и в Подмосковье, и верблюжьи караваны доходили, а вы говорите «Global Warming! Global Warming!»)

Тогда (рубеж 60-70-х годов) их оставалось 400 человек, все больны сифилисом, туберкулёзом и алкоголизмом.

Русским бывает выгодно называть себя местным населением и подпадать под ливень льгот, местному аборигенному населению ненужных и недоступных. Если сейчас и есть тофалары, то это — как сегодняшие ветераны войны 41-45 годов в основной своей массе.

Вплотную с ненцами Ненецкого округа я познакомился уже в постсоветское время, в 2000 году.

Как и раньше, в советские времена, открытие здесь огромных запасов нефти, ничего коренному населению не дал: Лукойл построил себе внутри Нарьян-Мара свой хорошо охраняемый и комфортабельный город, нефть на острове Колгуев и других месторождениях вахтовым методом добывают башкиры (русские, живущие в Башкирии), абсолютно безжалостные к местной природе («лебедь — доверительно сообщил мне вахтовик, — это целое ведро мяса»; крупнейшая в мире колония полярных лебедей в миллион голов сейчас практически истреблена).

У ненцев к русским отношение препоганое. Среди молодых ненцев явно растет самосознание: они получают образование в Норвегии, прекрасно владеют английским и своей профессией, предприимчивы и сообразительны, как норвежские саамы. Им не хватает решимости на последний шаг — назвать себя саамами и пригласить норвежских «вежливых военных» для самоопределения в Норвегию и Евросоюз.

Самое нелепое, что есть на российском Севере — северный завоз. Практически этим занят огромный транспортный и ледокольный флот Севморпути. Сюда для русских колонистов, прежде всего, а не для местного туземного населения завозятся: горючка, продовольствие (я сам на полках видел кочан капусты, увядшую морковку и киви), декоративные отбросы «рыночной» экономики по каким-то немыслимым ценам с чудовищными накрутками. На Канином Носу и вокруг него у ненцев скупают полярную навагу и тут же продают им перемороженную и беспородную треску.

Более всего мне довелось общаться с горными алтайцами. С ними дважды случились катастрофические перемены.

Первая — они ушли из монгольских степей в алтайские горы.

Номадный цикл стал совсем коротким: зимой у подножий, летом — наверху, на альпийских лугах. Скот стал давать немереные удои, а превращать молоко в сыр алтайцы и не умели и не научились. Излишки молока пошли на производство слабоалкогольной молочной водки (8-12 градусов), которую дети начинают потреблять с 3-5 лет.

Вторая — русские. Ещё до революции здесь страшно подавлялся бурханизм, местная интерпретация ламаизма. А в советское время… — зачем повторяться?

Русские беспощадно и бесстрашно уничтожают материальную и духовную культуру алтайцев (достаточно вспомнить историю с «алтайской принцессой»), чуть не затопили прекрасные алтайские пейзажи и ландшафты водохранилищем Катунской ГЭС (слава богу, коммунизьм денежно иссяк).

… Всё это, конечно, лишь осколки и дребезги так и не состоявшей науки и истории печальных народов Севера.

Алитет ушел в горы

Благодатнейшая долина Восточного Саяна, широченным коридором уходящая в зеленую бесконечность степной Монголии. На теплом северном склоне, обогреваемом и лесистом, по берегам прекраснейшей Бирюсы, не менее свежих и чистых рек Уда, Кан и Гутара живуттофалары.

С экологической точки зрения — одно из чистейших мест на Земле. Многочисленные минеральные источники, здоровый климат, изобилие целебных дикоросов — все делаетТофаларию естественным курортом. Живи — не хочу, хоть по триста лет.

И тофалары не хотят жить. Они, согнанные в поселки АлыгджерВерхняя Гутара и Нерха, вымирают, вопреки советской, а теперь и российской статистике. Вот данные переписей населения:

1926 — 417 человек
1959 — 586 человек
1970 — 620 человек
1989 — 722 человека
2002 — 837 человек

Только верить этой статистике никак нельзя: те, кто называют себя сегодня тофаларами, если и несут в себе тофаларскую кровь, то в дозах, близких к дозе русской крови в Николае II — 1/128. В основном это — различной крепости коктейли русской, бурятской и монгольской крови.

Отчего же не живется тофаларам на белом свете и родной земле, которую они освоили еще в 5-ом веке?

Ответ прост — «коммунизьма заела»: при советской власти их, кочевников-оленеводов, «посадили» на землю, лишив главного — образа жизни. Их споили, ибо все сибирские/индейские народы не имеют иммунитета от алкоголя. Их заразили туберкулезом и сифилисом. Их поубивали такими смертельно опасными для них, но безобидными для нас болезнями как корь, коклюш, бронхит и ОРЗ.

И, конечно, плановая экономика: белка в тайге должна размножаться не по каким-то там неведомым законам природы, а согласно пятилетним планам, утверждаемым Госпланом, съездом КПСС и Президиумом Верховного Совета СССР.

Детей у родителей забирали насильно, размещали в интернатах, напоминающих изоляторы для малолетних преступников, отучали от привычного кочевого образа жизни, вытравляли родной язык и культуру, называемую суевериями.

В Нарьян-Маре отец-ненец, получив право на свидание с сыном в интернате, спрашивает:

— Русских обманывать научился?

— Да.

— Тогда забираю тебя с собой, в тундру.

Не любят нашего брата малые народы Сибири, Дальнего Востока и Севера: а за что любить?

В начале 30-х годов затеяли дать этим народам письменность. Мобилизовали ушлых евреев-филологов, дали директиву — грядет мировая революция, настрогайте им письменность на латинице.

Настрогали.

А мировая революция не настала.

Несчастных филологов ликвидировали, объявив троцкистами, пригнали новых, сплошь евреев, разумеется. Эти сварганили письменности на кириллице.

Теперь эти народы ропщут: на нашей каракатице-кириллице ни один компьютер не работает, верните латиницу. А мы не можем — евреи почти все кончились.

Как сказку, слушают они теперь рассказы и репортажи о североамериканских эскимосах: о том, что маленькая Дания построила во всех 26 эскимосских поселках Гренландии аэродромы, о том, что аляскинские эскимосы имеют практически в каждой семье гидроплан, о том, что индейцы Америки до сих пор — владельцы своей земли и никогда не продадут ее американскому правительству, о том, что в индейских резервациях — не только политическое самоуправление, но и полная культурная автономия.

Есть глубокая и страшная несправедливость в судьбах и дружбе народов, населяющих Россию: если когда-то кому-то дали титульность на своей земле и потом не отняли ее, как это случилось со многими, то есть шансы на физическое и культурное самосохранение, если не дали — то могут и сгноить и просто не замечать существования или гнать, гнать, гнать.

Печальная участь цыган в России общеизвестна: когда-то и в общем-то не так давно цыганские таборы располагались на ныне пятизвездочном Балчуге, аккурат напротив Кремля — теперь в это даже не верится. Еще в 70-е волжские цыгане свободно плавали по Волге целыми таборами. Теперь цыгане — по преимуществу попрошайки и воры, а их бароны не вылезают из воркутинских зон.

Все помнят ассирийцев, чистивших обувь на каждом перекрестке любого приличного города. Когда-то, в 20-годы, их проживало в нашей стране около 40 тысяч человек. Сейчас, по переписи населения 2002 года, их 13,6 тысячи, из них владеющих ассирийским языком 7762 человека.

Исчезли из переписей татары-мишари, а ведь до революции их было более миллиона человек. Столица татар-мишарей Касимов — в глубоком запустении среди мещерских болот.

И уж полный позор — дунайские липоване, русские староверы, которых насильственно растворяют в беспородной постсоветской толпе.

Фонтан из 16-ти золоченных фигур (16-я — несуществующая уже Карело-Финская ССР) «Дружба народов» все еще бьет на ВСХВ-ВДНХ-ВВЦ-ВДНХ, а народы мельчают, вымирают, уходят в небытие. И несмирившийся с советской властью Алитет ушел в горы, к Верхним Людям…

Порог
(ненецкая сказка длинного перегона)

Далек и потому нетороплив мой путь по белой пустой равнине. Полярная ночь светла от звезд и снега и неподвижна.

Наша ненецкая жизнь проходит на пороге, на узенькой жердочке, отделяющей жизнь от нежизни, бытие от небытия, настоящее и стоящее от поддельного и ничего не стоящего. Мы качаемся на этой хилой жердочке и еле удерживаем себя там, где уже давно никого из людей нет, но где все они были.

Все наши мифы начинаются одинаково, с одной и той же фразы: “Когда создавалась Земля, никого и ничего не было”. Каждый раз мы спотыкаемся об этот порог пустоты, бытия и небытия и начинаем свой рассказ и свои воспоминания с этого места, от ээтого порога.

“Нердена Нэнэча” (“Первые люди”) рассказывает о том, что сначала была только вода, а потом казарка, подобно голубю, принесшему на ковчег Ноя пальмовую ветвь, принесла первую травинку — и постепенно стала появляться земля. В этом мифе рассказывается как первые семь мужчин и семь женщин решили построить высокий чум до самого Бога, но два ангела, одетых в медные одежды, смешали их языки и те заговорили на разных языках.

В мифе “Сидя Ненас Хасава” (“Два брата”) говорится о священном дереве и о том, как один брат убил другого. Древо жизни, а это было оно, — откуда у нас сейчас деревья? — было ведомо когда-то или задержалось в памяти и сознании от дальних далеких времен.

В мифе “Нув’ Мядончей” (“Подарок от Бога”) рассказывается, как Бог сделал сначала мужчину, а потом женщину, а потом подарил им стадо оленей. Мне всегда казалось, когда я слушал его от старых людей, что мы, ненцы, и нам подобные по образу жизни и духу народы, живущие на краю земли и жизни, — единственные потомки Авеля, пастуха и кочевника, а все остальные народы, живущие южнее нас, — Каиновы дети.

Я искренне убежден: у людей единственная, одна на всех история, но есть много версий и интерпретаций этой истории, более или менее достоверных. Так как мы дольше всех удерживаемся на пороге Рая, располагавшегося, по уверениям и исследованиям многих — и древних и современных, на севере, рядом с полюсом, то наша версия сотворения мира и мироздания может быть отнесена к числу достоверных.

Нарты ходко идут, поскрипывая стянутыми бортами. Порой мне кажется, что мы не бежим, а плывем, и это не нарты, а каяк. И легкие залетные поземки вдруг кажутся волной и рябью, пушистой пеной.

С точки зрения писаной истории мы — арьергард человечества, вытесненный другими народами на самый край ойкумены, мы еле удерживаемся и прозябаем на этой неуютной окраине, нам некуда больше продвигаться и мы обречены на вымирание и исчезновение.

Если же смотреть на истинную историю, на историю, которая уже написана в священных книгах многих народов, то мы — не только не покинули пределов Рая, мы и есть те, кто своими страданиями, кто своими смертями и жизнями оказались одесную и к нам присоединятся лучшие люди и народы, чтобы встать единым народом перед чертогами возвращенного людям Рая, чертогами, уже видимыми нами в сполохах Небесных сияний.

Будучи отсталыми и зыбитыми в цивилизации, мы волею судеб и провидения стоим одними из самых близких к предстоящему восхождению и исходу людей к иным морям и небесам.

Мимо нас проплывают громозкие стомухи, вросшие и впаянные в снег вздыбленные торосы льда. Ветер играет с ними в азные формы, одна причудливей другой, и этот редкий прекрасный сад делает наш путь нереальным и сказочным.

А кто был до нас? кто был перед нами? — Всякий, о ком мы говорим сегодня, что он коренной житель и туземец, — просто предпоследний оккупант территории. И всегда найдется народ, живший до того. Так, греки пришли на опустевший Пелопонес после катастрофы, разделившей их и представителей более древней крито-микенской культуры. И египтяне пришли на чью-то землю в дельте Нила. И мы пришли в низовья Печоры, где до нас жила сысерть, “медные люди”.

Они умели делать медь и бронзу и жили в пещерах. А это значит, они жили не в тундре и не на вечной мерзлоте, а в другой географической обстановке. Теплые времена стремительно уходили из наших мест, но сысерть еще застала здесь леса, без которых невозможна металлообработка, и незаболоченные почвы.

Сысерть стала нашим духовным наставником. Так часто бывает. Египетские жрецы поклонялись представителям неведомой теперь цивилизации, бывшей до того, иудеи обожествили того, кого они назвали Яхве, греки в своих мифах скинули предыдущих богов, названных ими Хаотидами, в бездны Тартара, и стали поклоняться Хронидам — Зевсу и его братьям и сестрам.

Металлические орудия сысерти мы превратили в ритуальные средства и предметы поклонения. Нам дороги исчезнувшие пещеры этого народа, потому что мы, теснимые русской ратью (так тогда называли варягов в местах нашего предыдущего пребывания), если не могли и не успевали уйти, заканчивали свой Исход тем, что вырывали ямы, спускались в них и отмахивались от нападавших палками, а, когда силы иссякали, выбивали колья и уходили под землю, засыпаемые сверху. Мы тихо исчезали и умирали под землей, а когда дошли до своей Обетованной, узнали, что под землей можно жить! что сысерть так и жила! Но раньше, раньше, когда деревья в наших местах были большими, и еще не было тундры.

Мир полярной ночи разделен на белое и черное так ясно и очевидно, так понятно. И так понятно, почему из темной бездны неба прибывает белое Добро на землю. С этим снежным даром утихают ветры и становится теплей и уютней. Белые птицы и белые звери ныряют в свежий белый снег и купаются в нем, как в чистом счастье.

Откуда мы? — Мы и те, кто хочет нас узнать, не знаем этого. Может быть, мы пришли с Запада, из Скандинавии, а может — из Северного Предуралья, из Великой Перми, а может — из Южной Сибири. Это почему-то очень важно для этнографов и других ученых, но, по сути, совершенно неважно для нас. Физически — мы вырвались из ада, духовно — мы пребываем на пороге Рая. Этнически мы можем быть и с запада, и с востока, и с юга, но этически мы — с Севера, из Рая, из светлой и радостной страны вечного и белого счастья. И мы всегда помним свою этическую родину.

Этот мир прекрасен своей тишиной, своей глубокой, как февральский снег, тишиной, совершенно чистой, без единой примеси звука. Остановишь нарты — и их скрип вскоре замрет и отлетит, и забудется, и остается только тишина, присущая мертвой жизни, которая единственно истинна.

Чем мы не вы? — Когда вы увидели нас, вы назвали нас “чудь белоглазая”, робкая, боязливая и беспомощная перед злом и насилием. И это пугало вас, вы все ждали подвоха и коварства, а их все не было. И тогда настороженность сменилась презрением и вседозволенностью — и вы назвали нас самоедами. А мы — люди, мы просто люди, мы люди по понятию людей, и слово “ненцы” означает “люди”, как на языках почти всех “диких” и “примитивных” народов “люди” есть самоназвание, отличающее людей от их среды обитания: камней, деревьев, зверей, других людей.

Мы, живущие на пороге Рая, никак в толк не возьмем вас, набегающих из далекого нравственного захолустья, от новгородских ушкуйников до нынешних нефтяных лукойщиков.

Мы одушевляем и одухотворяем не только себя, но и мир, нас окружающий и вмещающий. И этот мир защищает нас и защищается сам. На священном нашем острове, который вы назвали Вайгач, вы нарыли нор и ям ради какого-то металла -–и дух острова, его воспаленная и возмущенная душа уничтожила ваши дыры и шахты и загубила души ваши и засыпала камнями тела ваши и вам никогда их больше не найти и не оплакать. На огромной называемой вами Новой Земле вы устроили позорный и страшный очаг уничтожения всего мира, и снег сгорел от ядерной вспышки, и сотрялись горы и сползли в океан ледники — вы уничтожили свои и наши святыни и теперь вы умираете от порожденной вами болезни. И ваши ракеты взлетают над нашей тундрой из таежного Плесецка и падают на наши головы — но мы кротко знаем, что эти же ракеты падут и на вас. И завтра вы начнете выкачивать и выкачаете досуха наши недра — нам не нужна эта нефть, но это не значит, что она ваша. И когда ваши жадные трубы протянутся по дну, стомухи станут несяками и снесут своими острыми краями и зубами алчные трубы.

Не мы, но наш мир встанет на вас, не принимающих этот мир таким, каков он есть, и вы никогда не вживетесь в него, вы всегда будете здесь грозными пришельцами, вечно воюющими с собой и против себя, с миром и против мира.

Кто-то дыхнул из-за дальнего тороса колючей поземкой, вихрь, вертясь и увеличиваясь в размерах, пронесся не нас, над нами, сквозь нас, и замер, затих мягким сугробом в другой стороне. Этот кто-то сложил новую картину, а. может. Просто переложил эту кучу снега для равновесия мира, чтоб тот не кренился и стоял крепко.

В каждом человеке живет шаман. В одних он маленький-маленький — он так и останется ребенком шамана до самой смерти человека. В другом шаман заполняет собой всего человека. Мудр и всемогущ черный шаман, познавший черный мир юга и леса. Черные, адские силы черного шамана останавливают болезни и недуги, беду и бесплодие. Белый шаман знает белый Рай и тайные ходы в него. Белый шаман дарит радость и светлость, он не дает в руки и в дом ничего, что можно потрогать или использовать, но он делает нас отличными от беспощадных и слабых зверей, птиц и рыб.

Никто не хочет быть шаманом, никто не хочет стать местом борьбы белого и черного шаманов, корчиться в этой борьбе, никто не хочет владеть страшными и тяжелыми знаниями ада, уносящими в пустоту знаниями Рая. Но выбор падает на кого-нибудь — и он пускается в странствие за этими знаниями. Он проходит все круги Юга и все сферы Севера, его носят вихри знаний на грозный Запад и в священную тишину Востока, к древним святилищам Вайгача, самого края нашего мира.

И когда будущий шаман пройдет весь круг своего скитания, он возвращается к людям, уязвленный знаниями и умениями.

Мы не признаем вождей. Но мы слушаем старых людей, умудренных годами опыта, и шаманов, умудренных духовными знаниями. Блаженны прожившие долгую жизнь и прокляты проженные огнями знаний, но мы верим и тем и другим, блаженным и страдающим — они ведут нас единственно спасительными тропами.

Глубоко под нами, под голубыми льдами, ходят рыбы. Они так много знают, что молчат и совершенно равнодушны к метелям нашей жизни. Они кормят собой нерпу и медведя, нас и песцов. И вместе с собой они дают нам знание неба, которое они никогда не видели, но откуда они когда-то пришли.

Мы скитаемся по земле и замерзшей воде, не имея прочных ориентиров под собой или перед собой или вокруг себя. Летом — это пустая серая тарелка, зимой — такая же пустая, но белая тарелка, совсем пустая. Но мы хорошо знаем свою дорогу — оа проложена в небе. Это неважно, видны или не видны звезды. Мы научаемся у рыб знать небо, не видя его. Мы знаем расположение и движение звезд наизусть, даже в пасмурный дневной дождь и сквозь плотное укрытие снегопада.

И у каждого — свой путь средь звезд, а, значит, и по земле.

И, не пройдя свой, нельзя умирать и уходить, нельзя останавливаться и устанавливаться. Пока не иссяк твой путь, будь человеком, а кем ты станешь потом — ты узнаешь, когда иссякнут твои звезды.

В небе поплыла фальшивая звезда, чей-то беспутный “Боинг”, портя собой небесные тела и фигуры, пугая и и рассыпая звезды: и кто-то ведь можно потеряться и заблудиться от этого беспорядка и вторжения. Мир адского юга все время вмешивается и будоражит наш покойный и чистый мир, ему неймется в своих дремучих лесах и торосах высоких чумов. Но сейчас эта случайная звезда пройдет и сгинет и в небе вновь установится привычная гармония.

Женская и мужская жизнь — они такие разные. Женщину все время тянет остановиться, она — как камень, держащий лодку на месте. На стойбище женщина складывает чум, а потом разбирает его. Женщина — это очаг и дети, посуда и всякие побрякушки, женщина шьет одежды и обузы. Новые порядки нравятся женщинам. Они навсегда остаются в стойбищах, а мы уходим в свой привычный путь за оленями и собаками. Теперь их зовут чумработницами и они сообща ждут меня, своего мужа, чтоб сделать немного нового кричащего мяса — детей. Женщина живет пестрым и крикливым днем, это ее время и ее хозяйство. Мужское время — ночь, ясная и черная, в пурге и в затишье, в одинокой тишине, в поиске и охоте, просто в пути.

Грамматика нашего языка и нашей жизни такова, что у нас нет настоящего времени — только неопределенность во всех ее ипостасях, только прошлое, контрастное настоящему (которого нет) и только будущее, которое — несвершившееся еще настоящее (которого нет).

И от того, что мы обходимся без настоящего, что почти все наши глаголы и действия — в разных формах инфинитива, наша жизнь не только похожа на сказку — она творится нами как сказка, как длинная долгая путевая сказка с непременной мыслью в конце: так что же мы пришли сюда сказать? Эта мысль, рождающаяся в лепете кусочка жизни, тянется сквозь годы и испытания, внутри снежных смерчей и в рое и ворохе гнуса, она становится все отчетливй и ясней к концу и выдыхается нами в последнем дыхании — никому, кроме Приславшего нас сюда. Он этой мысли от нас и ждал, не потому, что она Ему неведома, а потому, что нами Он вещал ее в мире.

Высоко-высоко полоснуло по небу короткой размашистой судорогой, за ней — еще и еще, и вот, наконец, встало, величественное и прекрасное, медленно плывущее куда-то, нисходящее радужными волнами света, далеко близкое, так похожее на то, что мы испытываем на женщине, но только совсем в другом масштабе и испытываемое не нами, а Тем, Кто живет в Раю, за Порогом.

Продолжение следует

Материалы по теме
Мнение
11 сентября
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Решение демократов заменить Байдена на Харрис было верным шагом
Мнение
17 июля
Владимир Жилкин
Владимир Жилкин
Как естественны стали темы насилия
Комментарии (0)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме