Следующая сказка, которая играет огромную роль в космогонии славян? - это довольно странная сказка "Колобок". Напоминаю. Жили были Дед да Баба, как-то Дед попросил Бабу испечь колобок: "По сусека поскреби, по амбарам помети". Баба делает все так, как сказал Дед и печет колобок. Потом колобок выставляется в окно для того, чтобы дойти, но колобок сбегает из дома в лес и идет своим путем. На пути он встречает разных зверей, а именно зайца, медведя, волка (в разных интерпретациях по разному) и с каждым из них происходит следующий диалог:
- Колобок, колобок, я тебя съем.
- Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел, а от тебя и подавно уйду.
Дальше бегство и встреча со следующим героем, пока колобок не натыкается на лису, которая хитростью загоняет колобка на свой нос и съедает.
Все, вся сказка. Опять же в сказке присутствуют демиурги, создатели всего сущего Дед да Баба, женское и мужское начало. Они творцы колобка, а именно Солнца. Это отмечает в своих текстах В.Даль. Дед формулирует как должно быть сотворено Солнце, а Баба само Солнце создает. Технология "поскребания" и "пометения", при сотворении Солнца, носит очень глубокую смысловую нагрузку, которая мне непонятна. Это некий обряд предваряющий помещение Солнца в окно мира, на небосвод.
Дальше мир разделяется на две части "дом" и "лес". Другого мира - мира поля, мира более присущего земледельческой культуре - пока не наблюдается. Колобок идет в лес, и по календарю у него происходят встречи с различными животными, обитающими в лесу. Последовательность встреч наталкивают на мысль, что это не просто проход Солнца по небу, а этот проход связан с теми потребностями, которые по календарю возникают у охотника. Поэтому что лес - это мир встречи славянина-охотника с животными, а потребность в животных у охотника такова, что животные могут принести максимальную пользу охотящемуся тогда, когда больше жира под кожей животного, когда животное не выхаживает своих детенышей, когда животное имеет более устойчивый мех и не линяет. Этакий промысловый календарь. Солнце идет по небосводу от одного добываемого охотником животного к другому.
Промысловый календарь коми. Фото взял здесь.
Промысловые животные угрожают Солнцу-колобку, их притягивает к себе Солнце, но Солнце неуловимо, и животные бессильны из-за постоянного бегства Солнца по небу. Это как бегство, как непрерывное бегство в начале которого стоит бегство от демиургов. Есть как бы демиурги - это общие Боги, самые главные Боги, а есть Боги племенные, каждое славянское племя имело своего промыслового предка. Это характерно для очень многих народов. Некая иерархия в поклонении. Сюда надо еще добавить, что в некоторых вариантах сказки животные при встрече откусывали от Солнца кусочки, в связи с чем оно выходило на свою дорогу все на меньшее количество времени.
Умирание Солнца происходит зимой, когда основным промысловым зверем зимы является Лиса, ее шкура стала самой ценной. Лиса как бы поедает Солнце, оно погибает в зубах того зверя, который является ярким признаком Зимы. Это, кстати, толкает к мысли, что колобок - это сказка северных славян, у которых Солнце всегда зимой умирает и нарождается ближе к весне, когда демиурги опять метут и скребут, а потом опять выставляют нового колобка в окне-небе. Колобок как бы поднимается, растет и опять, в очередной раз, отправляется в круг по небу. И опять можно по этой сказке отсчитывать охотнику, когда какого зверя бить, чтобы он приносил максимальную пользу.
Путь Солнца-колобка от дня весеннего равноденствия, как дня начала пути колобка от окна демиургов, до дня летнего солнце стояния и далее до дня осеннего равноденствия, когда солнце явно пожирается лисой. Солнце, как колобок, растет, а потом звери его обгрызают после летнего солнцестояния.
Выше я привел фотографию промыслового календаря коми. Там 9 зверей, с которыми встречается Солнце. 7-й месяц лисы - с 20 декабря по 24 января. Самый пик зимы.
Прикладное значение славянской сказки "Колобок" в космогонии славян недооценить невозможно. Это тема солнечного календаря и осмысления движения Солнца с наложением движения на промысловый календарь охотников.
Игорь, а почему не назвать Колобок и языческие верования? Ведь идет именно о язычестве. А от кого пришли к славянам эти сказки или зародились они у славян, это трудно установить.
Ход мысли уже близок к языческому мировозпрению, но есть не мало важные деталей.
Во первых слово КО_ЛОБ , то есть то, что ОКОЛО ЛБА, а это АУРА человека , которую изображают на иконах и многие сверх чуствительные люди, видят как свечение.
Дед и баба, ну понятно создатели - ЧЕЛО_ВЕКА. у других народов АДАМ и ЕВА.
Выставление в ОКНО на СОЛНЕЧНЫЙ СВЕТ, поклонение Солнцу, дающему развитие ЧЕЛО_ВЕКУ и всему живому.
Испытания зверьми желающим поглотить (уничтожить ауру человека), читай грехи.
Заяц- символ трусаливого, Испытание на храбрость.
Пройден КО_ЛОБом.
Медведь- символ ВЛАСТИ, испытание властью.
Пройден КО_ЛОБом.
ВОЛК- символ агрессии и грабежа.
Пройден КО_ЛОБом.
Лиса символ - лжи и хитрости.
—" Колобок, Колобок, сядь ко мне на ЯЗЫЧОК да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела."
На язычок поймали КО_ЛОБа. То есть присели на уши со своей льстивой ложью. ( не напоминает приход ортодоксов с палестин и ТЮРций на РУСЬ? когда исказашось всё от значений слов, истории и до уничтожения языческих капищ и строений, а так же присвоение себе заслуг и достижений Северян. от камчатки до британи.)
Сказка конечно словенская, признана как украинская, но кто такие северные словены и южные словены? Да теже угры (ЙОГАРА) только мутировавшие и ставшие светловолосыми и сероглазыми на СЕВЕРЕ. После чего ушедшие на юг с СЕВЕРА, с РУСИ, от УГРА дедушки и УГОРКИ бабушки.
Все испытания прошли словены, а вот на еврейскую, тюрскую, римскую, арабскую ложь попались, так и живут в темном царстве ПРОГЛОЧЕННЫЕ южным ЛИСЬИМ мировозрением....
А.С.Пушкин называет Зырян, охранявших Зарни Ань - БУРЫЙ ВОЛК (медведь).
Сами Коми Зыряне, считают себя медведями, и символика у них была соответсвующая.
А вот славянская руна обозначающая ВОЛКА.
http://obitelseroj.narod.ru/index/0-153
Но подождите: Таким пасом коми-зыряне обозначали человека, с ромбом (солнцем) внутри, то-есть самих себя. А славяне себя считают потомками волка (тоесть коми-зырян, точнее конечно угров). Всё сходится. )))
Уважаемый зырянин-язычник. Есть такой анекдот:
Приходит женщина к участковому, и заявляет:
- меня сосед блядью назвал, привлечь хочу!
Участковый спрашивает: - При каких обстоятельствах?!
Дама говорит: - Я подымаюсь по лестнице, он на встречу, и говорит: "здравствуй рыбка!"!
- Ну и где тут оскорбление?!
- Как где?! Рыбка - значит щука. Щука - значит хищник. Хищник - значит собака. Собака - значит сука... Разве не понятно, что он натурально меня блядью обозвал !!!!
У неё тоже всё сошлось..))))
Александр, вы употребляете запрещённую роскомнадзором слова.)))
В анекдоте хоть какая-то логика есть, а какая логика в том, что пишут изТОРики? Её полное отсутствие и огромные натяжки.
Тут ужасный сайт , а то я бы не только слова мог привести, но фото ОДИНАКОВЫХ строений бывших на руси от сахалина до британи. Почему их сровняли с землей? И почему о них молчит офисальная наука изТОРия? И почему она называет словен и угров дикарями? Не догадываетесь?
Тогда вы попались на лисий ЯЗЫЧОК и ваш КОЛОБ проглочен. Это про Вас сказка.
Всё сходится, как раз в том случае, если принять, что развитие как и народы шли с востока на запад и с севера на юг.
Новый ВО (КРУГ) у язычников начинался весной, со дня весеннего равноденствия.
Кстати, на промысловом календаре, указано солнце и логично предположить что оно обозначает дни летнего и зимнего солнцестояния. Но тоже не совсем факт.
Игорь, в показанном календаре изображён крокодил. Коми и на крокодилов охотились?!
не только на календаре.
на древних коми изделиях - коми-пермский звериный стиль - встречаются изображения "крокодила" .
Про дилов или "КОРА_КО _ДИЛов"
Есть факты, что на Руси в болотах и реках водились рептилии подобные "крокодилам" вплоть до 18 века.
"Того ж лета, 7090-го, изыдоша коркодили лютии звери из реки Великой, и водный путь затвориша, и многие человецы поядоша.И ужасошася людие, и молиша Бога по всей земли. И паки оные коркодили спряташася, а иные стрельцы государевы избиша."
(Псковские летописи, М., 1955, т. 2, с. 262)
http://versia.ru/articles/2013/jan/21/ne_po_zubam
Саша, календарь содержит изображение выдры. Это не крокодил. На нем девять промысловых зверей. Это старый календарь охотников, которым пользовались веками. Он не содержит учета дней, заходов и восходов солнца.
Он не содержит учета дней, заходов и восходов солнца.
Если нет привязки к времени(солнечному циклу), то это не календарь, а украшение.
Иначе должны быть отметки КОГДА(во времени) начинать и заканчивать добычу того или иного зверя.
Вот и получается , что сказка колобок =
пересказ финноугорского КОМИ календаря )
Очень занятно.
Теперь ещё про репку хотелось бы :)
Местечковые умники, не зная культуру народа в котором живут,занимаются остракизмом, что характерно для иудеев.