Если Вы думаете, что самым главным в России является её Президент, то Вы ошибаетесь.
Есть в стране человек, который главнее Президента. Его зовут Ваничкин. Работает Михаил Георгиевич Ваничкин заместителем министра внутренних дел.
Вы думаете, что я шучу? Ни в коем случае. Судите сами.
4 сентября 2013 года. На встрече Совета по правам человека с Президентом России.
Андрей Бабушкин, член Совета при Президенте РФ: «И заканчивая своё выступление, я хотел бы сказать ещё про такую проблему, с которой сталкиваются члены общественных наблюдательных комиссий. … На сегодняшний день предпринимаются попытки выхолостить общественный контроль. Это предпринимаются попытки в системе МВД. Мне об этом горько говорить, потому что я сам два созыва входил в состав общественного совета при МВД России. Но сегодня очень часто мы приходим в дежурную часть и не можем проверить ни книги учёта доставленных, ни книги учёта сообщений о происшествиях. А что такое книга учёта доставленных? Понять без неё, кого задерживает полиция: случайных людей или правонарушителей, сколько людей ночует в десятиметровой камере – то ли на самом деле ни одного человека там ночью не держат, то ли по 15 человек набивают, – понять без анализа книги учёта доставленных невозможно. Я хочу Вам сообщить, что ещё в 2004 году, то есть за четыре года до принятия закона об общественном контроле, когда в порядке эксперимента общественный контроль осуществлялся в Москве, в Московской области, у нас была возможность доступа к этим книгам. Сегодня вдруг нам заявили: эта информация для служебного пользования. Зачем тогда нужен общественный контроль, когда не можем проверить самые простые, самые элементарный вещи? Владимир Владимирович, просим Вас здесь о помощи, потому что, я убеждён, кроме Вас, правозащитникам просто помочь некому…».
Владимир Путин, Президент Российской Федерации: « Вы знаете, я очень внимательно и с большим интересом Вас слушал. Да, действительно смысл правозащитной работы в значительной степени снижается, если не получить даже первичных материалов, хотя бы по поводу задержанных. Это ерунда. Не понимаю, что здесь секретного. Это просто желание что-то скрыть. А, наоборот, прозрачность работы – это один из необходимых критериев и способов уйти от чванства, уйти от беззакония. Поэтому обязательно разберёмся с этим».
16 сентября 2013 года, опираясь на позицию Президента России, я пишу письмо на имя Министра внутренних дел. В конце сентября 2013 года это письмо с сопроводительным от советника Президента России М.А. Федотова направляется В.А. Колокольцеву.
Министру внутренних дел
Российской Федерации
Колокольцеву В.А.
Уважаемый Владимир Александрович !
Как Вы знаете, практически ежедневно, места принудительного содержания органов внутренних дел посещаются членами Общественных наблюдательных комиссий по осуществлению общественного контроля за соблюдением прав человека в местах принудительной изоляции и Общественных советов при органах внутренних дел.
Своим свежим взглядом и доброжелательной конструктивной критикой члены Комиссий и Советов оказывают существенную помощь органам внутренних дел в соблюдении, защите и восстановлении прав человека при осуществлении правоохранительной деятельности.
Следует отметить, что данные отечественные институты уникальны, не имеют аналога в подавляющем большинстве стран мира и являются российским вкладом в международную практику защиты прав человека.
При этом эффективность деятельности Комиссий и Советов зависит не только от квалификации, активности, принципиальности членов Комиссии, но также и от содействия в работе Комиссии со стороны руководителей территориальных органов внутренних дел.
К сожалению, в некоторых территориальных органах МВД России сложилась практика ошибочного толкования положений п. 4.2 приказа МВД РФ от 6 марта 2009 г. N 196 "О порядке посещения мест принудительного содержания территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий", в соответствие с которым администрация места принудительного содержания предоставляет членам комиссии для ознакомления документацию о проведении медицинских осмотров содержащихся лиц при их поступлении в место принудительного содержания и убытии из него, а также документацию, касающуюся обеспечения их прав в части предоставления им трехразового питания, первой медицинской помощи и проведения санитарной обработки. В этих же территориальных органах МВД России ошибочно сходят из того, что приказ МВД РФ № 389 от 2012 года, который регламентирует работу дежурной части с задержанными лицами, также не предусматривает предоставление членам Комиссий Книг учета лиц, доставленных в дежурную часть и Книги учета сообщений о происшествиях.
Должностные лица органов внутренних дел рассматривают положения данных ведомственных нормативных актов в отрыве от положения п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания", в соответствие с которым члены ОНК вправе в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии.
Таким образом п. 4.2 приказа устанавливает перечень документации, предоставляемой членам ОНК без запроса, а п. 5 ч. 1 ст. 16 76-ФЗ, - порядок предоставления дополнительной документации, запрашиваемой членами ОНК.
Следует отметить, что до 2011 года ни одно случая отказа членам Комиссий и членам Советов первичной документации о задержании граждан и поступивших сообщениях о происшествиях не зафиксировано.
Особенное противодействие у недобросовестных должностных лиц полиции вызывает предоставление членам ОНК возможности ознакомиться с Книгой учета лиц, доставленных в дежурную часть и Книги учета лиц, доставленных в ПДН.
Между тем, без изучения и анализа этих книг сделать вывод о соблюдении прав человека в соответствующем месте принудительного содержания невозможно.
Именно изучение Книги учета доставленных лиц позволяет установить:
- были ли обеспечены доставленные граждане камерной площадью в соответствие с действующими нормами;
- не отмечается ли в деятельности органа внутренних дел перекос в сторону чрезмерно частного доставления иностранцев, молодежи, иногородних лиц, иных категорий граждан;
- какие правонарушения, как правило, являются основаниями для доставления;
- не игнорируются ли сотрудниками подразделения наиболее значимые и тревожащие граждан правонарушения с доставлением лиц за правонарушения, умеющие меньшую общественную опасность;
- в какой срок с момента задержания происходит доставление гражданина;
- не сложилась ли в отделе практика доставления одних и тех же лиц для улучшения показателей и отчетности;
- практикуется ли в работе отдела освобождение от ответственности в связи с действиями, совершенными при крайней необходимости или малозначительностью правонарушения, как это предусмотрено действующим законодательством.
Анализ Книги учета доставленных позволяет также осуществить проверку жалоб лиц, обратившихся к правозащитникм при посещении спецприемников, ИВС и СИЗО
На встрече с членами Совета 4 сентября 2013 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поддержал предоставление правозащитникам первичной документации о задержании. Так, реагируя на моё выступление о необходимости предоставлять членам Общественных наблюдательных комиссий и Общественных Советов Книги учёта доставленных и Книги учёта сообщений о происшествиях Президент России сказал: «Да, действительно смысл правозащитной работы в значительной степени снижается, если не получить даже первичных материалов, хотя бы по поводу задержанных. Это ерунда. Не понимаю, что здесь секретного. Это просто желание что-то скрыть. А, наоборот, прозрачность работы – это один из необходимых критериев и способов уйти от чванства, уйти от беззакония. Поэтому обязательно разберёмся с этим».
В связи с изложенным, уважаемый Владимир Александрович, прошу Вас:
Внести утонения в ведомственные нормативные акты, касающиеся вопросов взаимодействия с Общественными наблюдательными комиссиями, работы общественных советов при органах внутренних дел, обращения с задержанными в части предоставления членам Комиссий и Советов Книг учёта доставленных лиц, Книг учёта сообщений о происшествиях, протоколов о задержании и административном правонарушении, иных первичных документов.
До внесения соответствующих изменений в ведомственные нормативные акты дать указания начальникам территориальных органов внутренних дел о предоставлении членам Советов и Комиссий
Копии соответствующих нормативных актов, уважаемый Владимир Александрович, прошу направить в адрес Совета.
С искренним уважением,
А.В. Бабушкин
Казалось бы все из этого письма ясно: нет доступа к первичной документации, в том числе Книгам учёта доставленных, - нет и никакого настоящего общественного контроля. Тем более, что свою позицию уже озвучил Президент России.
Но, спрашивается, кто такой Президент России для целого заместителя Министра внутренних дел России генерал-лейтенанта милиции М.Г. Ваничкина?!
Советнику Президента Российской Федерации,
Председателю Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
М.А. Федотову
Уважаемый Михаил Александрович!
Министерством внутренних дел Российской Федерации предложения председателя Комитета «За гражданские права» А.В. Бабушкина о внесении уточнений в нормативные правовые акты МВД России, регламентирующие вопросы взаимодействия с общественными наблюдательными комиссиями, работы общественных советов при органах внутренних дел, рассмотрены.
По существу рассмотрения обращения сообщаем следующее.
В Книге учета заявлений (сообщений) о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России (далее - Книга учета доставленных), а также в протоколах о задержании и административном нарушении содержатся персональные данные граждан, обратившихся и содержащихся в дежурной части органа внутренних дел.
В соответствии с подпунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Должностные лица органов внутренних дел, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено Федеральным законом (статья 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных»).
Кроме того, в соответствии с приложением № 3 к Наставлению о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан, утвержденному приказом МВД России от 30 апреля 2012 г. № 389, информация, содержащаяся в Книге учета доставленных, по заполнению является документом с пометкой «для служебного пользования».
Учитывая изложенное, предложения председателя Комитета «За гражданские права» А.В. Бабушкина о внесении уточнений в нормативные правовые акты МВД России не могут быть поддержаны.
Заместитель Министра М.Г. Ваничкин
Неужели г-н заместитель министра не читал ст. 16 Федерального закона 76-ФЗ «Об общественном контроле за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания»? Если не читал, процитируем ч. 1 ст. 16 Закона: «Члены общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля вправе: в установленном законодательством Российской Федерации порядке запрашивать у администраций мест принудительного содержания и получать от них сведения и документы, необходимые для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии».
Нужен ли доступ к Книгам учета доставленных «для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии»? Не просто нужен, а является одним из главных ресурсов общественного контроля.
Теперь заглянем в Федеральный закон «О персональных данных». Статья 7: «Операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом». Во 1-х, Федеральный Закон об общественном контроле предусматривает доступ к персональным данным задержанных в той мере, в которой эти сведения «для проведения общественного контроля и подготовки заключений, предложений или обращений общественной наблюдательной комиссии». Во 2-х, если г-н считает иначе, никто не мешает ему ввести процедуру выяснения, согласны ли задержанные, чтобы доступ к их данным имели не только полицейские, начальник ОМВД, прокурор и т.д., но и правозащитники.
Есть к г-ну Ваничкину и иные вопросы. На каком основании Книга учёта доставленных предоставляется проверяющим из вышестоящего Управления и прокурору, если они не являются «операторами обработки персональных данных»?
Или же они являются загадочными «иными лицами», которые упоминаются в законе один – единственный раз? Или же прокурору и инспектору главка Книгам учета доставленных тоже не предоставляется, и МВД России, действующее по версии Ваничкина, живёт по принципу: хватай, кого хочешь, пиши в Книге учета доставленных, что хочешь: проверить все равно некому, все равно ничего за это не будет.
Почему бы г-ну Ваничкину не пойти дальше. Например, запретить размешать на кабинетах сотрудников их ФИО и должность. Разве это не персональные данные? Персональные! Запретить вывешивать графики приема граждан сотрудниками полиции: ведь это тоже персональные данные! Отменить норму в соответствие с которой полицейский обязан представляться гражданам. На каком основании полицейский должен сообщать гражданин свои персональные данные. Да и самому подписываться под ответом М.А. Федотову рискованно.
Что такое «М.Г. Ваничкин»? Самые, что ни на есть персональные данные! Не проще ли зашифровать , например «Заместитель Министра Х.У.Z.».
Тогда и аббревиатуру МВД можно толковать по новому: министерство «Мутной Воды Дел»: все у нас спрятано, никакого общественного, прокурорского, президентского контроля мы не боимся. А Господь Бог далеко!!!
Что известно о г-не Ваничкине?
Когда он был начальником ГУВД Санкт–Петербурга, город захлестнула волна убийств иностранцев. «…Милиция открыто признает свое бессилие в этой проблеме. Начальник питерского ГУВД Михаил Ваничкин в присутствии прессы обычно рта не раскрывает, однако за закрытыми дверями откровенно заявил, что постовая служба не укомплектована, что не хватает машин для патрулирования и вообще у милиционеров зарплата маленькая. Зато в пример начальник милиции привёл цифры из «мировой практики», когда нормальным считается такое положение дел, когда фирма тратит на обеспечение своей безопасности до 30% бюджета» (http://flb.ru/info/32640.html) Ух ты, уже тогда Ваничкин знал, где брать деньги на борьбу с преступностью!
Декларации-2013: 20 самых богатых силовиков России. Михаил Ваничкин. Должность: заместитель министра внутренних дел. Звание: генерал-лейтенант. Доход: 28,556 млн рублей. Доход супруги: 567500 рублей. … Источники состояния генерала не уточняются, но не исключено, что заработать деньги замминистра успел в период до 16 июня 2012 года, когда Владимир Колокольцев вновь призвал его на службу. С предшественником нынешнего главы МВД Рашидом Нургалиевым Ваничкин с 2006-го по 2011-й работал в статусе помощника министра, но в разгар затеянной Дмитрием Медведевым реформы ведомства был отправлен в отставку (Forbes.ru: http://www.forbes.ru/sobytiya-photogallery/vlast/239855-deklaratsii-2013-20-samyh-bogatyh-silovikov-rossii/photo/6).
В 2011 года из помощников Министра Ваничкин ушел начальником Службы безопасности Московского Сбербанка. Неужели тяга к маниакальной секретности связана с банковской страницей генеральской биографии?
«Начальник петербургского ГУВД задержал числящуюся в розыске иномарку" "Взяться за табельный пистолет пришлось на днях начальнику ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области Михаилу Ваничкину. Лично он задержал иномарку, числящуюся в розыске (http://www.flb.ru/info/17485.html).
Последний сюжет свидетельствует о том, что Михаил Георгиевич не безнадёжен.
У МВД России не должно быть иллюзий.
Оно должно понимать, что как член Президентского Совета я буду максимально резко и жёстко ставить вопрос о реализации позиции Президента России, направленной на наилучшую защиту прав человека в нашей стране.
Противники общественного контроля обязательно проиграют. И руководству МВД надо для себя решить: в каком лагере – сторонников общественного контроля или его тайных и принципиальных противников – оно находится.