В Мурманске есть старое, плохо приспособленное к содержанию людей здание: в нем не хватает, минимум на четверть площади и количества камер, площади и количества прогулочных двориков, кабинетов для свиданий с адвокатами, освещенности, достаточной возможности помывки в душе (особенно для мужчин), вентиляции, сотрудников женщин, чтобы вести наблюдение за заключенными женщинами, переводчиков, способных обеспечить своевременное поступление писем, периодики, юридической литературы, телефонные переговоры …и т.д. и т.п. зато так много неоправданного, особенно ночного, шума от криков заключенных и смеха охранников, нерегулируемого вопящего радио, камер, где некурящие страдают от табачного дыма курящих сокамерников…- это СИЗО 1.
Прямо напротив камеры Ахан Гизем – «резиновая» камера. А чуть наискось – камера «просмотрового типа». Это - специальные камеры, предназначенные, по – видимому, для временного нахождения заключенных: камера «просмотрового типа», имеющая решетку вместо двери и деревянный щит, полностью загораживающий стекла окна камеры, и «резиновая» или «мягкая» камера. Камеры используют по неизвестным правилам для «буйствующих» лиц, переживающих нервный срыв». Особенно страшна «резиновая» камера. Даже заглядывая в нее через дверной глазок, ощущаешь дыхание ада: в ней практически нет света, включаемого извне, и нет окон и вентиляции, в результате чего в камере стоит невыносимо удушливый запах резины, жуткой черной резины, которой обиты пол, стены и дверь, включая «кормушку»…
Само нахождение в этих камерах - это жестокое или унижающего человеческое достоинство обращение или наказание.
Вы спросите, какое отношение к этим страшным камерам имеет молодая девушка из Турции Ахан Гизем? Пока, к счастью, никакого, кроме риска оказаться в камер напротив.
А в СИЗО 1 она уже оказалась и провела там долгих 35 дней. В одиночестве. Хотя стандарты прав человека запрещают содержать в одиночестве больше суток. Иначе можно и начать становится «буйствующим» и «загреметь» в «резиновую» камеру также легко, как и в обычную тюремную.
У моей коллеги по ОНК муж – моряк. Когда мы посещаем с ней членов экипажа «Арктик Санрайз», помещенных в СИЗО 1, она все не может справиться с недоумением: - «Ну объясните мне как юрист» - говорит она мне –«если мой Валера наймется на какое-то судно механиком, а пассажир, или даже капитан вдруг совершат что-либо незаконное, или их будут подозревать, что они совершили…., моего Валеру что, тоже посадят в тюрьму»?
И от камеры к камере, где сидят механики, электрики, боцман, радист, удивление моей коллеги все более, мягко говоря, возрастает. Но когда мы доходим до Ахан Гизем, ее голос уже просто дрожит: - «А поваренка то за что!?»
Действительно, девушка работала на корабле по контракту помощником повара. Но ее не только не освободили под залог, но и не позволили даже содержать под домашним арестом! Якобы она может повлиять на свидетелей, уничтожить улики или скрыться. Но как это возможно «поваренку» под домашним арестом, у которой нет загранпаспорта, а все улики – кастрюли и поварешки – остались на охраняемом пограничниками корабле? Кто из юристов это может объяснить?
И все эти необъяснимые вещи (а сводит с ума, прежде всего то, что мы не умеем понять сами и НИКТО объяснить не может), свалились на молодую девушку, которой в этом злосчастном СИЗО 1 сегодня исполнилось 25 лет.
Не скрою, что в этот выходной день я шла в СИЗО с главной целью посетить именно ее, поздравить ее с днем рождения и поделиться если не уверенностью, то уверенной надеждой, что она вскоре окажется на свободе.
После того, как я передала Ахан Гизем поздравления от родственников, товарищей по несчастью, группы поддержки (с демонстрацией фото) и адвоката, наша проверяющая группа пошла в прогулочные дворики, куда охранники уже вывели других девушек с Аркик Санрайз. Через некоторое время туда привели и Ахан Гизем. Дворики разделены так, что девушки не могут видеть друг друга. Зато там прекрасная слышимость! И через несколько минут Ахан Гизем услышала наше дружное «Happy birthday to you, dear Ahan Gizem»!
И я уверена, что в эти минуты она была действительно Happy!
Ирина, спасибо Вам огромное за всё, что Вы делаете для ребят с "Арктик Санрайз" и для всех нас!
Вы удивитесь, Валентина (а м.б. и нет), но меня ноги сами несут в тюрьму - я делаю это, прежде всего, для себя, поскольку возможность встречаться с каждым из них, говорить с ними и поддерживать их - это нежданно свалившееся на меня счастье. Это звучит кощунственно - ведь люди лишены свободы, но я уверена, Вы понимаете мои чувства. Видели бы Вы их - гордых и несломленных!
Ирина, я не удивляюсь, потому что уже успела узнать Вас по Вашим публикациям. Конечно, я не знакома лично с большинством из арестованных активистов Гринпис, но знаю, что их мужество и способность достойно выдержать такое длительное несправедливое и совершенно необоснованное заточение основываются на убежденности в своей правоте. Передайте им наши слова поддержки. От меня лично и от Комитета спасения Печоры. особенно - Роману Долгову и Диме Литвинову, с которыми мы работали и которых хорошо знаем. Передайте им, что в их правоте убеждены не только зеленые всего мира, но и совершенно простые, никем не "ангажированные" жители сёл и деревень Припечорья.
Валентина, обязательно передам
Сама, если не откажут окончательно в посещении, либо через адвокатов.
Ирина, Вы молодец. Я тоже из Комитета спасения Печоры. То, что сделали ребята из команды корабля "Арктик Санрайз" это подвиг. Передайте им наши слова поддержки, пожелание все выдержать, сохранять в этих условиях самообладание и мужество! Мы все верим, что все будет хорошо, ребят отпустят. Все случившееся привлекло еще большее внимание людей всего мира к проблемам Арктики и они выполнили еще большую задачу, чем планировали. Огромный привет Роману и Дмитрию.
Очень неприятные последствия, как заявляют тюремщики, именно этой статьи:
сегодня во время визита Ахан Гизем заявила, что ей грозят "подселить уголовницу".
Явное психологическое давление на заключенную со стороны сотрудников СИЗО 1
Сегодня передала Ваши слова поддержки Дмитрию Литвинову, который Вас немедленно вспомнил, просил поблагодарить.
К Роману зашли, но пришлось быстро сврнуться из-за "режима".