Вот что пишет Лев Толстой о тюремной службе: "Порочные люди хотели исправлять порочных людей и думали достигнуть этого механическим путем. Но из всего этого вышло только то, что нуждающиеся и корыстные люди, сделав себе профессию из этого мнимого наказания и исправления людей, сами развратились до последней степени и не переставая развращают и тех, которых мучают".
Наше непрерывное стремление, при всей нашей порочности, исправлять других - это есть самый тяжкий грех. Можно ли выйти из этого порочного круга? Видимо можно, но только нам надо перестать любить себя и возводить себя на пьедестал и все время осознавать свою порочность.
А вот как об этом пишет Толстой: "Ответ, которого он не мог найти, был тот самый, который дал Христос Петру: он состоял в том, чтобы прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны и потому могли бы наказывать или исправлять".
А вот этой фразой Толстой завершает свой роман "Воскресенье":
«То же самое делаем мы, живя в нелепой уверенности, что мы сами хозяева своей жизни, что она дана нам для нашего наслажденья. А ведь это очевидно нелепо. Ведь если мы посланы сюда, то по чьей-нибудь воле и для чего-нибудь. А мы решили, что живем только для своей радости, и ясно, что нам дурно, как будет дурно работнику, не исполняющему воли хозяина".
Крестьяне Рязанской области 1910 г. Фото взял здесь.
А может действительно все проблемы в излишней уверенности в нашей праведности? Излишняя уверенности ведет к самым страшным катастрофам.
Вопрос не в бровь, а в глаз. Беда в том, что ответа на него не даст никто... И нужно быть слишком самоуверенным, чтобы думать, что ответ существует
Слова типичного православнутого "и все время осознавать свою порочность."
Даже младенцы у них порочны и грешны. А вся жизнь это поиск в себе пороков и Вечные муки на земле, ради "рая" на небе.... с лесницей в приисподню.
А ответ на самом деле в тех же словах Льва Толстого: "ПОРОЧНЫЕ люди хотели исправлять ПОРОЧНЫХ людей и думали достигнуть этого МЕХАНИЧЕСКИМ путем." То-есть насильственным.
Вот и вся история порабощения Руси ортодоксами, через обман и насилие.
В обществе всегда были те, кто переступал через закон и мораль. По
Тому общество и государство всегда стремились хоть как- то минимизировать то зло, которое причиняют асоциальные элементы. И места лишения свободы существуют с древности. А раз они есть, то кто- то в них должен работать. По человечески жаль сотрудников УФСИНа. Потому что получается, что многие из них тоже отбывают свой срок. И проводят время при общении с далеко не самыми лучшими людьми. И эта работа требует хорошего вознаграждения. Представьте себе, что одномоментно решили простить преступников и множество озлобленых наркоманов, убийц, разбойников оказалось на воле. И для них нет ничего святого и нет никаких тормозов. Я против этого. Если имеют ввиду незаконно осужденных, то чего их прощать, если они невиновны? Их нужно оправдать.
А вот насчет того, чтобы прощать преступников, совершивших умышленные преступления, ( особенно тяжкие и особо тяжкие), то я противник такого подхода. Исповедую другой принцип: если ударили по щеке, то в ответ ударь так, чтобы не смогли ударить тебя по второй щеке.
Игорь Валентинович! Поздравляю - против мудрого рассуждения Льва Николаевича трудно ( да и стоит ли) возражать. Но помнить следует, что некоторые свои умные советы ( заветы) Л. Толстой отвергал в своей практической ( скажем так) жизни. Но читая твоё обращение к наследию писателя, я вспоминал более яркий сюжет, в котором, мне думается, есть зачатки ответа на вопрос из цитаты писателя. Картина Поленова "Христос и грешница". Сюжет: к отдыхающему Христу подбегает молодая женщина и просит защитить от разгневанной толпы, которая полна решимости забить её камнями за прелюбодеяние. Выслушал Христос грешницу и обратился к толпе:
- Пусть первым в неё кинет камень тот, кто сам не грешен...
И толпа разошлась...
А теперь представьте наше время и такой же совет -
не дослушают совета! Разве что в некоторых глазах мелькнёт некое сожаление, но и то лишь потому, что второго камня под рукой не оказалось!
Как видишь, всё дело не только в культуре, но и в честности, в порядочности - а ведь этакое ныне не культивируют : такое ныне не по понятиям.
Поэтому цинизма ныне на стыдятся, подлостью бравируют, ну а о двуличии и говорить не приходится - примерами пополняет каждый день.
Чего стоит школьная шумиха с Уваровским. Назвать имя того высокопоставленного дяди, перед которым низкопоклонно делали ручкой другие дяди и тёти, но от образования, нельзя: закон , мол, о персональных данных. А вот полоскать имя самого Уваровского и некоторых других, пострадавших от зажравшегося чванства, сколько угодно! Это чиновникам не запрещает никто, включая прокуратуру... Как тут не вспомнить, как обошёл Владимир Дуров запрет на упоминание в цирковой программе слова "хвост", ибо градоначальник носил фамилию Хвостов. И Дуров выполнил высокое распоряжение - ни разу не проговорился: на манеж выехал в экипаже, запряжённом свиньями, у которых были опечатаны хвосты. А когда клоун поинтересовался, почему кое - что ( не называя слово "Хвост") у свиней опечатано, Дуров громко прошептал ему:
- Умоляю Вас, тише! Про хвост градоначальник запретил говорить!..