Этот пост о крае, где я живу и его обитателях.
Россия вообще и Коми республика в частности представляется со стороны этаким медвежьим краем. Отчасти это так, потому что среди моих знакомых (и даже родственников) есть много людей, которые с хозяином тайги встречались и пережили при этом массу неприятных моментов. Рассказываю только те истории, которые случались со знакомыми мне людьми.
В каком-то там бородатом году один знакомый охотник пошел на медведя. Пришлось заночевать в лесу. Проснулся ночью от того, что собака скулит и жмется к ногам, от костра остались одни угли. “Отлично”, — подумал охотник. — “Значит туточки он, и ходить не надо.” Взвёл курки. Стал приглядываться по кустам. И тут медведь рыкнул прямо над ухом. Что было дальше не помнит, пришел в себя на ёлке, спуститься смог только, срубая ветки топориком (благо тот оказался на поясе). Медведя не было, ружья тоже (?), собака куда-то удрала. Когда окончательно рассвело, обнаружил ружье на той же ёлке, где сидел, но с разряженными стволами (выстрелов не слышал). Собрался и пошёл домой, где его ждала собака с очень виноватым видом (на охоту её больше не брал).
Бывший замдиректора института со своим братом решили поохотиться на медведя у родной деревни на Вологодчине. Косолапый повадился там на овёс, а они устроили на него засаду. С первого залпа не завалили, медведь удрал в ельник, а они, на свою голову, за ним (оставлять раненым, конечно, тоже нельзя было). Забрались в самую чащу, где не только ружье, а руку трудно поднять. И тут, будто ниоткуда, возник Он. В полный рост и во всю оставшуюся силу израненого зверя. Что и как было в деталях оба охотника не помнят. Пока одного драл медведь, второй смог таки его добить, потом еле вытащил израненного брата из ельника. Затем была гонка наперегонки со временем до больницы. Много швов и огромная кровопотеря. Еле выкарабкался.
Году так в 1987 31 августа (последний день каникул был) в Выльгорт зашел медведь. Зашел ночью, забрался в подвал строящегося 5-этажного дома прямо в центре большого села. Пацаны решили в последний день там поиграть (раньше вокруг строек не было таких заборов, как сейчас), но в подвале кто-то рычал. Они стали кидать туда камни, и мишку это достало. Он выскочил и надрал им задницу, ну то есть догнал одного и тяпнул лапой, попав по ягодице. Этого парня я потом видел на тренировке - шрамы начинались над резинкой трусов и заканчивались на бедре. За этим пацаном крепко закрепилось прозвище “Завтрак медведя”. Но вернемся к тому случаю. Народу было вокруг немало (центр села все-таки), люди стали кричать, медведь испугался и убежал обратно в подвал. Взрослые рванули кто за ружьем, кто в милицию (она была метрах в 200). Отец моего одноклассника З. успел к злополучному подвалу первым со своей двустволкой. Выстрелить не успел, косолапый завалил его моментально и начал драть. На счастье тут же подбежали милиционеры и завалили медведя из автомата прямо на помятой жертве. З. потом лежал в больнице несколько недель.
Коллега моих родителей Н. однажды поздней осенью пошёл на охоту. Он большой любитель охоты, спортсмен и просто крепкий, рослый мужик (около 190 см). Увидел в кустах что-то крупное, решил, что лось и выстрелил. А это оказался медведь, пока косолапый на него шёл, успел еще раз зарядить ружье и выстрелить, но хозяина тайги это не остановило. Завязалась рукопашная. Пасть медведя была на уровне поднятых рук. Сначала Н. пытался впихнуть туда приклад ружья, хватило на один заход — приклад в щепки. Потом пихал цевьем, удерживая ружье горизонтально над головой. Косолапый повредил затвор и ружье больше не стреляло. Спасла собака (именно поэтому заходов было несколько) — как только медведь наваливался на хозяина, Лыско хватал его за задницу и отвлекал на себя. Это давало возможность Н. перевести дух и набраться сил на следующий раунд. После нескольких неудачных для него попыток мишка ушел (видимо стал слабеть от ранений). Больше он нигде не появлялся (дело было уже давно). Н. с трудом вышел из леса весь изодранный и с компрессионым переломом позвоночника, лежал в больнице. На память о медведе остался без одной ноздри — хорошо что остальное на месте.
Напарник на моей бывшей работе наткнулся со своим братом на медведя, который сторожил добычу (заваленного в петле лося). Ружья были заряжены крупной дробью, косолапый стал их достаточно агрессивно отгонять — вставал на задние лапы. Пасть была высоко — рукой не достанешь. Брат все подговаривал стрельнуть в такой момент из 4 стволов дробью. Напарник отвечал ему, что тогда я тебя сам завалю, чтоб не мучался. Отступали, пятясь, очень долго, махали палками, ружьями, кричали. Напасть на двоих медведь не решался и, наконец, отстал. Через несколько дней зарядились пулями и оправились туда же. Зашли с подветренной стороны и завалили косолапого первым залпом.
Мой сосед по аспирантской общаге наткнулся на здоровенного медведя в маршруте на Полярном Урале (кругом тундра). Они с коллектором побежали смотреть яков, которые пришли с Ямала (потом оказалось, что это несколько отбившихся оленей). Но к травоядным рванули не только они. Когда поняли, что параллельно им бежит медведь, остановились. На беду, мишка тоже остановился, когда поравнялся с потоком ветра, шедшим от них. Косолапый сначала сел “столбиком”, потом развернулся и стал приближаться к Андрюхе с Володей. Оружия не было — времена, когда на отряд выдавали карабин и ТТ давно прошли (сейчас даже патрон от старой ракетницы — это статья). “Ну что начальник?! Кричать будем?” — спросил коллектор. “Подожди, ближе подпустим,” — на удивление хладнокровно ответил молодой начальник. Сложили рюкзаки, Андрей достал нож, подумал и убрал. Соперник был слишком крупным для схватки, значительно больше, тех что живут в зоопарках. Медведь все приближался, время от времени вставая столбиком, как суслик. В один из таких моментов, когда до зверя оставалось метров 100, по команде “Давай” они заорали так, как не орали ни до этого, ни после. Косолапый метнулся влево-вправо, потом развернулся и дал деру, что едва успели сфоткать.
Знакомый тренер пошёл за ягодами-грибами в Белый бор. В какой-то момент поднял голову и увидел перед собой косолапого. Тот был настроен неагрессивно, но оказался очень, зараза, любопытным. Все время приближался и принюхивался. Чего делать?! Бежать нельзя, поворачиваться спиной тоже. Мужик оставил сначала корзину. Медведь порылся в ней, пожевал ягод, потом опять стал приближаться. Потом выбросил чего-то из рюкзака, всё повторилось снова. Так они прошли немало (дело дошло до одежды), дядька оборвал себе горло, пытаясь кого-то позвать, медведя его крики не пугали. “Тандем” разорвал какой-то мотоцикл, проехавший по лесной дороге относительно недалеко. Этого звука косолапый испугался и ушел в лес. Мужик пришел домой, попИсал с кровью и в том году больше в лес не ходил.
Последняя история совсем короткая. Мой тесть поехал как-то на малую родину и столкнулся там с медвежонком и медведицей на краю оврага. Последняя смахнула его вниз, где тесть, спустя какое-то время, пришел в себя. Лежал пару недель в больнице — чуть не лишился глаза при падении.
Вот, собственно, и все истории из вторых рук. Зачем рассказано? Ну, как никак положительный опыт — все живы остались. А у вас есть что рассказать про то, как вести себя при встрече с медведем?
Я охотник. По крайней мере был охотником. Прекрасно стреляю, но все-равно не хочу в тайге встретить медведя. Очень давно в Ухтинском парке был вольер с медведем. Я видел, как медведь разорвал покрышку мотоцикла от злости, т.к. его дразнили пацаны. Думаю, не дай Бог я попадусь, так он меня вообще разорвет. Мы забываем, что это зверь и лес, это его место обитания и какой бы крутой я охотник не был, все равно он ориентируется лучше меня. И прежде, чем я его увижу он сто раз меня сфотографирует.
Знаю человека, который для отпугивания медведей всегда берет с собой в лес свисток. Вешает себе на шею обычный милицейский свисток. Говорит, помогает.
У нас в экспедициях берут крышку от котелка и половник.
Медведь - символ Руси и медвежего края.
КОМИ или наверно даже КОМЫ-это староруское (финоугорское) слово обозначает медведь.
Медведь - защитник народа, оБЕРег, потому и перекочевало в европейские языки, финоугорский корень БЕР- хранитель.
Bear- у англичан, точнее ЭН_ГоЛов.
BA:R- у немцев, точнее у ДОйЧЬ или П_РУСов или ГеР_МАнцев (йоГРа, она привычная уГРа МА- земля)
Корень БЕР -встречается и в руском языке.
БЕРЁЗА- БЕР_ЙОЗА- хранительница народа.
БЕРЕГА- хранители ГА- течения.
ВЕРБА- по коми БЕР_БА, хранительница БА-души.
Потому в найденых изделях из бронзы найденых в Коми очень много силуэтов медведя.
Филологом и этнографом Сидоровым А.С. в 20-х годах XX века было записан комплекс ритуалов при охоте на медведя в одном из печёрских сел.
"Подбор охотников на Оша происходил в глубокой тайне от женщин и детей. Охотник-организатор приходил в сумерках к наиболее опытным охотникам со словами: «Я куда-то собрался идти, вы идёте со мной или нет?». Если ему давали положительный ответ, местом сбора для охоты считалась та опушка, которая была ближе всего к логову медведя.
Одеждой для предприятия служило то бельё, в котором были охотники в момент принятия решения об охоте.
Имевшие незадолго до этого половые сношения мужчины обязаны были пойти в баню, чтобы пройти обряд очищения. После бани они детально обсуждали план охоты и действия при чрезвычайных обстоятельствах, так как во время охоты не позволялось произносить ни слова.
При отправлении на охоту следовало умыться в ближайшем источнике, либо символично оросить себя землёй, захватывая её горстями.
После убийства Оша вначале у него следовало удалить зубы и когти. Именно после этого ритуала медведь считался окончательно мёртвым. Затем снимали шкуру, отрезали голову. Голову и сердце нанизывали на кол и втыкали его на месте убийства Оша или прикрепляли на ближайшем к месту убийства дереве. Только сейчас снимался запрет радоваться удачной охоте, но, тем не менее, запрещалось восторгаться упитанностью добычи или её размерам.
У мёртвого Оша перерезали сухожилия. Там, где была отрезана голова, выкапывали яму, ориентированную с востока на запад. Если Ош находился в момент смерти не на земле, а, например, на дереве, то ту часть дерева, где покоилась голова, выпиливали. Голову Оша клали мордой вниз, произнося вышеприведённую ритуальную фразу, затем закапывали и покрывали мхом.
Некоторые коми-зыряне зарывали голову Оша в хлеву, так как считалось, что она отгоняет болезни и нечистую силу.
После окончания охоты все возвращались в деревню, поднося угощения руководителю охоты, могильщику и тем, кто был впервые на охоте "
Казалось бы как-то много мистики, но если присмотрется, то правила носили очень ПРАКТИЧЕСКОЕ, РАЦИОНАЛЬНОЕ значение.
Например, зарывание головы в хлеву или установка головы на жерди возле хлева, отгоняло запахом от него лис и волков.
Обрезание когтей и зубов, делалось на случай, если вдруг медведь очнется, оживет и тогда может поранить охотника.
Омывовение или баня, это конечно же устранение запаха.
Для чего же информация у язычников облачалась в сказки и мистические ритуалы? Да чтобы легче запоминалось, ведь когда у человека появляется интерес и образное восприятие, то информация ложится ровно и глубоко в памяти, без всякого усилия.
Потому и руские народные сказки, где имена героев сплошь финоугорские, несут в себе информацию передаваемую потомкам в образах и с мистическими вставками.
Когда же была утеряна эта способность передавать информацию без насилия и не навязчиво?
Вы наверно догадались, конечно же с приходом ортодоксов РПЦ и появлением церковно-приходских школ, где учили розгами, стоянием на горохе....и другими изощренными способами насилия над детьми.
А впихивались знания о латыни и церковных святых греческого происхождения, путем тупой зубрёжки под нависшей над головой палкой.
А языческие знания Руси нарекались глупостью и дикостью, как и РУСЬ - медвежий край стал ассоциацией ДИКОСТИ.
Советская система обучения отчасти была построена на тех же принципах насилия в школах.
И мы ещё удивляемся почему руские агрессивны и озлоблены?
Вы и правда не понимает природу этого в людях?
Мифология коми об Оше:
Считалось, что Ош в начале времён обитал на небе и был сыном Ена, но, будучи очарован земной пищей — горохом, спустился на землю по гороховому стеблю и стал жить на земле.
Находясь на небе, он увидел на земле женщину, которая уронила половинку горошины. Не удержавшись, он слез на землю и съел её. ЁН разгневался на него и оставил жить на земле.
Медведь обладал свойствами шаманского перевоплощения. Он мог превращаться в человека, выполнив ритуал переката через медвежью шкуру. Так же поступали колдуны-оборотни.
Считалось, что единственным признаком различия человека от Оша является его большой палец на кистях. Коми-зырянский миф говорит о том, что Ош попросил у своего отца Ена дать ему большой палец. Ен согласился, однако он поставил условие, что, если он наградит им Оша, то собаке придётся дать лук и стрелы, а человеку крылья.
Ош был как положительным героем, так и отрицательным. Чёрный медведь у коми являлся символом смерти.
Есть коми сказки с драконами назывемых - гундыр. Но, думаю, драконы, змеи - это уже привнесено. Не наше.
Драконы - самое страшное в сказках, а в реальности?
Само слово "гундыр" - интересное. Удмурты так называют медведя.
У ученых есть разные предположения возникновения этого слова:
от слова прибалтийско-финского kontio,
от иранского gun,
от коми "гöнтыр",
...
чуть ли не от кентавров.
Но на самом деле все просто! гундыр - гуындыр
гуын - в яме, берлоге
дыр - долго.
Т.е. гундыр (медведь) - тот кто долго (целую зиму) лежит в берлоге. Это его главная отличительная особенность.
(Есть и другие особенности, имена, соответственно.)
Все просто! и не надо многотомных диссертаций писать с упоминаниями финских и индоиранских похожих звуков.
Зырянин-язычник:
"Медведь обладал свойствами шаманского перевоплощения"
- Не знаю не слышал. Но есть легенды, что иногда под шкурами убитых медведей обнаруживали колдунов.
Но это, наверное, сказки...
Дело в том, что медведь, после того, как с него сняли шкуру, очень похож на человека.
В отличии от, например, волка, куницы или белки.
Интересное!
Коми, очень боятся сглаза.
Говорят: "Эн ошкы – ошкö пöра!" - "Не хвали - в медведя превращусь".
Я пару раз видел медведя.
Издалека. Не ближе двадцать метров.
Об охотниках на медведей из нашей деревни:
http://badelskkomi.svoiforum.ru/viewtopic.php?id=34#p621
Зап. Т.Е.Уотилой от И.М.Габова, урож. с. Нившера Корткеросского р-на РК.
Григорий,
Передал я ссылку на твой пост про медведей в Печорский Ту дэй.
"Ответили" анекдотами.
http://pikabu.ru/story/rasskaz_okhotnika_921549