На ниве сатиры и краеведения. К 100-летию со дня рождения Евгения Петровича Замятина.
Евгений Петрович Замятин писатель, поэт и художник, родился 3 (16) сентября 1913 года в селе Суводь Яранского уезда Вятской губернии. Окончил семилетку в городе Советске. Работал в на лесозаводе, в Москве в 1931 году строил ТЭЦ . Вернувшись на родину, приехал в Уржум. Здесь работал радиомонтером связи, электроосветителем в Уржумском колхозном театре, художником колхозного театра. В театре ему посчастливилось работать с замечательными деятелями театра, которых судьба связала с городом Уржумом. Расскажу о некоторых из них.
Ларионов Федор Лонгинович, родился 16 февраля 1880 года в деревне Собакайка Казанской губернии, в семье служащего чайной попечительства о народной трезвости. Первоначальное образование получил в Лаишевском городском училище. В 1902 году окончил Казанскую художественную школу по специальности «преподаватель графических искусств и строитель-архитектор». Начал работать на сцене еще в ремесленном клубе города Казани. С августа 1902 года преподаватель графического искусства в женской гимназии Уржума. По приезде в Уржум сразу вошел в музыкально-драматический коллектив при детском приюте города. Целью этого коллектива было получение средств для оплаты за обучение и воспитание детей приюта. В приюте в то время воспитывался и Сергей Костриков, получивший известность как Сергей Миронович Киров. С 1908 года преподаватель графических искусств в реальном училище Уржума. С 1917 по 1937 год преподавал графические искусства Трудовой школе, а затем в образцовой средней школе Уржума. В начале революции, в Уржуме был основан оперный театр. Его руководителем был Александр Васильевич Новиков, который позднее работал в Свердловском театре оперы и балета. С 1918 года Ларионов пел в Уржумском оперном театре. С 1922 года возглавил драматический коллектив города Уржума в качестве художественного руководителя и режиссера. Ставили пьесы Гоголя, Толстого, Горького и Островского.
С 1937 года стал актером Уржумского колхозного театра, оставив преподавательскую работу.
(ГАКО, ф. Р-2304, оп.4, д.212).
Максимович Сергей Павлович, режиссер, родился в июне 1906 года в Петербурге, в семье инженера-строителя элеваторов. С 6 до 7 лет воспитывался в детском саду города Парижа. Учился в Петербургской частной гимназии Штемберга, но не закончил ее из-за закрытия гимназии в 1918 году. После самоподготовки, в 1925 году поступил на историко-филологический факультет Ленинградского университета. Продолжал образование в Париже (в Colledge de France) на факультете изящных искусств, который окончил со степенью доктора изящных искусств. Одновременно с обучением в колледже, был приглашен парижским театром «Miroir» консультантом постановки пьесы Н. Евреинова «За кучками души» (так в автобиографии, на самом деле пьеса называется «В кулисах души» - А.Р.). Позднее поставил в этом же театре пьесу Артура Шницлера «Желтый попугай» (так в автобиографии, на самом деле пьеса называется «Зеленый попугай» - А.Р.). Это была его первая режиссерская работа. Позднее он перешел на режиссерскую и литературную работу в театр «Пигаль», где осуществил литературно и постановочно инсценировки романов Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», Анатоля Франса «Аббат Куаньяр», Г. Мопассана «Милый друг» и ряд других драматических спектаклей. Одновременно Максимович сотрудничал в журнале «Ki», посвященном вопросам искусства и литературы.
По возвращению в СССР в 1929 году, после окончания образования, он работал режиссером Ленинградского Дома печати, а также художественным руководителем и главным режиссером Охтинского драматического театра, совмещая это с литературной и журналистской работой.
С 1931 года работал литературным секретарем и децернентом (ответственным сотрудником) по вопросам искусства в редакции «Комсомольской правды», а позднее газеты «Вечерняя Москва». Некоторое время работал художественным руководителем радиовещания 1-го Государственного подшипникового завода им. Л.М. Кагановича, а затем заведующим отделом искусства газеты «Коммуна» в Калуге.
В 1935 году был репрессирован и с этого времени по 1937 год работал художественным руководителем и главным режиссером драматического театра поселка Чибью (Коми АССР).
С 7 мая 1940 по 1 мая 1941 года работал художественным руководителем Второго Кировского областного колхозного театра в Уржуме. За это время он поставил там пьесы:
- «Честь» - Г. Мдивани.
- «Распиленная монета» - А. Дюма.
- «Два брата» - М. Лермонтова.
- «Золото» - Филимонова и Дистлера.
- «Кто смеется последним» - К. Крапивы.
Имел научные труды по истории и теории театра.
В характеристике, подписанной начальником отдела искусств Кировского облисполкома 14 мая 1941 года, сказано, что Максимович освобожден от работы по собственному желанию.
В Москве был прописан по адресу – К-9, Брюсовский переулок, 10 кв. 1. Тел. К-381-63.
Анкету и автобиографию Максимович заполнял 7 мая 1941 года. Его дальнейшая судьба, пока, неизвестна.
(ГАКО, ф. Р-2304, оп.4, д.232).
Ларский (Пекерман) Аркадий Львович родился в 1892 году в Заиренской волости Кунгурского уезда Пермской губернии в бедной еврейской семье.
Отец Аркадия был николаевским солдатом-кантонистом. Он не имел специальности и занимался кустарными промыслами, работал помощником пекаря и сапожником- подмастерьем. Когда семья стала очень большой (десять детей), отца устроили сторожем при синагоге, где он и умер в 1915 году от разрыва сердца.
Аркадия сначала отдали учиться в городское училище Кунгура, но так как он был шестым ребенком в семье, а средств не хватало, то пришлось устроить его учеником на фабрику.
Когда Аркадию исполнилось 13 лет, то он, видя трудную жизнь родителей, ушел из дома, доучившись только до 3-го класса городского училища.
Работая на разных работах, он продолжал самостоятельно учиться грамоте. В 1909 году Аркадий попадает в театр, сначала рассыльным, потом рабочим сцены, статистом и, наконец, сценариусом - помощником режиссера. О театре он мечтал с детства, и вот мечта началась сбываться.
Аркадий едет в Москву, сдает экстерном экзамены за полный курс гимназии и поступает в театральную школу. Однако, через два года, из-за отсутствия средств, Аркадий оставляет театральную школу и едет работать актером с Семипалатинск.
В Семипалатинске он, как еврей не имеющего права проживания вне черты оседлости, получает предписание на выезд из города в 24 часа. Аркадию пришлось креститься по православному обряду и взять сценическую фамилию Ларский, под которой он проработал до конца жизни.
Аркадия оставили в Семипалатинском театре и, с этой поры, началась его актерская гастрольная жизнь.
Кузнецк, Стерлитамак, Рига, Витебск, Двинск, Нижний Новгород, Вятка, Красноярск, Астрахань, Саратов, Самара, Казань, Симбирск, Омск, Томск, Челябинск, Пермь и Екатеринбург - вот города его актерской и режиссерской деятельности.
В 1929 году, после демобилизации, он поступает в Челябинский государственный драматический театр очередным режиссером.
С 1931 года Аркадий Львович – художественный руководитель и главный режиссер театра Коми - Пермяцкого автономного округа в Кудымкаре. После работы там и в ряде других театров Урала, он был приглашен в Уржумский колхозный театр, который работал под художественным руководством Московского театра им. Е. Б. Вахтангова. Приказом Отдела искусств Кировского облисполкома от 7 мая 1940 года № 68 Аркадий Львович Ларский назначен режиссером Уржумского колхозного театра. Вместе с ним в Уржум приехала и начала выступать на сцене этого театра его жена – Надежда Николаевна Ларская. Их дальнейшую судьбу выяснить, пока, не удалось.
(ГАКО, ф. Р-2304, оп.4, д.214).
Рубинштейн Эммануил Львович, режиссер, еврей, родился в декабре 1915 года в Ровно. В 1946 году окончил Киевский институт театрального искусства. В 1946-1947 годах – режиссер-ассистент театра Черноморского флота в Севастополе. В 1947-1948 годах – режиссер театра русской драмы в Сухуми. В 1948-1949 годах – режиссер Алтайского краевого драматического театра в Барнауле. В 1949-1950 годах главный режиссер Бийского драматического театра. С апреля 1951 до 4 июня 1952 года – главный режиссер Уржумского колхозного театра.
(ГАКО, ф. Р-2304, оп.4, д.300).
После закрытия театра Евгений Петрович более двух десятков лет работал в газете «Кировская искра». Писать стихи начал рано, первое стихотворение напечатала «Пионерская правда» (1928). Автор многих публикаций в сборниках, журнале «Крокодил». Поэтическая сатира была его любимым жанром. Первая книжка басен (1958) называлась «Волчок», а всего при жизни поэта увидели свет четыре книжки его сатирических стихов. Пятая книжка была выпущена уже после смерти поэта (2002).
Замятин был человеком многогранного таланта. Он был хорошим художником. Старожилам Уржума запомнились и его афиши спектаклей Уржумского колхозного театра, и его гравюры, которые постоянно публиковала районная газета.
Активно занимался Евгений Петрович и краеведческой работой. Вот отдельные выписки из его переписки с Е.Д. Петряевым.
Из письма Е.П. Замятина от 9 июля 1963 года из Уржума.
«Может быть, представляет интерес обложка сборника стихов, изданных в 5-6 экз. членами «Литературной субботы» при Уржумском театре».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.78, л.49).
Из письма Е.П. Замятина от 2 марта 1978 года.
«В то время, когда я лежал на больничной койке, была получена интересная бандероль. Это дочка белорусского поэта В. Жилки прислала его книгу (дается название книги на белорусском языке), изданную в Минске в 1977 году тиражом 2000 экземпляров. Объем более 16 печатных листов. В отличном переплете и с отличными иллюстрациями. Прежде всего, меня заинтересовало, как автор описал пребывание поэта в Уржуме и вообще всю историю его ссылки. Надо сказать, что задолго до выхода книги, по просьбе Натальи Владимировны Лазаревой, дочери поэта, я выслал автору книги Владимиру Андреевичу Колеснику фотографию хозяйки дома, в котором квартировал В. Жилка. Выслал не без хлопот. Списался с родственниками хозяйки, живущими в Ленинграде, выпросил у них снимок, переснял его здесь для Колесника, а оригинал возвратил. Короче, меня очень интересовала судьба этого снимка. Что же оказалось? Во всей книге нет даже упоминания об Уржуме, не то, что фото Рукавишниковой. Повествование доведено до года ссылки, 1931 года, а о ссылке нет и упоминания. Есть рассказ о похоронах поэта, но где он похоронен…
Это меня крайне поразило. Тем более, что тот же самый В. Колесник в предисловии к сборнику стихов В. Жилки, изданному в 1970 году, подробно писал о ссылке поэта в Уржум, его жизни в Уржуме и работе в медицинском техникуме, о его болезни и смерти. Остается, наверно думать, что умолчанием в книге В. Колесника матерински озаботилась цензура…
Дело в том, что в начале года я рискнул послать Овидию Михайловичу Любовикову рукопись нового сборника в расчете на рекомендацию для издания. Но, стоит подумать о «материнской заботе» и сразу кажется, что все пойдет прахом…
Должен, однако, признаться, что с опубликованием новой Конституции мне померещились некие просветы…
А в одном из последних номеров «Литературной газеты» напечатан судебный очерк Аркадия Ваксберга «Застолье», от которого пришел в великий восторг: «Есть еще на Руси смелые люди!».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.80, л.176-177).
Из письма Е.Д. Петряева к Е.П. Замятину от 2 августа 1979 года.
«Сегодня мне сообщили о кончине Натальи Николаевны Арбузовой (1). С болью в сердце прощаюсь с этой удивительной подвижницей и очень жалею, что весной не побывал в Уржуме. Потеряли мы много и теперь надо в максимальной степени сберечь наследие. Вероятно, у нее не дошли руки до разборки бумаг в сарае. Мы тут хотели бы организовать фонд Арбузовой в государственном архиве. Как обстоят дела на месте? Кого следует подтолкнуть и принудить? Пожалуйста, откликнитесь. Как Наталья Николаевна распорядилась в отношении ее книг и бумаг, хранившихся у кировских знакомых? Все это важно учесть и собрать. Известия об утратах все чаще…
Сейчас узнал, что в Уржуме будет активист нашего общества Владимир Александрович Чугунов. Помогите ему сведениями о тамошних книжниках и об Арбузовой. Вероятно, фонд Натальи Николаевны можно создать и при местном архиве, если материалы будут иметь, лишь уржумский характер. Особенно интересны семейные материалы Натальи Николаевны».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.80, л.180).
Из письма Е.П. Замятина от 6 августа 1979 года.
«Вашу боль по поводу кончины Натальи Николаевны Арбузовой разделяю. Умерла она 1 августа 1979 года в 3 часа дня. 3 августа, при большом стечении народа, состоялись похороны. Над могилой было несколько выступлений, в том числе и одной из сестер Кукушкиных, оказавшейся в Уржуме. К огромному сожалению, я узнал о смерти Натальи Николаевны лишь 4 августа. Дело в том, что как раз перед этой бедой, недели полторы я не мог выходить из дома, о чем кое-кому было известно. Так меня и обошла горестная весть…
Весь архив Натальи Николаевны сегодня должен быть свезен в одно из помещений музея С.М. Кирова, где будет внимательно разобран. Этим будут заняты З.А. Санькова и З.В. Русских, работники краеведческого и кировского музеев. Предполагается, что все относящееся в Уржуму и его истории найдет место в музее краеведения. Возможно, что какая-то часть будут отправлена в Герценку. Никаких распоряжений о книгах и бумагах, находящихся у кировских знакомых, Наталья Николаевна не сделала.
Ко мне заглянул В.А. Чугунов. Мы с ним долго и приятно беседовали».
(ГАКО, ф. Р-139, оп.1, д.80, л.179).
Умер Евгений Петрович 25 февраля 1980 года.
Примечание.
(1) Арбузова Наталья Николаевна (23 июля (7 августа) 1901 – 1 августа 1979 года), этнограф, музейный работник, краевед. Родилась в Вятке в семье врача. Окончила этнографическое отделение географического факультета Ленинградского университета. С удивительной настойчивостью более 30 лет, несмотря на неблагоприятные условия, вела краеведческую работу в Уржуме.
Полная версия статьи:
Александр Рашковский, краевед, 16 октября 2013 года.
Обрадовался было, что Евгений Замятин, "Серапионов брат", - вятский уроженец. Не тут, - то было.