Эту историю я упоминал в своём посте "Три легенды многострадального народа" и даже давал ссылку на пост, который я предлагаю сейчас посмотреть, отвечая А.Ф. Щиголеву, но мне кажется, что мало кто её раскрывал, а по-моему, стоит рассказать её в подробностях.
Это «Сент Луис», пятипалубный лайнер пароходства Гамбург-Америка. Таким его увидел фотограф 13-го мая 1939 года, в день начала нашей истории. Всё при нем – исправные машины, отличный экипаж, безупречный сервис, портрет фюрера в главном зале и свастика на флаге.
Это капитан «Сент Луиса» Густав Шрёдер 13-го мая 1939 года. Он еще не знает, что много лет спустя эта его фотография будет храниться в музее в столице еврейского государства. Он пока понятия не имеет, кто такие праведники мира, и с чем их едят.
Это счастливые пассажиры «Сент Луиса» числом 937. Все они направляются из Германии на Кубу. Каждый из них потратил последние деньги на билет. Каждый покидает родину навсегда. Каждому разрешено взять с собой десять рейхсмарок наличных денег (четыре доллара) на устройство новой жизни за океаном.
Пассажиры «Сент Луиса» - немецкие евреи. За последние шесть лет все они потеряли статус, работу, дом, сбережения. Полгода назад все они пережили хрустальную ночь. Все они стоят в очереди на получение иммиграционной визы в Соединенные Штаты Америки, но эта очередь растянулась на многие годы вперед, которые они надеются провести где угодно, лишь бы не в Германии. В это время на Кубе глава национального иммиграционного ведомства решил немного заработать на временно открывшейся лазейке в законодательстве страны – за 150 долларов кубинские консультва в Европе продавали всем желающим разрешения на въезд в страну в качестве туристов. За неделю до отплытия «Сент Луиса» кубинцы приняли закон, закрывший эту лазейку. Иммиграционный департамент Кубы, однако, уверял, что все проданные ранее визы действительны. Вот с таким разрешением в кармане и поднимаются по трапу парохода «Сент Луис» его пассажиры.
Познакомимся с ними поближе.
Вот близняшки Рене и Инес Спэниер.
Их отец доктор Фриц Спэниер дважды потерял работу, трижды сменил жилье – последний раз в хрустальную ночь. Последние месяцы Спэниеры жили в берлинской мансарде под крышей, и единственным их доходом была плата за частные уроки, которые доктор давал сыну хозяйки квартиры – студенту-медику. Студент был членом СС, они сразу подружились. Увидев имя доктора Спэниера в списках на аресты к следующей облаве, молодой человек предложил отвезти его на пароход заранее. В Гамбург семья Спэниер прикатила в автомобиле со свастикой и с водителем в эсэсовской форме.
Вот Рената и Эвелин Эбер, дочери известного и уважаемого в Берлине тридцатых годов врача-дерматолога Макса Эбера. Он был настолько знаменит, что даже после того, как евреям стало запрещено лечить арийцев, у него продолжали тайно лечиться немецкие офицеры. Они хорошо платили. Когда он понял, что за его домом следят, он бежал в Нью Йорк, а затем поселился на Кубе – ждать своей очереди на иммиграционную визу в США. На Кубе он купил своей семье разрешения на въезд. К этому времени его жена Люси, немка, завела новый роман и сдала девочек в детский дом. Макс настоял на том, чтобы Люси забрала их оттуда, привезла в Гамбург и посадила на «Сент Луис». А он встретит их в Гаване. Ренате семь лет, и она намерена хорошо присматривать за своей пятилетней сестрой.
Вот Аарон Познер, сельский учитель иврита. В хрустальную ночь гестаповцы выволокли его из дома и отправили прямиком в концентрационный лагерь Дахау. Там у него забрали все пожитки, обрили наголо, одели в лагерную униформу. Охранник выхватил у него единственную фотографию его жены и детей и помочился на нее. В Дахау Познер вел дневник – летопись публичных казней через повешение на завтрак, публичных порок на обед и утоплений в чанах на ужин, а в промежутках – распятий, удушений и кастрирований штыком. Так прошло полгода. Вдруг его и еще несколько человек выпустили из лагеря с условием, что они покинут Германию в течение двух недель. На железнодорожной платформе в Нюрнберге его ждала жена Рахель и их двое детей. Она объяснила, что всей семьей Аарону собрали денег на кубинскую визу и билет на «Сент Луис». Рахель и дети последуют за ним... когда будет возможность. Через несколько минут Аарон уже садился в поезд, следующий в Гамбург. Он знает, что Рахель не сможет собрать еще денег на билет на Кубу. Он знает, что если он не найдет денег, он никогда больше не увидит свою семью.
Вот на посадку идут Макс и Элис Лёв и их дети Рут и Фриц. В прошлой жизни Макс был преуспевающим адвокатом, пока его не выгнали с работы в сентябре 38-го. Он тогда же собирался уехать, но Элис не хотела покидать Германию. Макс зарабатывал на жизнь тем, что втихую подготавливал речи для немецких адвокатов. Это было не только унижением, это было незаконно. В апреле 39-го гестапо узнало об этом, и с этого момента и до посадки на «Сент Луис» Макс Лёв скрывался от полиции. И вот теперь по трапу поднимается сутулый, нервный, серьезно больной паранойей человек.
А это старенький профессор Мориц Вейлер и его жена Реха. С тех пор, как в 36-м его выгнали из университета в Дюссельдорфе, с тех пор, как ему впервые – прилюдно и безнаказанно – плюнули в лицо, с тех пор, как его, мягкого и учтивого человека, назвали грязным жидом, и какой-то юнец кинул в него дерьмом, он перестал выходить из дома и заболел. За три года Мориц Вейлер вышел из дома дважды: для поездки за кубинской визой и вот теперь – чтобы покинуть Германию навсегда. Два матроса бросились помогать Вейлерам нести набитые книгами чемоданы и проводили их до каюты.
Алиса Фильхенфельд идет на посадку одна. В Гаване ее встречает муж, а до этого, во время остановки в Шербурге на «Сент Луис» должны сесть их четверо детей – если они успеют получить кубинские визы. Если не успеют, Алисе придется сойти на берег, чтобы остаться с детьми в Бельгии и, возможно, никогда больше не увидеть мужа.
Ни один пассажир «Сент Луиса» не поднимается на борт с легким серцем. У каждого за спиной вереница потерь, у каждого впереди свои страхи.
Капитан наблюдает за посадкой с капитанского мостика.
Густав Шрёдер оставался последним капитаном в пароходстве Гамбург-Америка, до сих пор отказывавшимся вступить в НСДАП и не носящим повязки со свастикой. Он принял командование «Сент Луисом» три месяца назад, унаследовав пароход и его экипаж в двести тридцать человек, дюжина из которых были агентами гестапо и не скрывали этого, а один матрос – наполовину евреем. Лео Йокл бежал из Австрии после аншлюза и с тех пор жил по подложным документам. Единственным, кому он открыл свою тайну, был капитан Шрёдер.
О том, что ему предстоит рейс, до отказа набитый еврейскими беженцами, капитан Шрёдер узнал всего десять дней назад.
По приказу капитана завхоз и казначей корабля Фердинанд Мюллер сделал невозможное, и несмотря на урезанный бюджет этого рейса для пассажиров были созданы самые лучшие условия. На кухне самые свежие продукты, в каютах самое чистое и отглаженное белье, самые предупредительные и гостеприимные проводники, а главный зал первого класса – тот самый, с портретом фюрера – Мюллер на время плавания решил отдать под синагогу. Кошерной еды не обещали, но можно было вдоволь заказывать блюда из рыбы и яиц.
В субботу, 13-го мая 1939 года, пароход «Сент Луис» вышел из Гамбурга и, пройдя Английский канал, взял курс на залив Бискейн.
Часть 2-я.
НЕОБХОДИМО СЛЕДОВАТЬ ГАВАНУ ПОЛНЫМ ХОДОМ ТАК КАК ДВА ДРУГИХ СУДНА АНГЛИЙСКАЯ ОРДУНА ФРАНЦУЗСКИЙ ФЛАНДР ИДУТ ТУДА ЖЕ ТАКИМИ ЖЕ ПАССАЖИРАМИ НО ПОЛУЧИЛИ ПОДТВЕРЖДЕНИЕ ЧТО ЧТО БЫ НИ СЛУЧИЛОСЬ ВАШИ ПАССАЖИРЫ СОЙДУТ НА БЕРЕГ. ПРИЧИН БЕСПОКОЙСТВУ НЕТ.
Эту срочную радиограмму капитан Густав Шрёдер получил из штаб-квартиры пароходства через несколько часов после отплытия из Гамбурга. При чем тут «Фландр» и «Ордуна», почему надо торопиться, и что означает «что бы ни случилось»? С этого момента предчувствие беды не оставляло капитана. Если бы он не понимал, что пассажиры «Сент Луиса» беженцы, жизни которых в Германии угрожает опасность, он повернул бы пароход назад.
Это открытка с изображением очередного прибытия «Сент Луиса» в Нью Йорк, слева на заднем плане – статуя Свободы.
Между тем больше никаких странных радиограмм не приходило, и если не считать мелких пакостей, чинимых главарем корабельной гестаповской шайки Отто Шиндиком, жизнь на пароходе можно сказать наладилась. Отто Шиндик был лишен воображения. Он развешивал по коридорам картинки из Der Stürmer, играл на рояле нацистские песенки, подменял записями антисемитских речей фюрера катушки с кинохроникой, ставил подножки и вообще по мере сил старался напоминать пассажирам о прелестях той Германии, которую те в свою очередь изо всех сил старались потерять. Очень скоро на него перестали обращать внимание.
Убаюканный безоблачным путешествием народ стал потихоньку приходить в себя, улыбаться и фотографироваться на память.
Вот группа ребят на палубе. Слева внизу 12-летний Герберт Карлинер и его брат Вальтер.
Рут Карлинер, их сестренка:
Вот Оскар Блехнер. В Германии остались его родители и два брата, один из которых арестован и находится в лагере для депортированных евреев на границе Польши и Германии. Родители отказались уезжать без него.
На этой фотографии слева пятнадцатилетняя Гизела Фельдман, в центре – ее сестра Соня, и их мама третья слева. В ресторане на борту «Сент Луиса».
Вот Эгон Салмон справляет свой пятнацатый день рождения на борту «Сент Луиса». В Гаване его ждет отец, уже бывший узник Дахау.
Улыбки, улыбки, улыбки:
Романы:
И дружбы:
Музицирования на палубе в шезлонгах:
Катания на роликовых коньках:
По вечерам в танцевальном зале играет оркестр, а в кинотеатре крутят модные фильмы.
Завхоз Фердинанд Мюллер даже разобрался в разных течениях иудаизма, и в субботу ортодоксы молились в главном зале (фюрера вынесли), реформаторы – в танцевальном, а консерваторы – в гимнастическом. (***даже на одном корабле у евреев три синагоги, как в анекдоте***)
Все четверо детей Алисы Фильхенфельд благополучно сели на «Сент Луис» в Шербурге, и теперь она вместе с остальными пассажирами ждет не дождется прибытия в Гавану.
Отто Шиндик, однако, далеко не такой безобидный чудак, каким хочет казаться. Никто на корабле не знает , что Отто Шиндик работает курьером разведки Абвера. Что он направляется на Кубу для встречи со связным, который должен передать ему мешок разведданных, Что в этом мешке, кроме всего прочего, находятся чертежи двух американских истребителей и инструкции к новому подводному звукопеленгатору. Что человеком Абвера на Кубе является ни кто иной, как сотрудник представительства пароходства Гамбург-Америка в Гаване.
В это время на Кубе президент Бру заявил министру иммиграции, что пассажирам парохода «Сент Луис» согласно новому закону не будет разрешено сойти на берег, и что все остальные «туристические» визы, купленные евреями, еще не успевшими поселиться на Кубе, объявляются недействительными. Министр немедленно вернулся в свой кабинет, оперативно свзялся с директором пароходства Гамбург-Америка и заверил его, что всё в полном порядке, и не о чем волноваться. В блаженном неведении «Сент Луис» на полном ходу продолжает путь в Гавану.
Часть 3-я.
Вот еще открытка, купленная одним из беженцев на борту «Сент Луиса».
Каждое утро капитан Густав Шрёдер читал сводки немецких новостей. «Сент Луис» был на первых полосах с самого начала плавания. Его пассажиров газеты называли недочеловеками, недостойными немецкого гражданства. Это, плюс странная радиограмма на старте и отсутствие каких либо объяснений со стороны пароходства, зародило в нем смутную тревогу и чувство, что его используют, а он не знает, для чего. Поэтому капитан решил в строгой тайне организовать «пассажирский комитет» – из людей, на которых он мог бы положиться в случае беды. Он сразу же выбрал доктора Фрица Спэниера и еще одного пассажира первого класса, адвоката Йосефа Йосефа, который и стал председателем комитета.
Пассажирский комитет
Престарелый профессор Мориц Вейлер слег, как только добрался до каюты в день посадки. Его жена Реха не отходила от его постели. На рассвете 23 мая он умер. В то утро три немца – капитан Шрёдер, корабельный доктор Глауне и завхоз Мюллер – помогли Рехе Вейлер убрать тело мужа по иудейскому обряду. Фердинанд Мюллер отыскал среди пассажиров раввина и привел его в каюту покойного. Поскольку до Кубы было еще четыре дня пути, а на «Сент Луисе» не было возможности так долго хранить мертвое тело, было решено ночью похоронить профессора Вейлера в океане.
БОЛЬШИНСТВО ВАШИХ ПАССАЖИРОВ НАРУШАЮТ КУБИНСКИЙ ЗАКОН 937 ИМ НЕ БУДЕТ РАЗРЕШЕНО СОЙТИ НА БЕРЕГ. […] СИТУАЦИЯ НЕ ЯСНА НО ОПРЕДЛЕННО КРИТИЧЕСКАЯ ЕСЛИ НЕ РАЗРЕШИТСЯ ВАШЕМУ ПРИБЫТИЮ. СОХРАНЯЙТЕ КУРС И СКОРОСТЬ.
Получив эту радиограмму от директора пароходства, капитан немедленно созвал первое заседание пассажирского комитета. И тогда впервые на прямой вопрос о том, что он собирается делать, если получит приказ возвращаться в Германию, Густав Шрёдер обещал сделать всё от него зависящее, чтобы пассажиры «Сент Луиса» не вернулись обратно в объятия рейха. Он сказал «Я слишком хорошо знаю, что там с вами будет.»
В одиннадцать вечера «Сент Луис» остановился посреди Атлантического океана, чтобы предать погребению зашитое в парусину тело профессора Вейлера.
Так закончился десятый день путешествия. Впереди ждала гостеприимная Гавана.
***
БРОСЬТЕ ЯКОРЬ НА РЕЙДЕ. НЕ ПОДХОДИТЕ ПОВТОРЯЮ НЕ ПОДХОДИТЕ ПРИЧАЛУ.
Часть 4-я.
В субботу 27-го мая ровно в четыре часа утра капитан «Сент Луиса» разбудил своих пассажиров – пароход прибыл в порт назначения. За исключением горстки посвященных все на борту находились в радостном ожидании. Вот она, Гавана, вот она, свобода, сбывшаяся мечта.
«Сент Луис» на рейде в порту Гаваны.
«Сент Луис» стоял на рейде в порту, не имея разрешения подойти к причалу. Все его пассажиры высыпали на палубы, глазели на достопримечательности кубинской столицы, высматривали своих в толпе встречающих.
Толпа встречающих:
Всё утро между портом и пароходом курсировали лодки. Таможенники и полиция поднялись на борт проверить документы у прибывших, после чего удалились, не взяв с собой ни одного человека. Всё утро между представительством пароходства Гамбург-Америка в Гаване и кубинским правительством шли переговоры. Капитан Шрёдер успел выгнать с борта корабля главу представительства пароходства – за то, что тот ничего не мог поделать в сложившейся ситуации. Всё утро летали радиограммы и разрывались телефоны в американском консульстве в Гаване и в представительстве объединения еврейских организаций «Джойнт». Встречающие, не в силах больше ждать, принялись нанимать лодки и подходить на них близко к «Сент Луису». И кричать, что «всё будет хорошо».
Через несколько часов после «Сент Луиса» в порт пришла «Ордуна», и всем ее пассажирам разрешили сойти на берег. Переговоры о судьбе «Сент Луиса» продолжались весь день. К ночи встречающие в тяжелых думах разошлись по домам.
28-го мая было воскресенье, и кубинское правительство отдыхало. Так как пассажиры продолжали находиться на борту, капитан Шрёдер запретил сходить на берег и экипажу. Из-за этого Отто Шиндик не мог встретиться со связным. Ну а если курьер не идет к связному, то связной идет к курьеру. В понедельник 29-го мая связной разведки Абвера (и одновременно второй человек в представительстве пароходства Гамбург-Америка) поднялся на «Сент Луис», чтобы узнать, как поживают бедненькие несчастненькие евреи, и заодно передать Отто Шиндику мешок разведданых. Теперь, чем скорее «Сент Луис» вернется в Германию, тем лучше.
30-го мая, сдали нервы у самого опасного пассажира «Сент Луиса» - Макса Лёва. Третий день за ним охотились агенты СС и гестапо. Он знал, что арест неминуем, ведь это специально за ним они проделали весь путь из Гамбурга в Гавану, и это они не дают никому сойти на берег – ищут его. Макс Лёв не спал ночами, прятался в каюте, шарахался теней. В три часа пополудни Макс Лёв перерезал себе вены и бросился в море. Пока ошарашенный народ наблюдал с палуб, как Макс Лёв, барахтаясь в воде, рвет свои вены руками и орет «Убийцы! Врешь, не возмешь!», матрос Генрих Мейер прыгнул спасать утопающего. Макс Лёв брыкался и требовал дать ему умереть, но Мейер не дал ему утонуть до подхода полицейской лодки. Макса Лёва отправили в больницу в Гаване. Семье не разрешили его навещать.
Под впечатлением, пассажиры организовали добровольный патруль, в обязанности которого входило предотвращать попытки самоубийств. В числе вступивших в патруль была и пятнадцатилетняя Гизела Фельдман:
Между тем в Гавану с чемоданом денег прибыл глава американского отдела организации еврейских общин «Джойнт». Дело в том, что президент Бру наконец-то вышел на работу после уикенда и дал понять, что за очень дополнительную плату он согласен впустить беженцев с «Сент Луиса» на Кубу. «Джойнт» прислал денег, но оказалось, что Бру согласен начать переговоры только после того, как «Сент Луис» покинет порт. Вообще, по-моему, на ходе дальнейших переговоров серьезно сказлся языковой барьер, иначе трудно объяснить происходившее. Кубинцы вышвырнули «Сент Луис» из Гаваны к утру 2-го июня, не дав Шрёдеру пополнить запасы еды и воды. В течение следующих дней Шрёдер водил пароход кругами у кубинского побережья и вдоль берегов Флориды, ожидая результатов переговоров, и надеясь, что, может быть, беженцев примут Соединенные Штаты. Президент Рузвельт получил эту радиограмму с борта парохода «Сент Луис»:
Пассажирский комитет «Сент Луиса» умоляет господина Президента во имя всего святого заставить кубинские власти их принять. Рузвельт не ответил им. Корабли береговой охраны США неотступно следовали за пароходом Шрёдера, не позволяя ему подойти ближе.
В ответ на радиограмму правительству Канады был получен официальный отказ. 3-го июня появилась надежда на Доминиканскую республику, якобы предложившую убежище, но и она не оправдалась. Вот заметка от 3-го июня 1939 года в американской газете The News:
Всё это время между Бру и американцами шел торг, закончившийся в в конце концов ничем. Кубинский президент хотел полмиллиона долларов по истечение сорока восьми часов, но не смог этого внятно объяснить. 6-го июня Куба дала окончательный отказ. Визы всего примерно пятидесяти человек были признаны действительными, и они так или иначе сошли на берег. В их числе – маленькие Рената и Эвелин Эбер. На борту «Сент Луиса» оставались 907 пассажиров. 7-го июня Шрёдер получил приказ из Гамбурга возвращаться обратно.
Это был нокдаун, для многих неожиданный. Все понимали, что по возвращении в Германию, их ждет концентрационный лагерь. На это злорадно намекали немецкие газеты – «мы позаботимся о них сами», об этом знали кубинцы, об этом знал весь мир. Это знали американцы. И они отказали.
Вечером 7-го июня «Сент Луис», песчинка в океане равнодушия, очень медленно взял курс назад – к берегам Европы.
Часть 5-я.
ПРЕМЬЕР МИНИСТРУ ЧЕМБЕРЛЕНУ
907 ПАССАЖИРОВ ПАРОХОДА СЕНТ ЛУИС ПОЛВИНА ЖЕНЩИНЫ И ДЕТИ КОТОРЫМ НЕСМОТРЯ НА РАЗРЕШЕНИЯ ОТКАЗАНО ВО ВЪЕЗДЕ НА КУБУ СЕЙЧАС НА ПУТИ ГАМБУРГ УМОЛЯЮТ СПАСЕНИИ И УБЕЖИЩЕ АНГЛИИ ИЛИ ХОТЯ БЫ РАЗРЕШЕНИИ СОЙТИ НА БЕРЕГ САУТГЕМПТОНЕ ТАК КАК ВОЗВРАЩЕНИЕ ГАМБУРГ НЕВОЗМОЖНО НЕИЗБЕЖНЫ АКТЫ ОТЧАЯНИЯ.
К 9-му июня пароходство Гамбург-Америка отказалось оплачивать радиограммы пассажиров «Сент Луиса», и они отправляли их за свой счет. Неизбежный акт отчаяния последвал очень скоро. В половине пятого вечера двенадцать обормотов, ведомые учителем иврита Аароном Познером, захватили капитанский мостик и потребовали повернуть корабль в любую другую страну, кроме Германии. Бунт на корабле – преступление, участники которого подлежат автоматическому аресту. Вместо этого Густав Шрёдер в двух словах объяснил им, насколько невозможно дюжине хлипких пассажиров захватить такой пароход как «Сент Луис», не говоря уже о том, чтобы управлять им. Он также сказал, что очень хорошо их понимает и что постарается привести «Сент Луис» в Англию. На этом инцидент был полностью исчерпан. Для Познера и его команды, но не для Шрёдера. Через полчаса капитан приказал всем пассажирам явиться в главный зал первого класса – он будет говорить с ними. Шрёдер был краток: что бы ни случилось, они не вернутся в Германию. Точка.
У капитана был план. В этот вечер он позвал в свою каюту на совершенно секретное совещание первого помощника Клауса Остермайера, завхоза Мюллера и главного механика корабля. Из всех пассажиров о плане Шрёдера знал лишь доктор Фриц Спэниер, который, услышав, что собирается предпринять капитан, дал совет не предупреждать заранее ни команду, ни пассажиров. Капитан Густав Шрёдер решил посадить «Сент Луис» на мель у мыса Бичи-Хед на южном побережье Англии, поджечь его и эвакуировать пассажиров на берег.
И вот в этот момент на сцену выходит Спаситель! Моррис Тропер, американский гражданин, глава европейского бюро организации еврейских общин «Джойнт». На самом деле, он участвовал в нашей истории с самого начала. Он узнал о будущем рейсе парохода «Сент Луис» с почти тысячей еврейских беженцев на борту вторым, сразу после капитана Шрёдера. Просто у меня не было случая об этом рассказать, так что теперь Моррис Тропер въезжает на подмостки на белом коне и с нимбом вокруг чела.
Утром 10-го июня Моррис Тропер звонит из Парижа председателю бельгийского комитета по делам беженцев в Брюсселе. В половине одиннацатого тот уже говорит с бельгийским министром юстиции и с премьером. И меньше чем за час Бельгия решает вопрос, который Куба и Америка не смогли решить за недели. Король Бельгии Леопольд III и его премьер министр согласились принять 200 пассажиров с парохода «Сент Луис».
В воскресенье 11-го июня Тропер ведет переговоры с Францией, Голландией и Великобританией. 12-го голландская королева и правительство решили принять 194 человека. В тот же день в Лондоне Чемберлен наконец получил радиограмму с «Сент Луиса» (отправленную три дня назад), и вот уже Великобритания принимает 350 пассажиров. В тот же вечер Франция официально объявила о том, что она предоставит убежище 250 пассажирам.
13 ИЮНЯ 1939
ДОСТИГНУТЫ ОКОНЧАТЕЛЬНЫЕ СОГЛАШЕНИЯ ПО ВЫСАДКЕ ПАССАЖИРОВ. ПРАВИТЕЛЬСТВА БЕЛЬГИИ ГОЛЛАНДИИ ФРАНЦИИ АНГЛИИ ВЕЛИКОЛЕПНО ВЗАИМОДЕЙСТВОВАЛИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ЕВРЕЙСКИХ ОБЩИН ЧТОБЫ ЭТО СТАЛО ВОЗМОЖНЫМ.
МОРРИС ТРОПЕР
Ответная телеграмма Троперу с «Сент Луиса»:
«Наша благодарность огромна как океан, по которому мы плывем с 13-го мая»...
Шрёдер благодарит Тропера от своего имени и сообщает ему о том, что пароход прибудет в Антверпен в субботу 17-го июня в 2 часа по полудни:
И вот наконец, сорок дней спустя после выхода из Гамбурга, пройдя десять тысяч миль, «Сент Луис» пришвартовался в Антверпене:
В порту их уже ждал Моррис Тропер. Встреченный ликующими пассажирами, он поднялся на борт.
Вместе с ним на «Сент Луис» взошли представители Англии, Франции, Бельгии и Голландии, и беженцев разобрали по четырем странам. Единственное, что Тропер мог обещать, это не разделять семьи. В итоге Англия приняла 288 человек, Франция – 224, Бельгия – 214 и в Голландии остались 181.
В воскресенье все пассажиры сошли на берег:
Они стояли на причале и провожали уходящий в Нью Йорк «Сент Луис», а успевший сродниться с ними экипаж кричал им с палуб – «Удачи, евреи!» Так для девятисот человек благополучно завершилось путешествие туда и обратно.
С разрешения капитана сошел на берег и Отто Шиндик. Никем не замеченный, одинокий на этом празднике жизни, он удалился в сторону вокзала, неся за плечами потрепанный мешок разведданных. Шпионская операция Абвера под кодовым названием «Солнышко» успешно завершилась.
И еще кое-кто радовался в этот день. Для министра пропаганды рейха Иосифа Геббельса плавание «Сент Луиса» стало подтверждением того, что осуждение нацистского режима остальным миром – пустой звон, что как только дошло до дела, евреи оказались никому не нужны. Единственная фактически их надежда – Соединенные Штаты Америки – не приняли их. Геббельс был в радостном предвкушении: рук развязаннее трудно себе представить.
До начала второй мировой войны оставалось два с половиной месяца.
Эпилог.
«Сент Луис» в порту в Гамбурге, открытка.
Всего примерно две трети пассажиров «Сент Луиса» так или иначе пережили войну. Все те, кого приняла Великобритания, и примерно половина из тех, кто остался в Голландии или отправился в Бельгию и Францию. И примерно одна треть погибла в Катастрофе.
Семья Макса Лёва оказалась в Англии, и через несколько месяцев Макс, выйдя из больницы, воссоединился с ними в Лондоне. Он умер в 1942-м от инфаркта.
Йосеф Йосеф и его семья уехали в Америку сразу же, как подошла очередь их визы. Они отплывали из Глазго в мае 1940-го прямо посреди немецкой бомбардировки.
Алиса Фильхенфельд и ее четверо детей всю немецкую оккупацию прятались в Брюсселе. Их соседи-бельгийцы знали их историю, но никто не настучал. Днем они прятались на чердаке, а ночи проводили в морге рядом с больницей полной немецких солдат. Всю войну бельгийские власти регулярно платили Алисе пособие, не выдав при этом немцам ни имени ни адреса.
Аарон Познер остался в Голландии и погиб в Освенциме. Погибла и Рахель с детьми. Дневник Аарона сохранил его друг.
Близняшки Рене и Инес Спэниер приехали в США. История их отца во время войны такая: Доктор Фриц Спэниер развелся с женой и стал главным врачом больницы в лагере для перемещенных лиц Вестерборк. Он пользовался огромным влиянием в том числе и на эсэсовцев. Жизни сотен людей были в его власти, так как те, кого он признавал больными, получали отсрочку от отправки в концлагеря. После войны доктор Спэниер обвинялся в превышении служебных полномочий. Он умер в 1967-м в Германии. Мама Рене и Инес доживала свой век одна в маленьком городке в Западной Германии.
Доктор Макс Эбер отлично проявил себя в качестве отца-одиночки, а к 1941-му году он с Ренатой и Эвелин уже жил в Америке и до глубокой старости лечил людей недалеко от меня – на Кейп Код.
Семья Карлинеров оказалась во Франции. Во время оккупации 12-летний Герберт и его братик Вальтер прятались по разным местам, в том числе, например, в сумасшедшем доме и в подпольном детдоме. Их родители и две сестрички (одна из них Рут Карлинер на фотке во второй главе) погибли в Освенциме.
В Англии пережили войну Гизела Фельдман с семьей и Оскар Блехнер. Родители Оскара погибли в Катастрофе, оба брата были узниками лагерей, но спаслись.
Старенькой Рехе Вейлер было всё равно, куда податься. Ее приняла Бельгия. Во время войны она пряталась в доме у еврейской четы, умудрившейся скрыть свое происхождение. Дети и внуки Рехи все эти годы отправляли деньги ее спасителям, которые тратили их в основном на себя. Реха ослепла. В 1946-м она прилетела в Нью Йорк без сознания. Через пару недель она умерла.
Большинство членов экипажа «Сент Луиса» были призваны в немецкую армию.
Лео Йокл скрывал своё полуеврейство до тех пор, пока не влюбился в Герду Кикбуш, дочь высокопоставленного генерала. Ей и ее семье он рассказал о себе всё. Мать Герды выдала его гестапо, но Лео и Герда успели убежать и с тех пор жили в полуподполье. В январе 1944-го Лео призвали в саперную военную часть для «мишлинге». Он погиб в ноябре. Герда и Лео поженились посмертно, у них есть сын Франк.
Отто Шиндик провел всю войну в Гамбурге и был убит в начале 1945-го, когда англичане брали город.
Капитана Шрёдера война застала в море. «Сент Луис» прошел сквозь английский заслон в Мурманск, и через четыре месяца возвратился в Гамбург. Это было последнее плавание и парохода и его капитана. Шрёдер ушел в отставку. Он умер в 1959-м году, до конца его жизни многие из спасенных им пассажиров слали ему подарки – одежду и еду. «Сент Луис» простоял на приколе несколько лет, а в 1944-м во время налета королевских ВВС его разбобмило так, что он больше не подлежал восстановлению. Еще через пять лет его сдали в металолом.
Тут и конец нашей истории. В заключение вот вам фотография счастливой семьи Даблон на палубе лайнера «Сент Луис»:
Вся семья погибнет в Освенциме.
конец
Источники:
Voyage of the Damned by Gordon Thomas, Max Morgan Witts ISBN # 1-56852-579-6
Refuge denied: the St. Louis passengers and the Holocaust By Sarah A. Ogilvie, Scott Miller
The ship nobody wanted by Jeff King
The Tragedy of the S.S. St. Louis in Jeweish Virtual Library
Voyage to Doom by Arthur D. Morse
The Voyage of SS St Louis - история Оскара Блехнера
Фотографии из Яд ва-Шем
Cruiseline History
It was like a cruise, then the suicide attempts began - история Гизелы Фельдман
http://ru-history.livejournal.com/2637278.html?view=40342750#t4034
Читая материал по мало мне знакомой теме я обращаю внимание на вопросы мне известные. Если автор явно врет или некомпетентен в том, что я заведомо знаю, я уже с большим недоверием отношусь к всему остальному.
-------------------------------------------------------------
Вот в посте Марка Каганцова написана явная глупость:
«Между тем больше никаких странных радиограмм не приходило, и если не считать мелких пакостей, чинимых главарем корабельной ГЕСТАПОВСКОЙ шайки Отто Шиндиком».
А далее: «Никто на корабле не знает , что Отто Шиндик работает курьером РАЗВЕДКИ АБВЕРА. Что он направляется на Кубу для встречи со связным».
------------------------------------------------------
Гестапо (на то время) – подразделение немецкой полиции безопасности, возглавляемое Рейнхардом Гейдрихом.
Абвер – орган военной разведки и контрразведки под началом Вильгельма Канариса.
В 1935 году Канарис и Гейдрих разграничивают полномочий своих служб. Гестапо получило все гражданские полномочия, а Абвер сконцентрировался на решении военных задач.
----------------------------------------------------------
Разведка Абвера, это масло маслянное, но не суть важно. Важно, что Абвер и Гестапо, как все секретные службы всех государств были конкурентами. И член ГЕСТАПОВСКОЙ шайки никак не мог быть курьером АБВЕРА. Тут или то, или это.
Или автор поста профан. Что уже неоднократно замечалось.
Есть такие "подробщики". Прочтёт "По улицам слона водили" и начинает уточнять, какого числа, по каким улицам, какой был слон: индийский или африканский, как его звали?
А главное в тексте:
"Соседка, перестань срамиться,-
Ей шавка говорит,- тебе ль с Слоном возиться?
Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет
Вперед
И лаю твоего совсем не примечает".-
"Эх, эх! - ей Моська отвечает,-
Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки.
Пускай же говорят собаки:
"Ай, Моська! знать она сильна,
Что лает на Слона!"
Марк, зачем так откровенно !!! Вы опять, на разумные доводы, изобличающие Вашу писанину, даёте не в тему ответ, и тут же басня про Моську. Это что, элемент самокритики?))))
Уже ранее Григорян и другие Вам объяснили, что Вы солгали про то, что "Все еврреи с данного корабля были соэжжены в печах Освенцима" (ну не дословно, лень искать, но по сути так Вы высказались).
А Вы опять к этой же теме!
Это что - КРИЗИС ЖАНРА!?
Кстати, смысл басни про Моську Вы и не поняли.....
Как истинный художник слова(художник-от худо), Каганцову необходимы в тексте мазки почернее, пожеще, чтобы произведение имело вес и воздействие на читателя. Вот и пестрят его перлы словами: фашисты, абвер, антисемиты, гестапо, нацисты...
такой способ чтения статей в "научных кругах" называется "ловля блох". Очень увлекательное занятие! Скажем, ну не нравится тебе автор N! И вот читаешь его статью, к примеру, по истории Тверского княжества с лупой!. Ага, обмишурился автор - назвал князя Михаила Борисовичем, а он-то - Бориславович! Ату это - требовать опровержения, признать всю статью фальсификацией! И вообще никакого тверского княжества не было, раз отчество князя неправильное
Михаил, Сажин, как историк, разочаровал меня давно. Последняя капля была его басня про смертельно опасное посещение Красной площади во времена СССР.
Вы тоже начинаете грешить спекуляцией исторической науки во имя политических целей. Я не хочу Вас поддеть, просто история начинает уступать место политике с её грязными делами. (Хотя, по моему мнению, любое дело будет грязным, если делать его грязными руками).
Разве Вы не видите, на что направлены посты и комментарии Каганцова? Неужели Вы не замечаете, что господин не только пышит циничной ненавистью к стране, в которой он вырос, и которая дала ему больше, чем он поимел после неё, но и старательно сеет две "культуры" - Русофобию и антисемитизм?
И хороши Ваши блохи - то ли ВСЕ были уничтожены, то ли кто-то из них.... Вы что, действительно, как историк, не видите разницы между "всеми уничтоженными в концлагерях", и "некоторыми из них"?
И аналогия исторических фактов с политическими неприемлем....
"объяснили, что Вы солгали"
Саша, я не говорил, что Марк солгал. Наоборот, подтвердил, что приведенная им версия событий во многом соответствует действительности. Немалая часть пассажиров действительно погибла. Уточнив детали, я вполне ясно дал понять, что "ловля блох" (по выражению Рогачева) в данном случае неуместна.
У писателей термин "ловля блох" вполне корректен и осмыслен. Что бы некий персонах на одной странице был Борисовичем, а на другой Бориславичем.
А Рогачев, просто не знаком с правилами "научных кругов". Любая статья проходит рецензирование, где, в т.ч. и блох ловят. А в солидном издании присутствует "именной список", который должен полностью корректироваться с именами, употребленными в тексте. К примеру - совершенно недопустимо именовать Шекспира то Вильямом, то Уильямом. Относительно отчества князя, то Рогачев попал пальцем в лужу - автор, допустивший такой ляп, будет заслуженно подвергнут критике коллег.
А вы, уважаемый, из каких академий будете? А вообще-то, чтобы не попасть впросак, попробуйте хоть какую-то информацию об оппоненте собрать.
Рогачев, я не стукач и не сиксот, собирать инфу. А из академий обычных, Украинской ССР.
Я очень хорошо знаю АН Украинской ССР.
Но в списках ее академиков и член-корр. имени
Александр Ермаков никогда не встречал.
Может быть, Ермаков - это псевдоним?
Так, еще одного "знатока" Марк на помойке подобрал.
Сударь, утрудитесь разобраться в системе АН. Двадцатого века, а не восемнадцатого.
Знаток, блин.
Уместна, Володя, уместна, поскольку это НЕ СЛУЧАЙНЫЕ ошибки, о преднамеренная ложь, имеющая две цели (у каждой медали две стороны).
1. Увеличивая число жертв во много раз, увеличивается ореол невинно-гонимого народа. Я не отрицаю, что даже смерть одного невинного человека, это плохо, но смерть одного невинного еврея ничем не хуже смерти поляка, украинца, татарина, немца и т.д.
Но нам постоянно навязывают мнение, что смерть других, это просто плохо, а смерть еврея, это потеря потерь. Это когда Каганцов рассуждает о соплеменниках.
2. Вторая сторона, это когда Каганцов рассуждает о плохих русских, уничтожающих и покоряющих иные народы. Здесь увеличение уничтоженных "режимами" зашкаливает все мыслимые границы. тут цель компрометации "режимов" и русских.
Так что гипотетический факт того, что часть пассажиров данного корабля МОГЛА БЫТЬ уничтожена в концлагерях, нисколько не обеляет Каганцовскую ложь о "всех уничтожанных пассажирах".
"...а смерть еврея, это потеря потерь. Это когда Каганцов рассуждает о соплеменниках."
-----------------------------------------------------
Увы, но это так. Вот понятен термин "геноцид", его конкретное проявление в воде Холокоста. Казалось бы все. Так нет, сионистам этого мало и появляется: "И примерно одна треть погибла в КАТАСТРОФЕ".
================================
КАТАСТРОФА, именно так, а не иначе. Надо полагать, что для остальных народов Вторая мировая война являлась чем-то средним между пикником и салютом.
Потери, допустим, белоруссов вполне сопоставимы и даже превосходят еврейские потери. Но это не Катастрофа. Так, мелкий, внимания не заслуживающий эпизод.
-------------------------------------------------
Спасший одного еврея - ни много ни мало, а Человек Мира. Еврей, спасший не еврея историю не интересует.
---------------------------------------------------------
Это, конечно, напрягает.
Не смог найти этой своей записи под постом "Три легенды многострадального народа". Марк, у вас был еще один пост об этом корабле? Зато натолкнулся на легенду, которая является результатом ряда вымыслов и фальсификаций.
"Богдан Хмельницкий, почему евреи ЕГО ЯРОСТНО НЕНАВИДЯТ?!"
Богдан Хмельницкий никогда не был антисемитом, наоборот, имел друзей-евреев (один из них как-то раз спас ему жизнь).
Но если говорить в целом о малоросах того времени, они относились к иудеям, как к пособникам польской шляхты, и ненавидели их в одном ряду с поляками. Так как многие командиры не говоря о простых малоросах подчинялись Богдану лишь формально, а часто вообще в теории (это была народная война, во многом партизанская, бесконечно далекая от требований дисциплины), удержать их от мести Хмельницкий был абсолютно не в состоянии.
Здесь можно вспомнить, что немало погромов на своем пути устроила конница Буденного, но полным идиотизмом было бы обвинять в антисемитизме непосредственного руководителя Буденного - Троцкого. Да и сам Буденный к этим погромам не был причастен.
В качестве самого яркого аргумента, что Хмельницкий был жутким ансисемитом приводят эпизод, когда жуткую резню евреев устроил, якобы его сын:
"В 1653 году сын Хмельницкого Тимош совершил с казацким отрядом новый поход в Молдавию, при этом произошла страшная резня евреев в Яссах, описанная в дневнике христианского автора-сирийца, Павла Алеппского".
Это ложь. Ничего подобного Алеппский не писал. Внимательно изучив этот случай и прочитав записки Алеппского, я обнаружил, что резня была воистину жуткой. Во время этого акта геноцида какое-то кол-во евреев было ограблено, но НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ ПОГИБ. Вот какими антисемитами были Хмельницкие, вот из чего лепится эта легенда. Я так и не понял зачем.
"Во время этого акта геноцида какое-то кол-во евреев было ограблено, но НИ ОДИН ИЗ НИХ НЕ ПОГИБ."
=================================
Уважаемый Владимир, грабеж и геноцид это две большие разницы. Или четыре маленьких. )))
Это ирония относительно тех, кто выдумал "геноцид"
в Яссах, чтобы дискредитировать Хмельницких.
Но резня еврейского населения в ряде городов и местечек действительно имела место. Погибло 5-8 тысяч человек (http://www.midrasha.net/article.php?id=2711).
Владимир, я так и догадывался. Но, что бы обойтись без включения моей соображалки, можно пользоваться кавычками и знаком смайл.
Как зачем? Раздуть ненависть....
Раздувать. При этом не важно, что Абвер, что Гестапо. Что 700 тыс., что 7 млн. Как учит вор и жулик Навальный - главное не рефлексировать, а распространять. Геббельс учел тому же.
Владимир, не спешите утверждать, что это ложь.
http://5thdimension.org/wp/magazine/012/chmelnitchinahttp://www.messcom.org.ua/2008/08/04/ser4/
http://www.jewishpetersburg.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=1729
http://jhistory.nfurman.com/lessons8/polska_000.htm
http://ejwiki.org/wiki/Погромы_Хмельницкого
http://www.jewukr.org/observer/jo12_31/p0206_r.html
http://www.lechaim.ru/ARHIV/218/elkin.htm
http://chassidus.ru/library/history/kandel/10.htm
http://cyclowiki.org/wiki/Истребление_украинского_еврейства_Богданом_Хмельницким
"Богдан Хмельницкий никогда не был антисемитом, наоборот, имел друзей-евреев"
Это, конечно, объективация, восприятие происходящего с точки зрения современного человека. Были друзья-евреи (один спас ему жизнь), были враги-евреи, по вине которых погибла жена Богдана, а сам он потерял все свое имущество. Были сложнейшие отношения между русским населением Украины (которое безжалостно угнетали), с одной стороны, польским и еврейским, с другой. Все это нуждается в тщательном изучении с учетом
реалий того времени и демифологизации. Не знаю, возможно ли такое в принципе.
" Не знаю, возможно ли такое в принципе."
-----------------------------------------------------
Конечно возможно, только "с учетом
реалий того времени и демифологизации". Это называется объективное изучение истории.
"Владимир, не спешите утверждать, что это ложь".
Марк, я не совсем понял, что значит "это". Была ли резня польского и еврейского населения во время восстания Хмельницкого? Несомненно. Отдельные атаманы, вроде Кривоноса, а еще чаще никем не предводительствуемые массы крестьян вели себя очень жестоко. Только иудеев было убито 5-8 тысяч человек (поляков значительно больше).
А теперь о том, что является ложью.
1.Антисемитизм западно-русского населения той эпохи. Его не было. Довольно сказать, что евреев много было среди казаков. Об этом можно судить по тому, что целый ряд атаманов были крещеными еврееями.
2.Кол-во жертв среди еврейского населения. Еврейские публицисты говорят обычно о 100-500 тысяч жертв, между тем все еврейское население Малой Руси составляло 50-60 тысяч человек. Но из них многие уцелели, а многие погибли от голода (в осажденных городах) и эпидемий, сопровождавших войну.
Откуда взялись эти 100-500 тысяч вместо 5-8? Дело в том, что главным свидетелем со стороны обвинения Хмельницкого и его сподвижников является его современник - летописец Натан Ханновер. Именно он оставил описания различных зверств и т.д. По словам Ханновера казаки Хмельницкого уничтожили от 2.4 до 3.3 миллиона евреев (историки подсчитали, изучив его летопись). Как вы полагаете, можно доверять человеку, который завысил число жерт примерно в 600 раз?
Так как цифры Ханновера всереьз воспринимать невозможно, и появились 100-500 тысяч, то есть что-то среднее.
3."Страшная резня в Яссах", якобы описанная Павлом Алеппским. Этот эпизод попал даже в Еврейскую энциклопедию. Между тем, Павел Алеппский пишет о том, что у нескольких богатых иудеев казаки выпытали места схронов. Ни об одном убитом, не говоря, о резне он не сообщает.
То есть мы имеем дело с совершеннейшей фантасмагорией. Не было никакого антисемитского восстания, было антипольское, не было тотальной резни, евреи гибли наряду с поляками, причем - это не было следствием национальной и религиозной вражды, а местью населения доведенного до полного отчаяния грабежами и насилиями. Тот же Ханновер сухо сообщает:
"... православный народ стал все более нищать, сделался презираемым и низким и обратился в крепостных и слуг поляков и — особо скажем — евреев"
Если вы подумаете, что здесь есть хотя бы намек на сочувствие, это далеко не так. Это констатация факта, с обертонами презрения и ненависти к "православному быдлу".
Отдельной строкой Хмельницкий. Не известно случая, чтобы по его вине был убит хотя бы один еврей. Между тем, можно видеть сравнения Хмельницкого с Гитлером, о нем пишут как об организаторе средневекового Холокоста и т.д.
Марк, попытайтесь встать на мое место. Как ко всему этому относится?
"Антисемитизм западно-русского населения той эпохи. Его не было."
Владимир, как мне кажется, Вы допускаете традиционную ошибку, приписывая предкам современные понятия. Война Хмельницкого, это в первую голову война религиозная, обычная для Западной Европы того времени. Шло вооруженное противостояние между православными и католиками (не между украинцами и поляками), а иудеи попали между жерновов. При этом католики и православные были представителями одного народа, в крайнем случае нескольких близких народов, а иудеи, в подавляющем большинстве были этническими евреями.
Вполне понятно, что "что евреев много было среди казаков. Об этом можно судить по тому, что целый ряд атаманов были крещеными евреями", поскольку этническая принадлежность мало кого волновала, да и не была понятна большинству тогдашних людей. Православный, он и есть православный, вне зависимости от времени принятия Крещения и вероисповедания родителей.
По тому говорить об антисемитизме был/не был просто бесполезно, по отсутствию этих самых семитов в общественном сознании.
"Вы допускаете традиционную ошибку, приписывая предкам современные понятия".
Александр, это не я приписываю, а те кто обвиняет Хмельницкого в юдофобии. Вот на это я и отвечаю, что национализма еще не было, не придумали, со всеми вытекающими.
национализма еще не было, не придумали, со всеми вытекающими
-------------------------------------------------------
Значит у нас "консенсус" (я считаю очень важным, когда люди с различными политическими убеждениями следуют не за убеждениями, а за фактами). По, вполне верному, советскому определению, нации начали образовываться (в "продвинутой" Европе) только в конце 19-го века. До этого общественное сознание оперировало другими понятиями.
И, ясен хрен, национализма не было и быть не могло. А конфессиональная рознь очень даже место быть имела.
Да, конечно, Владимир! С Вашей кочки зрения ничего не было: ни хмельнитчины, ни колиивщины, ни Уманьской резни, ни черты оседлости, ни погромов, ни дела Бейлиса, ни большого террора, ни холокоста, ни расстрела антифашистского комитета, ни дела космополитов, ни дела врачей, ни государственного антисемитизма в СССР, ни пикетов РС под моими окнами, ни дела Фарбера, ни антисемитских комментариев в моих постах на 7х7 - всё это МОЯ ЛОЖЬ! А массовые убийства армян турками в 1894—1896 годах, в 1915 -1923 гг., резня в Баку в 1918, 1987, 1988,1990, Сумгаите, в Нагорном Карабахе, отношение в России к "понаехавшим" "лицам кавказской национальности", "хачикам", "черно*опым" - это тоже ЛОЖЬ? Вам, думаю, известна притча о старике-армянине, который, умирая, завещал:" Берегите евреев! Когда их не останется, примутся за нас!" Учтите, что евреев в России осталось совсем немного!
ни пикетов РС под моими окнами,
---------------------------------------------
Стараниями Марка могут пострадать многие люди.
Обращаюсь не к Марку, ибо его невежество перекрывается зашкаливающей русофобией. Обращаюсь к нормальным людям, но не сильно ведающих в истории.
=====================
Русофоб Марк Коганцов подло пишет: "ничего не было: ни хмельнитчины, ни КОЛИИВЩИНЫ..."
А причем Колиивщина к великодержавному шовинизму? Просто Марк, по своему невежеству не догадывается, что оное восстание православного крестьянского и казацкого населения на Правобережной Украине в 1768 году было направлено против крепостнического, экономического, политического, религиозного и национального гнёта в Речи Посполитой, спровоцированное неправильной экономической, социальной, национальной и религиозной политикой элиты Речи Посполитой. Восстание было жестоко подавлено при поддержке вооруженных сил Российской империи.
-----------------------------------------------------------
Иначе говоря, невежественный Коганцов (сын убивца украинских крестьян) путает место события - не Росийская империя, а Речь Посполита, и не замечает, что именно российская власть прекратила оные безобразия.
-----------------------------------------------------
Но, главное не рефлексировать, а распространять.
-----------------------------------------------------
Блин буду, встретил, набил бы наглую пархатую харю.
Саша, вот эта семья пассажиров Святого Людовика погибнет в Освенциме целиком:
http://ic.pics.livejournal.com/toh_kee_tay/2656160/579937/579937_original.jpg
История Святого Людовика - это настоящая, не придуманная кем-то трагедия, и то что нацисты, встретив сопротивление таких людей, как капитан Шредер не смогли уничтожить всех пассажиров корабля - всего лишь счастливая случайность.
По существу история верна. Число погибших среди пасажиров действительно очень велико (не меньше трети). Большая часть уцелевших провела много лет в условиях смертельного риска для жизни.
Это точно не тот случай, когда у меня может прорезаться желание быть дотошно-пунктуальным.
У меня по ссылке сообщение: данный сайт запрещён.
Можно иной источник?
Это антивирус у тебя шалит. Вот другая ссылка
http://img.relaxyourself.ru/images/2010-11/10/15-44-35.jpg
Володя, ты начинаешь уподобляться Каганцову. Показываешь только фотографию, которая уже выставлена в посте Каганцова, и заявляешь, что эта семья была уничтожена...
Что значит запрещенный сайт? Кем? Разве такое может быть? У меня иногда в компьютере написано,
что сайт подозрительный (это - работа антивирусной
программы).
Именно так было написано
Это точно не тот случай, когда у меня может прорезаться желание быть дотошно-пунктуальным.
--------------------------------------------------------
Здесь нет дотошности. Никто не считает единицы. Вопрос в другом - с какой целью надо лгать, сильно преувеличивая жертвы? А когда "хватаешь за язык" таких "историков" ты начинаешь милостиво и снисходительно заявлять, что не тот случай....
"С Вашей кочки зрения ничего не было: ни хмельнитчины, ни колиивщины, ни Уманьской резни, ни черты оседлости, ни погромов, ни дела Бейлиса, ни большого террора"
С моей кочки зрения, Марк, нужно придерживаться фактов. Речь не о дотошном отлавливании блох, но я категорически против феерических шоу, когда отклониться от истины на порядок, на десять, и даже на сто порядков, не является чем-то зазорным, если цель, как вам кажется, оправдывает средства.
Я против полемических приемов, когда один из оппонентов вдруг разражается бурной речью, где в кучу смешивается все, от бузины в огороде до дядьки в Киеве.
Какое отношение имеют дела Бейлиса и Фарбера к
фальсификациям относительно восстания Хмельницкого? Не писал Павел Алеппский о резне в Яссах - говорю я, а вы о Бейлисе. Не было 500 тысяч евреев зарезанных казаками-юдофобами, а свидетельства Ханновера не стоят ломанного гроша, после того, как он описал гибель 3.3 миллионов евреев из 60 тысяч живших на Украине. Вы же мне о Фарбере.
Хмельницкий - выдающийся человек, вступившийся за изничтожаемое и унижаемое население Западной Руси. Миллионы людей пытались лишить веры, имущества, жизни и они восстали против угнетателей, среди которых, увы, это признает даже Ханновер, было немало евреев.
Я не оправдываю ответную жестокость, и прошу лишь об одном: не предаваться буйной фантазии, описывая события того времени. Только честное исследование случившегося, а не попытки опрочить, смешать с грязью наших героев, поможет найти ответы.
Во время восстания Барх-Кохбы было вырезано иудеями все население Ливии, Крита и других мест. Сотни тысяч людей оказались истреблены, и это является несомненным фактом для исторической науки. Но как, я помню, вскинулся Леня, когда я сказал, что в этом была вина Бар-Кохбы. Какой ужасный моветон обвинить в чем-то героя Израиля. А обвинять Хмельницкого, не имея никаких доказательств, фальсифицировав цифры и факты, это пожалуйста. Так?
При чем тут Геноцид армян? Разве я отрицаю гибель сотен тысяч евреев во время гражданской войны, разве я отрицаю Холокост? Марк, я отрицаю только абсолютную, законченную ахинею, где вранье перешло все мыслимые границы.
Где я отрицал Большой террор? Я озвучил общепризнанные, в том числе Мемориалом, цифры, опровергнув жулика Трушина. То есть отказ признать домысел Трушина, приписавшего нолик, теперь называется отрицанием Большого террора?
"всё это МОЯ ЛОЖЬ!"
Где я хоть раз сказал про ВАШУ ложь? Нет, я полагаю, что вы всего лишь жертва мошеников. Правда жертва исключительно упорная, вроде тех, что завещают внукам обещанную им Мавроди квартиру в Париже.
"Я против полемических приемов, когда один из оппонентов вдруг разражается бурной речью, где в кучу смешивается все, от бузины в огороде до дядьки в Киеве."
--------------------------------------------------------------------
Дядька, что самых честных правил, а лучше выдумать не мог, вообще-то не в самом Киеве, а под Киевом - в Ирпине.
Блин, ВОРКУТЕНЕЦ, сколько раз можно говорить? Не в ИрпИне, а в ИрпЕне!!!
А хоть и у черта на куличках? Это что, отменяет смыслы?
"вообще-то не в самом Киеве, а под Киевом - в Ирпине".
Это многое меняет.
Ну да, тот самый двуличный пень, который позорит Ирпень!
Марк, моя двуличность заключается в том, что я потратил много усилий, сделать Ваши переводы более менее пристойными? Когда я сделал представление книги Ваших переводов в ИрпИне?
Живу у чёрта на куличках:
Полгода - ночь, полгода - день.
И тварей не терплю двуличных,
Ведь сам открыт я, как мишень!
100%, если я правильно понял юмор.