Когда сталкиваешься с усилиями компаний по внедрению дресс-кода, возникает вопрос: "У них нет более серьезных проблем?" Одна моя знакомая студентка юрфака устроилась на работу в солидную американскую фирму в России. Прикупила одежду, соответствующую ее представлениям о деловом костюме. Но в первый же день ее вызвали к менеджеру по персоналу и объявили, что только что купленная дорогая обувь не соответствует дресс-коду фирмы. Пришлось срочно переобуваться.
Сначала я воспринял этот рассказ как доказательство несерьезности фирмы, способной опускаться до таких мелочей. Но в памяти всплыли армейские воспоминания... Если бред воспроизводится в массовом масштабе, значит он функционален?
Когда работнику можно, нарушая правила приличия обычной жизни, сказать в глаза, чтобы он немедленно изменил цвет галстука или надел его, изменил длину юбки или фасон обуви, то это проявление не особенностей вкуса руководителей, а демонстрация власти. Если работником можно командовать в столь интимных вещах, если он это покорно проглатывает, то это показатель уровня дрессировки, доказывающий, что любой приказ в менее приватной области будет воспринят и выполнен без вопросов "А зачем?"
Таким образом, поддержание дресс-кода, контроль его соблюдения в гражданских организациях и фирмах выполняют ту же функцию, что и масса унизительных упражнений по дрессировке солдат в армии, главная функция которых - добиться беспрекословного выполнения идиотских приказов. Если научить солдат делать это, то приказы с очевидной долей разумности будут выполняться уже с энтузиазмом.
См. о дресс-коде в "Росснефти"и размышлениях менеджеров по этому поводу.
|
Любой дресс-код несёт в себе программу. Это может быть программа подавления воли дресс-кодируемого, безоговорочного подчинения "стаи", "толпы", общности некому "хозяину" (солдатская форма, школьная форма, корпоративная форма) или программа попытки "самоутверждения" сбивающихся в "стаи", "общности"( к примеру, готы, эмо, байкеры, религиозные фанаты).