В последний год мне не раз приходилось проходить горнило обсуждения своей кандидатуры на различные публичные должности. И каждый раз главным возражением была фраза, сказанная полушепотом: он Путина критикует. При чем это мнение даже выплескивалось на страницы некоторых изданий типа Эха Серы.
В конце концов, у меня возникло стойкое ощущение, что в России вознесся главою непокорной некий новый непогрешимый божок, критика которого приравнивается к нарушению всех заповедей сразу и карается отлучением от новоявленной церкви, то есть от органов власти. Как следствие, товарищи кадровики панически боятся подвести своих начальников назначением человека, имеющего свое мнение, чем, в конце концов, и доведут страну до развала.
Поэтому посмею им и всем читателям напомнить, что гражданин тем и отличается от обывателя, что не просто имеет право критиковать власть – это его прямая и самая важная обязанность. Если гражданин забывает об этой обязанности, то превращается в обывателя, а власть перестает получать обратную связь, начинает неадекватно оценивать действительность и делать непоправимые ошибки.
Господин Путин – это человек, занимающий государственную должность Президента РФ. Ничего святого и непогрешимого в нем нет. Так как эта должность самая высокая в стране, то и деятельность человека на этой должности, должна подвергаться наибольшей критике.
Но надо признать, что с 2003 года, когда им лично был взят курс на монополизацию власти в условиях демократических институтов, что само по себе абсурдно, окружение взяло курс на его обожествление, коее невозможно без Веры.
Проблема в том, что Вера – это такая штука, которая не предполагает Сомнения и это ее основное отличие от Мышления, которое невозможно без критического отношения к действительности.
Жил на свете когда-то французский философ Декарт, которому приписывают крылатую фразу: «все подвергай сомнению». Этот великий муж для того, чтобы всегда заново воспринимать действительность, даже постоянно переезжал в страну, языка которой он не знал. Как только он начинал его понимать, история с переездом повторялась. На этом понимании и строится современное научное мышление – все подвергать сомнению.
Так вот, картезианцы считают, что развитие возможно только в том случае, если мы постоянно критически относимся ко вроде бы очевидным утверждениям. Почему? Потому что в мире происходят постоянные изменения и для того, чтобы снизить риски возможного хаоса, эти интеллектуальные упражнения необходимы в целях безопасности.
Именно поэтому они всячески во всех областях жизни: экономика, право, политика, наука, религия и т.п. поддерживают Конкуренцию, потому что она автоматически, а не по приказу вождя, заставляет Всех переосмысливать Все. И, как ни странно, именно на этом фундаменте стоит нелюбимое некоторыми понятие «толерантность», то есть уважение к чужому мнению, даже если он не соответствует твоему. Если мы не толерантны к чужому мнению, то мы конкурента спешим уничтожить, а не вслушиваться в его возражения, пытаясь нащупать крупицу истины.
Собственно говоря, человек, понимающий и принимающий эти фундаментальные понятия современного мирового общежития, и называется Просвященным. Россия еще не пережила Эпоху Просвящения, поэтому споры в Парламенте для большинства наших жителей являются болтовней, а не поиском Истины, проявлением которой является присутствие Справедливости в законе. Закон проговоренный, то есть прошедший горнило жесткого спора, является гораздо более Правовым, чем некое недоразумение единогласно принятое в бездумной Думе без обсуждения.
Для более глубоко понимая проблемы, надо сказать несколько слов о гражданском обществе. Гражданское общество, как и демократия – это не идеальное розовое понятие. Это ежик, который постоянно больно колет власть, не соглашаясь либо с результатами выборов, либо с различными тарифами. Тем самым осуществляется обратная связь.
Некоторые радуются тому, что в России слабое гражданское общество, то есть жители мало активны, боятся высказывать свое мнение, не ходят на выборы и т.п. Действительно, своей мягкостью оно скорее напоминает лиственницу, а не ежика. Только эти многие не понимают одной очевидной вещи: если гражданское общество недоразвито, то и власть недоразвитая, потому что это сообщающиеся сосуды.
Другими словами, конкуренция во всем – это основа развития. Но именно это слово является самым нелюбимым для господина Путина. Именно поэтому он всячески не на словах, а на деле ее ограничивает: монополизируя как политическое, так и экономическое пространство путем поддержки слияния крупных нефтяных компаний, в том числе и через внеправовой разгром ЮКОСА.
Если в экономической среде монополизация ведет к повышению цен для потребителя и снижению качества товаров, и, в конце концов, к остановке всей экономики, что уже и произошло, несмотря на высокие цены на нефть, то в политическом пространстве отсутствие сильных конкурентов-спорщиков приводит не только к отупению элиты, что уже тоже, к сожалению, произошло, но и к еще более страшным последствиям – формированию неправого законодательства, что в еще большей степени негативно влияет на экономику.
Сейчас уже можно утверждать, что последнее 12-летие заканчивается общей потерей конкурентоспособности страны на мировом рынке. И это главный результат того, что свободная политическая дискуссия уступила Вере в квазинепогрешимость квазибожества.
Тем более меня веселит мнение квазикадровиков о моей персоне, если учесть, что господин Путин, как ни странно, прислушивается к моему и не только, разумеется, моему мнению. Например, вновь к нам вернулись выборы губернаторов и многопартийность. Также уже зашла речь о честных выборах, но, правда, пока только Президента России. Так что мне медаль надо какую-нибудь вручать за заслуги перед Отечеством, а не чураться как черт ладана.
К сожалению, он пока никак не прислушается к тому, что необходимо инфляцию снизить до 2-3% годовых, чтобы стоимость кредита снизилась до приемлемых 6%. Внедрять ту же самую конкуренцию, как в нефтяную, так и в газовую промышленность. Да и в энергетике надо ее упорно углублять.
Таким образом, будущее России зависит от того, приемлет ли для начала элита, а затем и широкие слои общества, картезианское мышление или продолжит культивировать Веру в непогрешимость слабого смертного человека.
Если уж ставить окончательный диагноз болезненности России, то он звучит так: проблема России в том, что ФСБ еще не пережила эпоху Просвещения.
А что будет, если переживет?