Получила сегодня на свой мобильник, вот, такую новость: «В целях обеспечения реализации права граждан на получение полной и объективной информации о деятельности Городского Головы города Калуги и Городской Управы города Калуги» решением Управы аккредитоваться на заседания Управы смогут только журналисты зарегистрированных СМИ. Блогеров и гражданских журналистов, например, независимые интернет-изданий, пускать в здание Управы не будут.
Это следует из принятого 15 февраля Постановления Городской Управы г. Калуги от 15 февраля 2013 г. N 36-п "Об утверждении правил аккредитации журналистов средств массовой информации при Городской Управе города Калуги".
При Городской Управе, согласно постановлению, аккредитуются исключительно журналисты любого российского СМИ независимо от организационно-правовой формы, зарегистрированного в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, российские СМИ, регистрация которых не требуется в соответствии со ст. 12 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации" (тиражом менее 1000 экземлпяров), а также зарубежные СМИ, аккредитованные в Российской Федерации в соответствии с Правилами аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.09.1994 N 1055.
Таким образом, журналисты газеты тиражом 500 экземпляров будут аккредитованы, а журналисты интернет-портала посещаемостью 200 тысяч - нет.
Работа с аккредитованными журналистами осуществляется муниципальным бюджетным учреждением "Редакция газеты "Калужская неделя", подведомственным управлению делами Городского Головы города Калуги".
Имеет ли право охрана государственных учреждений не пропускать туда журналистов, которые не имеют аккредитации при данном учреждении?
Нет.
Аккредитация при государственных органах и органах общественных объединений в законе рассматривается как определенный льготный режим, предоставляющий аккредитованным журналистам более комфортабельные условия для получения информации.
Прежде всего, аккредитация возлагает определенные обязанности на орган, при котором осуществлена аккредитация. На государственный орган, аккредитовавший журналиста, возлагается обязанность извещать последнего о проведении своих заседаний и мероприятий и создавать условия для производства записи, обеспечивать аккредитованных журналистов материалами.
Однако отсутствие аккредитации не лишает журналиста его конституционных прав (это прямо запрещено в статьях 17 и 55 Конституции) и прав, предоставленных ему в статье 47 Закона «О средствах массовой информации»; также аккредитация не является и предварительным условием для реализации журналистом указанных прав.
Поэтому неаккредитованные журналисты также вправе свободно посещать все открытые заседания государственных органов (п. 2 ст. 47 Закона «О средствах массовой информации») по предъявлении редакционного удостоверения или иного документа, удостоверяющего его статус. Однако в отношении их государственный орган не обязан способствовать осуществлению профессиональной деятельности.
В том случае, если противодействие журналистам исходило со стороны сотрудников службы охраны, мы имеем дело с воспрепятствованием законной профессиональной деятельности путем «принуждения к отказу в предоставлении и распространении информации», совершенным с использованием служебного положения, которое может повлечь привлечение виновных к уголовной ответственности (по ст. 144 УК РФ).