утром я ещё раз убедился, что от рака пока нет спасения. Не хочу слышать конспирологические глупости про то, что президента Венесуэлы уморило тайное оружие американцев. Чавес был для них не так уж плох – Нью-Йорк не взрывал, и нефть продавал. А то, что ругался… ну, с кем не бывает. Латинская Америка – территория специфическая, там show must go on…
Мне Уго Чавес не нравился. Своим поведением он точно подходил под определение, данное бывшим министром иностранных дел РФ Андреем Козыревым политикам такого сорта – «международная гопота». Причём Уго, как и его кубинский кумир Фидель или наш горлопан Жириновский, выходец из вполне приличной семьи и с изрядным образованием. От этого мне ещё противней на него смотреть. И не только мне. Помню, как он сходу полез с обнимашками к Медведеву, тогда только назначенному президентом России, и как интеллигентного (пока ещё) питерского юриста передёргивало от такого панибратства. Однако оружие он Венесуэле выписал, бизнес превыше всего.
Чавес умел шокировать. Его поступки часто вызывали удивление на международной арене, а антиамериканизм и антиимпериализм давно стали притчей во языцех и чуть ли не главной составляющей фирменной чавеской идеологии. Вместе с президентом Боливии Эво Моралесом, весельчак Уго публично жевал листья коки в поддержку идеи коллеги о легализации этого растения. На саммит Америк в Мар-дель-Плату (Аргентина) он поехал с лопатой для того, чтобы раз и навсегда «похоронить» Межамериканскую зону свободной торговли.
Но, обратите внимание, Америка к его выходкам относилась гораздо терпимее, чем к менее бурным эскападам того же иранского Ахмадинеджада. Всё говорило за то, что США не видят в нём угрозы своей национальной безопасности. Даже когда Чавес приобрёл у России сто тысяч «калашей», причём явно не для охоты, в Вашингтоне лишь снисходительно улыбались и пожимали плечами – «маленький индеец развлекается, чем бы дитё не тешилось».
Чавес – лидер именно латиноамериканского типа, континента, где так любят красивые слова и популизм. Вы в курсе, что Фидель Кастро Русс - самый экономически неэффективный политики современности, что при нём кубинское ВВП осталось на уровне свергнутого им Батисты (а ведь полвека прошло)? Зато говорить может (вернее, мог), пока микрофоны не закипят. Но за кубинским комманданте очень долго стоял монстр – СССР, Россия в этом смысле гораздо прагматичнее. Чавес это, безусловно, понимал, но виду не подавал. У меня вообще сложилось ощущение, что он жил сегодняшним днём. Может, и правильно, как предчувствовал, что немного ему отпущено…
Вот лишь один пример. В мае 2007 года, сразу после своей очередной победы на выборах, Чавес отменяет вступительные экзамены в вузы как «устаревший метод» — и толпы будущих студентов в экстазе вопят на улицах: «Вот как надо руководить страной!» Примерно тогда же Чавес объявляет о свершившейся боливарианской революции, не расшифровывая, однако, её доподлинный смысл. Но народ это не колышет, толпы на улицах Каракаса безумно рады, что при их жизни в стране произошло что-то значительное, и они тому свидетели. При этом знают, что вернутся с улиц в фавеллы (трущобы), что уличная преступность в Венесуэле уступает, разве что, Сомали. Такой народ…
Как вы думаете, принесло стране счастье и процветание это бесплатное и безэкзаменационное образование? Правильно, не принесло, лишь расплодило ещё больше бездельников, но с «корочками». Всё так же Венесуэла ежегодно рекрутировала из Гаваны сотни специалистов, платя за это Кастро миллиарды долларов. Плюс поставляла почти бесплатную нефть, на чём социалистический режим последние годы только и держался. И то был вынужден, скрипя зубами, пойти на невиданную ранее экономическую либерализацию
Однако надо учитывать, что Чавес не был коммунистом классического латиноамериканского типа. Например, он не любил сталинизм и считал, что в СССР не было социализма, но при этом признавал вклад Советского Союза в развитие этого самого социализма, а также говорил, что социализм боливарианский никакого отношения к марксизму не имеет, и уважал некую «белорусскую модель». Вряд ли он понимал, о чём говорит, но Лукашенко нравилось. Впрочем, не исключаю, что это были какие-то наши игры – Кремль пытался скинуть с своих плеч надоедливую минскую ношу, но при этом не дать братьям-белорусам загнуться.
Но политический бардак в голове у венесуэльского президента был и не слабый. Например, в ответ на признание одного из своих министров в приверженности троцкизму Чавес как-то ответил: «Это вовсе не проблема. Я тоже троцкист! Я выступаю за линию Троцкого, за перманентную революцию». Хотя примеров её экспорта не наблюдалось (и слава богу). Скорее, он соревновался с самим собой на выносливость, например, однажды растянул телепередачу «Алло, президент!» на 8 часов 6 минут и очень этим годился.
При этом стоит помнить, что Чавес, представляющий собой тип правителя вождистского типа, не давил оппозицию и шёл к очередной победе на выборах почти демократическим путём (пусть и не без использования административного ресурса). Возможно, благодаря этому, он и умер своей смертью, ведь иракского Саддама Хусейна никакая нефть не спасла…
Что же дальше ожидает Венесуэлу, да и всю Латинскую Америку в целом? Официально преемником Чавеса становится его вице- Николас Мадуро, с которым он шёл на выборы и который официально объявил о его смерти. Ну, а за сим последуют досрочные президентские выборы, возможно, что уже в марте. И здесь могут быть варианты. Хотя Мадуро по многим оценкам опытный политик, у него даже визуально нет и части харизмы Чавеса. А та часть народа, которая за него голосовала, именно на неё и покупалась.
Когда умер Сталин (ровно 60 лет назад), московская интеллигенция спрашивала – «будет ли новый культ личности?». И сама же себе отвечала – «был бы, да личностей нет». А, может, и не надо, пора стране, население которой не стало богаче при социалистическом эксперименте, попробовать вернуться на старые рельсы?
Впрочем, тут многое зависит от того, кто будет рулевым. Если Мадуро примерный семьянин и ревностный католик, то его главный оппонент от оппозиции Энрике Каприлес, поддерживаемый Штатами, мало того, что гей, так ещё и еврей, чьи предки вышли из Западной Белоруссии. Однако это может не повлиять на обитателей трущоб, у них самих почище конфигурации в личной жизни бывают.
Да и вообще, любой политолог подтвердит, что делать прогнозы по Латинской Америке в подобной ситуации – зело дело неблагодарное.
Касаемо всего региона в целом, то лично мне кажется, что перспективам «Красной Америке» сегодня утром пришёл кирдык. Мой прогноз: одним за другим повалятся режимы, ранее поддерживаемы Чавесом – Эво Мораллес в Боливии, Рафаэль Корреа в Эквадоре, Даниэль Ортега в Никарагуа. На Кубе же перестройка только усилится, братья Кастро, похоже, смирились с неизбежным. Даже если «доктрина Чавеса» в Венесуэле будет продолжена, новому президенту придётся пойти на уступки оппозиции, да и просто не разбазаривать деньги на сомнительные «спецпроекты».
Так что не будет социалистической Южной Америки, как минимум, при нашей жизни. Вам жалко? Мне – ничуть…