Сельская местность России в наибольшей степени испытала на себе изменения, связанные с реформами последних лет. Среди специалистов сложилось понятие «старой» и «новой» экономики, а основным различием между ними служит уровень производительности труда.
И в самом деле, там, где на сельхозпредприятии двадцать лет назад нужно было триста работников, то после модернизации при тех же объемах производства сегодня требуется тридцать.
С точки зрения бизнеса – это очень хороший результат, а с точки зрения органов местного самоуправления – это резкий рост безработицы.
С другой стороны, только при повышении производительности труда может быть решена проблема кадров на селе, так как только при высокой производительности можно поддерживать достаточно высокий уровень оплаты труда, что автоматически решает эту проблему.
Итак, современные технологии повышают производительность труда, могут обеспечить высокий уровень оплаты труда и решают, таким образом, проблему с узкими специалистами.
Но как обеспечить достойный уровень жизни для всех жителей села? Какие новые направления могут дать дополнительные рабочие места? Как остановить сокращение жителей на селе? И надо ли это сокращение останавливать?
Нам кажется, что здесь нужно применить кластерный подход.
При анализе имеющихся ресурсов в Архангельской области можно выделить большие запасы леса, экологически чистые сельхозугодья, из которых большая часть не используется, воду и воздух, много полупустых населенных пунктов с сохранившимися домами традиционной архитектуры, большие запасы дикорастущих ягод и грибов, огромные запасы торфа и других общераспространенных полезных ископаемых.
Объединить в единую цепочку эти ресурсы мешает система, сложившаяся в советской экономике, которая привела к ведомственному (вертикальному) подходу к планированию. Кластерный же подход требует межведомственного (горизонтального) взаимодействия и увязывания интересов, например, сельского хозяйства с туристическим, лесным и иными бизнесами.
Но кроме этого необходимо понимать, что произвести что-то в современных условиях – это всего лишь треть дела. Главное в условиях жесткой конкуренции – продать. Для этого требуется брендирование продукции, которое стоит больших денег, которых на селе просто нет. Поэтому и здесь нужно объединение усилий и средств и, желательно, на межмуниципальном уровне.
Таким образом, неизбежно следует вывод о том, что на первом этапе нужно говорить о маркетинге сельской территории в целом для создания зонтичных брендов, под которыми будут развиваться будущие кластеры.
Туристическому бизнесу нужны качественные отели и дома из традиционных материалов, то есть из древесины, сельскому хозяйству нужно в первую очередь расширить внутренний рынок за счет туристического потока, потому что выход на внешний рынок еще на несколько порядков дороже, а предприятия малой энергетики готовы рассматривать свои инвестиции при объединении усилий туристического бизнеса, лесников, сельскохозяйственных предприятий и властей.
Готовы ли чиновники и депутаты рассуждать современными понятиями публичного и частного менеджмента? Готовы ли они работать над инвестиционной привлекательностью территории? Что для этого нужно?
Нам кажется, что для реализации проектов подобного уровня необходимо серьезно обратиться к такому управленческому инструменту, как публичная стратегия.
Конечно, разработка, а тем более реализация долгосрочных стратегических планов – это дорогостоящая работа. Но и в этом случае для муниципалов есть выход в кооперации, то есть в развитии горизонтальных связей, если, конечно, ценность разработки стратегий у представителей органов местного самоуправления создана.
Но статья будет не полной, если мы не введем в наши рассуждения понятие «социального капитала», сформулированного в начале девяностых годов прошлого столетия американским социологом Патнэмом, который, исследуя север и юг Италии, сделал вывод о том, что та или иная территория развивается успешнее, если уровень доверия между гражданами достаточно высок, а люди к тому ж объединены в различные формальные и неформальные союзы, то есть имеется достаточно обширная сеть связей. Итак, если говорить коротко, социальный капитал – это уровень доверия, помноженный на сети связей.
И в самом деле, кооперация – это формализованное доверие: субъекты, только имея определенный уровень доверия друг к другу, создают вскладчину общий формальный бизнес. В противном случае, либо кооператив не создать, либо организация прекратит деятельность в ближайшее время.
Можно сказать, что кластер – это неформальное доверие. Инвесторы создают предприятия в определенном месте, осознавая, что они так или иначе будут работать в общей технологической цепочке, но необъединенной в одно юридическое лицо. Доверие здесь формализуется через гражданский оборот путем договорных отношений. И опять же, если у инвестора нет определенного уровня доверия либо к властям, либо к контрагентам, кластер не будет эффективно функционировать.
В конце концов, даже бревно поднять двум людям невозможно без минимального уровня доверия, который выражается в двух вопросах всегда стоящих перед людьми: уронит или не уронит специально твой напарник мне на ногу это бревно, и хватит ли у него сил поднять свой конец бревна с тем же результатом?
К сожалению, в практическом публичном управлении в России понятию «доверие» уделяется крайне мало внимания и в риторике, и на практике. Но как может эффективно работать организация любого уровня без определенного уровня доверия друг к другу: от элементарного поднятия бревна и, заканчивая такой организацией, как Российская Федерация?
Мало того, мы считаем, что главной стратегической целью для публичных субъектов в России, начиная от муниципального образования – поселения, и заканчивая Российской Федерацией, должно быть повышение уровня доверия населения к органам власти до 60-70%. Для достижения этой цели можно использовать любой стратегический сценарий: от промышленного до туристического. Здесь стоит отметить, что при декомпозиции целей на первом месте будет стоять цель по проведению честных выборов, если, конечно, система выборов в России сохраниться. Также можно смело сказать, что руководитель любого уровня, принимающий решения, направленные на снижение уровня доверия, занимается антигосударственной деятельностью.
Таким образом, комплексное развитие территории не может быть устойчивым, если мы не будем обращать внимание на такой фундаментальный «кирпич» государства, как уровень доверия, на котором будет строиться наше будущее.
Есть ли методики или опыт, решающие эту проблему?
Подобную методику предлагают авторы проекта «Страна Вага», который реализуется в Архангельской области уже несколько лет. Целями проекта являются повышение уровня доверия населения к органам власти и создание положительного видения будущего у молодежи.
Проект предусматривает разработку общей стратегии развития нескольких муниципальных районов для создания общего бренда Поважья при самом широком участии населения (районы расположены по р. Вага притоке р. Северная Двина).
Необходимость объединения усилий по разработке стратегии вызвана, во-первых, тем, что разработка и реализация стратегии очень дорогостоящее дело, а кооперация в этом вопросе может резко снизить расходы для муниципалитетов, а во-вторых, культурные традиции районов очень близки, поэтому нет смысла развивать эту территорию по отдельным планам. К тому же объединение усилий может более эффективно решать вопросы, например, по строительству линейных объектов.
Проект состоит из трех частей. Первая часть - «разморозка», то есть создание ценности среди широких слоев населения необходимости разработки общей стратегии и брендирования территории. Вторая часть – разработка стратегии и третья часть, самая сложная, реализация стратегии.
С целью снижения сопротивления изменениям разработчики проекта вовлекают самые широкие слои населения и в процесс разработки, и в процесс реализации стратегии.
Вовлечение населения происходит, во-первых, путем проведения семинаров на уровне муниципальных образований - поселений, в которых участвуют чиновники, депутаты, представители малого бизнеса, общественники, и молодежь. Задача состоит в том, чтобы перемешать разные группы населения, которые в обычной жизни мало общаются друг с другом. Во-вторых, авторы проекта по мере возможностей проводят сплошной обход населения и проводят глубинные интервью.
Семинары проводятся в игровой форме и состоят также из трех частей. В первой теоретической части в режиме вопросов и ответов даются основные понятия современного менеджмента, слушатели учатся формулировать проблемы, ставить цели, начинают осознавать, что такое заинтересованные стороны, сопротивление изменениям и учатся методам его преодоления. Конечно, в этой части объясняется ценность разработки стратегических планов и почему без них управление не может быть полноценным.
Во второй части семинара слушатели разбиваются на команды и выполняют учебное задание по разработке проекта ТОС (территориальное общественное самоуправление). Почему ТОС? Потому что именно на разработке проекта ТОС можно научить слушателей увидеть ресурсы, которые обычно не замечаются. Здесь стоит обратить внимание, что команды обязаны не просто рассказать о своем проекте, а нарисовать схемы, которые используются обычно в МВА. После докладов команд, слушатели снова перемешиваются, создаются новые команды, и дается самостоятельное задание на вечер и ночь. Команды сами выбирают ту проблему, которую бы им хотелось решить и разбирают ее «по косточкам».
Кроме получения практических навыков в социальном проектировании, слушатели получают навыки в тайм-менеджменте и в командообразовании, но наиболее ценно то, что к концу второго дня резко повышается уровень доверия между участниками. И это, на наш взгляд, самый важный результат от тренинга.
В 2012 году первый этап проекта заканчивается. Второй этап проекта - разработка стратегии - также предполагается проводить путем проведения дискуссий на семинарах. Основная цель состоит в том, чтобы «вытащить из жителей» положительное видение будущее, совместно с ними сформулировать проблемы и цели, разработать детальный план, и систему оценки достижения намеченных целей. Только в этом случае этот план будет частью самого жителя, а не чьей-то прихотью – чиновника или высоколобого эксперта.
Для реализации стратегии авторами проекта предлагается создание межмуниципальной организации ООО «Страна Вага» (собственника одноименного товарного знака), которая с одной стороны будет на профессиональной основе заниматься продвижением бренда, а с другой стороны, координировать деятельность органов местного самоуправления по формированию программных продуктов для достижения стратегических целей.
Создание межмуниципальной организации решает одну из серьезнейших проблем современного стратегического менеджмента. Очень многие разработчики стратегий на уровне субъектов федерации сталкиваются с тем, что весь процесс заканчивается разработкой стратегии. Для реализации стратегии специалистов не приглашают, поэтому разработка целевых программ осуществляется без учета долгосрочного плана. Это привело, в конце концов, к девальвации ценности разработки стратегических планов.
Вторая проблема, которую решает создание межмуниципальной организации, является то, что в проекте участвуют несколько властных центров по принятию решений. Для координации и согласования всех действий эти властные центры должны будут поделиться частью полномочий. В противном случае проект не сможет быть реализован.
И, в-третьих, создание бренда не самоцель. Бренд создается для того, чтобы местный бизнес мог им воспользоваться для более эффективного продвижения своих товаров. Когда представители бизнеса почувствует, что бренд работает на них, ООО «Страна Вага» начнет получать взносы для дальнейшей работы уже от бизнеса. Таким образом, авторами проекта предлагается не какой-то абстрактный план по развитию территории, а конкретный публично-частный проект по развитию бизнеса и созданию рабочих мест с целью пополнения бюджета граждан и государства.
Еще одним важнейшей задачей проекта является сохранение традиционной культуры, так как культурные традиции, характерные для нации, формируются в первую очередь в сельской местности, а не в городах и сохранятся в первозданном виде только в том случае, если будет какой-то минимальный порог численности людей на селе.
Исходя из этого понимания авторы проекта следующим образом сформулировали миссию проекта: изменение повседневной культуры управления с целью сохранения традиционной культуры как основы экономического развития в интересах национальной безопасности.
Таким образом, модернизация промышленного сельскохозяйственного производства приводит к сокращению рабочих мест. Новые рабочие места может дать сфера услуг в виде туристического бизнеса, углубление переработки леса, иные виды деятельности, но при условии кластерного подхода, который в свою очередь может быть успешным, если будет достаточный уровень доверия населения и бизнеса к органам власти.
Повышение уровня доверия – это вопрос изменения сознания, это вопрос изменения культуры, которые меняются крайне медленно. Именно поэтому стратегические планы не могут разрабатываться менее, чем на двадцать лет.
Если публичные управленцы поставят во главу угла этот показатель как стратегическую цель, то на наш взгляд, проекты любого уровня могут быть реализованы.
Павел, Вы правильно указываете, что в первую очередь причина в Нравственности, которая формирует сознание общества. Так уж сложилось, что цель сегодняшней экономики - это получение максимальной прибыли при минимизации затрат (особенно кадровых, т.к. фонд оплаты труда на любом предприятии - это основная часть себестоимости). Рекомендую Вам ознакомиться с этой работой: Сильвио Гезель, "Естественный экономический порядок". Ещё Аристотель говорил что есть два вида экономики. Цель первой - развитие человечества; Цель второй (хрематистика) - получение максимума прибыли меньшинством за счёт эксплуатации большинства. Вы сейчас стоите на позиции первой, меня это очень радует. Я, как экономист, могу Вам чем-то помочь? Вот мой рабочий адрес для общения: [email protected] Давайте дружить.