В тот день, когда в России отмечали многим непонятный праздник, в Помоздино Усть-Куломского района прошел осенний Кубок по верхневычегодской борьбе «Зумыд ош» («Сильный медведь»). Попал на эти соревнования случайно – коллегами в институте пригласили съездить вместе с юными спортсменами-дзюдоистами из Сыктывкара, чтобы зафиксировать современное состояние развития коми национальных видов спортивных игр. Дорога на ПАЗике в одну сторону заняла почти 6 часов. Особенно трудной была дорога от Усть-Кулома до Помоздино – по заледенелой дороге с ухабами длиною 70 км проехали за 2 часа.
Соревнования прошли на базе Помоздинского филиала МОУ ДОД «Усть-Куломская ДЮСШ», которая находится в переоборудованных складах бывшего ОРСа посреди соснового бора. До этого виды коми борьбы не раз апробировались в Помоздино во время различных спортивных мероприятий (май 2010 г., лето 2012 г., и другие).
В ноябрьских соревнованиях участвовали около 60 школьников из четырех муниципальных образований: Сыктывкара, Максаковки, с.Выльгорт, Корткерос, Пожег и Помоздино. Спортсмены соревновались в двух турах в разных половозрастных группах и весовых категориях, для чего перед началом все взвешивались.
Первый тур «Силовое многоборье» состоял из трех видов игр, в которых соперники определялись в результате жеребьевки. Первая называется «Чунь крук» («Перетягивание на пальцах»). Соперники встают друг против друга и сцепляются большим пальцем правой руки, потом – левой руки. По команде судьи «Вен» тянут соперника в свою сторону. Побеждает тот участник, который перетянет соперника на свою сторону или разожмет палец соперника.
Во второй игре «Ён кок» («Сильные ноги») участникам нужно лечь рядом на спины головами в разные стороны. Они скрещиваются локтями, поднимают правую (во второй раз – левую) ногу и по команде «Вен» начинают нагибать ногу соперника.
Если в результате этих двух игр не выявлялся явный фаворит, то для определения победителя проводят третью игру «Мыр перйöм» (букв.: Выдергивание пня) – силовое перетягивание с помощью палки. Соперники садятся напротив друг друга, упираясь стопами ног (ранее упирались в неподвижную перекладину), берутся руками за поперечную палку и по команде «Вен» начинают тянуть каждый в свою сторону. Побеждает тот, кто перетянет соперника на свою сторону или вынуждает разжать кисти.
Во втором туре «Ош тыш» («Бой медведей») участники облачались в своеобразный кимоно – специально сшитый охотничий лаз с поясом. Борьба происходила в квадрате диаметром 5 метров. Задача «Медведя» – вытолкнуть соперника из квадрата (выгнать со своей территории) или продемонстрировать свое физическое превосходство чистым броском.
При выходе на поединок соперники приветствуют друг друга поднятыми вверх руками, демонстрируя этим свою готовность к честной и бескомпромиссной борьбе и по команде «Тыш» начинают борьбу. Запрещаются удары руками и ногами, болевые и удушающие приемы, захваты за волосы, лицо, пальцы рук. При выходе одного из соперников за пределы круга двумя ногами ему зачитывается поражение. Чистым броском считается бросок, в ходе выполнения которого соперник оказывается на большей части спины. При получении одним из соперников трех замечаний «Тшöть» за пассивное введение борьбы или выполнение запрещенных действий ему засчитывается поражение.
Развитие коми национальных видов спорта в Помоздино проходит благодаря тренеру по дзюдо, педагогу МОУ ДОД «Помоздинский Дом детского творчества» Александру Андреевичу Глуханичу (также возглавляет Усть-Куломское отделение Коми республиканского отделения российского Союза ветеранов Афганистана).
Он не только изучил коми национальные игры спортивного типа, но и разработал на их основе систему соревнований по национальным видам спорта, подготовил регламент проведения игр, но и нашел единомышленников среди тренеров по силовым видам спорта из других городов и районов Коми. Наиболее интересно, на мой взгляд, то, что Александр Глуханич придумал команды на коми языке, уже ставшие понятными всем участникам, независимо от владения коми языком: «Тыш» (начало схватки), «Вен» (начало борьбы в 1-ом туре), «Сувт» (стоп, остановиться), «Пом», «Тыш пом» (окончание схватки), «Тшӧть» (предупреждение), «Вермысь» (победитель).
Призеры в своих весовых категориях получили дипломы, значки «Зумыд ош», а победители – вдобавок ко всему – статуэтки. Кроме того, в осеннем Кубке по верхневычегодской игре определился абсолютный чемпион. В борьбе за титул чемпиона боролись Вадьяр Лужиков (Пожег) и Семён Степанов (Сыктывкар), еще недавно участвовавший в международном турнире по дзюдо в Кирове. Выступая в одной категории, они дважды выходили на татами. В очень ожесточенной борьбе победу одержал сыктывкарец и получил кроме титула еще и специально приготовленный для этого случая пояс из бересты (с изображением пасти разъяренного медведя).
Главному судье помогал его ученик Александр Игнатов, а также старший тренер по дзюдо МОУ ДОД «ДЮСШ № 5» г.Сыктывкара Анатолий Портнягин и старший тренер по дзюдо и самбо из спортшколы Сыктывдинского района Руслан Щербаков.
В ходе беседы узнал также, что Александр Глуханич вместе с коллегами мечтает проводить соревнования по национальным видам спорта в 4 этапа. В этот раз в Помоздино прошел осенний турнир. В дальнейшем планируют проводить в Объячево, Корткеросе и Выльгорте (или с.Ыб). Еще одна цель, которую они ставят перед собой – добиться включения национальных видов спорта в список разрешенных занятий в центрах дополнительного образования и получения для этого соответствующей лицензии.
В этот же день в Помоздино благодаря усилиям Александра Глуханича открыли пейнтбольную площадку, на которой свои способности показали 10 молодых сельчан. Зрители были в восторге от возможности пострелять.
А мыйла абу ни öти фото?
Когда будут соревнования по Кын пу и Пон ку?
если согласишься стать "кын пу" или "пон ку", то можно и провести соревнования.
Ме унаысь видлі содтыны татчӧ фотосӧ, но некыдзи оз артмы. Сьӧласи нин. Колӧ кӧ, верма ыстыны эпошта вылад.
Редакцияыс Колкоз улич вылын . Мыдэд судтаас эм одзес "мемориал" кабинет дорын.. Ну сетче ассьыд фотоясте и кор, мед пуктасны сайтвылас. Сени уджалэ Соловьева.
мыйла сэтчӧ нуны, кор позьӧ ыстыны эмайл пыр? Гиж комиӧн мича кывъясӧн, а эн "пыскылясь"!
коми кывсэ школаын из велэдны. Кыдзи кыла и кужа, сидзь и гижа.
ыджыд аттьэ! кутам виччысьны фотояс.)
Владиярыс Помӧсдінысь.
Аттьӧ стӧчмӧдӧмсьыд! Но тані вежны мен сьӧкыд нин.
ИНТЕРЕСНАЯ СТАТЬЯ !!!
А комметарии? Скоро на японском будут писать. В гр " Сыктывкар и другие города" таже начинали барзеть,- Мы имеем право писать по коми. Так их админ Татьяна Варушина быстро за шкирки выбросила из группы.
А что? надо спрашивать разрешение у всяких многоуважаемых со странными именами "25-му"? - "Муму", иди ты к Герасиму. - Он уже заждался тебя возле лодки...
И мнение всяких Татьян Варушиных - в унитаз.
Проявление уважения к читателям-писателям на коми или ином языке - это элемент культуры и залог мира. Жаль, что мелкую-власть-имущие этого не понимают
А писать по коми, когда не все понимают этот, это проявление уважения? Это форменное неуважение и права Татьяна, это надо пресекать под корень!!
не все понимают этот язык...
а из вашего комментария по-русски ничего не понять :(
У нас на совете села националисты стали говорить, чтобы протоколы писали по коми. Мы живем в России, а в Коми просто родились и любим малую родину. Говорить одно дело, надо развивать язык, но зачем документы писать по коми. Многие не понимают. Надо объединяться, а не качать лодку.
Почему узбеки, китайцы и т.д., пожив в Коми, начинают понимать и говорить по коми? Почему это могут и русские и украинцы и многие другие, и они говорят по коми, как простые деревенские люди? И почему, кое-кто с отвращением относится ко всему коми и демонстративно изображает, что не понимает по коми ни слова и не желает понимать? Может это шовинизм рак прет из этих "непонятливых"?
что я живу в России и не должен знать языки всех национальностей. Не надо вносить в головы комиговорящих раздрай. Люди хотят жить мирно и пусть живут. Кто будет читать эти коми протоколы, село потеряет свою историю.
Фото и пост Öльöш Рассыхаев о верхневычегодской борьбе «Зумыд ош» на ЛУНÖБАНА сайте - http://комиблог.рф/
Почему организаторы не продумают "информационное сопровождение" таких мероприятий?
плохо продумали. были разговоры, якобы кто-то как-то пригласит "Юрган", но их не было. А усть-куломским журналистам слишком далеко добираться до Помоздино, не то из Сыктывкара и Сыктывдинского района
Очень мало дельных дел для коми народа. И такие мероприятия надо проводит и как "информационный продукт".
Нужны фото, видео, документы, пресс-релиз для СМИ, ...
"А усть-куломским журналистам слишком далеко добираться до Помоздино, не то из Сыктывкара и Сыктывдинского района"
- В Помоздино нет фотографа? Ни у кого нет в телефоне видео? - Было бы желание, можно найти.
Если кого-то интересует, что пишут люди на коми, то попытайтесь его выучить. Лишним не будет. Умный сможет выучить, не очень умный -вряд ли.
Если я пишу на коми языке, то значит - тому, кто знает коми язык. Причем здесь "форменное неуважение"?
Не поняли о чем речь в комменте? - Спросите - переведу.
Если кому интересно - я спросил, почему нет фотографий с мероприятия.
Слово "фото", наверное, знаете?
"Извините, не все понимают этот язык..."
кыдзи кужа:
"коми кывсэ школаын из велэдны. Кыдзи кыла и кужа, сидзь и гижа."
- Думаю, у меня есть решение ваших (очень распространенных) проблем.
СКОРО
Какой гнусный язык.
Когда его запртят?
Вы про свой язык?
Зачем сам ПОСТ писать на русском, а КОММЕНТЫ на коми???? Типа принципиально!!! А в чём она-эта принципиальность??? Рассыхаев - ты первый начал, а зачем, что ты кому доказать хочешь? В чём убедить? На сайт заходят люди проживающие не только в республике Коми - им что, тоже учить коми язык надо? Так можно всех от сайта отлучить.
Пока читал основную статью, было интересно, заострялось внимание на переводе слов.... Но как дошло дело до комментариев....... Вы тут вдвоём поболтать зашли?????