Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Тибетская утопия Роберта Турмана

Тибетская утопия Роберта Турмана

Руслан Глобу
Руслан Глобу
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Путеводитель по внутреннему миру Далай-ламы


 

Роберт Турман. Зачем нам Далай-лама? Его «деяние истины» в интересах Тибета, Китая и всего мира. – М., 2012. – 311 с.

 

Если для среднестатистического обывателя фамилия автора напомнит в лучшем случае об исполнительнице главной роли в голливудском блокбастере «Убить Билла», то практически каждый буддист знает, кто он – Роберт Турман.

Роберт Турман – профессор и тибетолог, ставший когда-то первым полностью посвященным Далай-ламой монахом на Западе. Автор книг, часть из которых переведена на русский язык. И, можно сказать, бессменный (хотя и неофициальный) соратник Далай-ламы XIV в борьбе за свободу Тибета. Ну и отец кинозвезды Умы Турман, конечно.

Так зачем же нам Далай-лама? Первая часть книги призвана ответить на вопрос «кто такой Далай-лама?». Очевидно, автору стоит доверять, раз он знаком с Его Святейшеством 45 лет. Подробно и вместе с тем легко описывая первую и последующие встречи с Далай-ламой, Турман разворачивает перед читателем историю личностной эволюции того, кого он считает одним из величайших людей современности, и взаимоотношений с ним. Так, в числе прочих качеств характера Далай-ламы Роберт Турман считает открытость, любознательность и желание учиться. Их общение в начале знакомства носило своего рода бартерный характер – Далай-лама рассказывал Турману о буддизме, затем назначил ему непосредственных учителей и, наконец, дал полные монашеские обеты. Турман, в свою очередь, рассказывал духовному лидеру о «Дарвине и Фрейде, Эйнштейне и Томасе Джефферсоне, о жизни в странах американского континента и в Европе».

Адресуя свою книгу возможно большему количеству непосвященных читателей, автор популярно излагает буддийское воззрение, в соответствии с которым Далай-лама является воплощением Авалокитешвары, бодхисаттвы сострадания. И хотя бодхисаттва в отличие от Будды не является полностью просветленным существом (а иначе он бы не присутствовал в этом мире), личное восприятие автора напоминает отношение к Далай-ламе множества простых, в том числе российских, буддистов. «Далай-лама настолько приблизился к Будде Шакьямуни, что их проявления стали неразличимы». Во избежание неверного понимания далее следует расшифровка понятия Будды, который, конечно, «не бог в понимании западных монотеистов, который если бы и существовал, то был бы абсолютно недоступен восприятию в силу своей непреходящей сверхчеловечности».

Еще две части книги посвящены тибетскому вопросу. Конечно, основное внимание Турман уделяет так называемому срединному пути – пути компромисса и взаимных уступок Китая и Тибета и усилий, предпринятых в этом направлении Его Святейшеством. При всей, казалось бы, позитивной, радующей глаз перспективе тибетского будущего на «срединном пути» картины, рисуемые автором, оставляют стойкое ощущение утопичности. Особенно сказочными выглядят образ процветания Тибета в формате автономии в составе великого Китая, бутилированная вода из тибетских горных источников и Нобелевская премия мира, за вручение которой Ху Цзиньтао Далай-лама, по словам Роберта Турмана, обещает бороться лично.

Впрочем, если не обращать внимания на такие мелочи, как немного восторженный стиль автора, книга, несомненно, будет интересна и полезна широкому читателю, которому она, собственно, и предназначена. Помимо личных впечатлений Турмана от общения с «живым Буддой», как часто называют в народе Далай-ламу, в книге содержатся и основы буддийской философии, и достаточное количество разнообразной исторической и культурной информации о Тибете и его проблемах, подкрепленной справочным материалом. И, надо полагать, ответ на вопрос, вынесенный в название книги, – «Зачем нам Далай-лама?». Кстати, читатели смогут познакомиться с автором книги во время презентации в Москве 24 апреля.

Материалы по теме
Мнение
11 июля
Светлана Прокопьева
Светлана Прокопьева
Давно уже чувствую себя читером
Мнение
30 сентября
 The independent Barents Observer
The independent Barents Observer
Сбежавшему в Норвегию от мобилизации россиянину отказали в политическом убежище
Комментарии (3)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Владимир Уляшев
18 апр 2012 15:15

Действительно! зачем на Далай-лама?

Вот в начале 90-х эта тема была бы интересна.
Сегодня все намного спокойнее в России. - "Далай-лама?.. - Ну и нехай себе лама..."

321
18 апр 2012 23:01

Руслан, спасибо, за текст.
Прикосновение к буддизму и возможность что-то узнать о Далай-Ламе из первоисточника - это редкий шанс прикоснуться к одному из проявлений Вседержителя.
Время презентации книги тоже выбрано удачно.
На фоне повсеместного пасхального "алилуйа". которым прогоркло все вокруг, представление книги
читателю было бы менее эффектным.
На пасхальную неделю хочется заткнуть уши и закрыть глаза, чтобы не слышать и не видеть эту вакханалию с подачи РПЦ.
Кротости и смирения им не хватает...

Только почему "утопия"?, поясните.
В материальном мире яви не проявляется?
Через вас можно книгу заказать?

Руслан, сообщите
19 апр 2012 00:00

Какова стоимость книги? И как ее можно получить?

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме