Здесь только мировые знаменитости...
- Кто дирижер? - отлетая, спросила Маргарита.
- Иоганн Штраус, - закричал кот, - и пусть меня повесят в тропическом саду на лиане, если на каком-нибудь балу когда-либо играл такой оркестр. Я приглашал его! И, заметьте, ни один не заболел и ни один не отказался.
Да уж само собой, от таких предложений не отказываются, даже если подковка с алмазами не гонорар, а приятный сюрприз.
Именно такой сюрприз получила в 1997 году супермодель Наоми Кэмпбелл от либерийского диктатора Чарльза Тейлора, когда оба были гостями Нельсона Манделы в его доме в Претории. Казалось бы, что тут такого? Почему бы диктатору и не подарить дамочке алмазы, тем более что она, говорят, весь вечер строила ему глазки?
Во-первых, нехорошо принимать подношения от головореза. Во-вторых, камни необработанные, "сырые", а стало быть, нелегальные. В-третьих, Тейлор получал алмазы из Сьерра-Леоне от тамошних головорезов-"повстанцев", которые таким образом расплачивались с ним за поставки оружия. Это так называемые "кровавые алмазы", оборот которых строжайше запрещен.
В апреле прошлого года факт щедрого подарка всплыл на поверхность, но Кэмпбелл неоднократно публично отрицала его. Когда об алмазах ее спросили журналисты ABC News, она вспылила и отказалась давать интервью, оттолкнув при этом камеру.
Однако отвечать все же пришлось - Гаагскому трибуналу, где судили Тейлора и куда Кэмпбелл вызвали повесткой. Она говорила, что не знала, что "невзрачные камешки в мешочке" ей преподнесли именно от Тейлора, но эта отговорка противоречила показаниям трех других свидетелей, в том числе актрисы Мии Фэрроу, которой Кэмпбелл хвасталась подарком. Только после того как история получила огласку, приятель Кэмпбелл сдал "кровавые алмазы" южноафриканским властям. Одним словом, "если когда-нибудь еще поднимешь чужую вещь, в милицию ее сдавай, а за пазуху не прячь". А то можно и срок схлопотать.
Тема "поэт и царь" издавна волновала художников. Август ценил поэзию, но не находил ничего странного в том, чтобы предложить Горацию место своего письмоводителя. Поэт отказался, но отказаться исполнять заказы цезаря не смел.
Кто сегодня помнит, при чьем дворе служил Гете, кому посвящено "Музыкальное приношение" Баха и по какому случаю написана Генделем "Музыка на воде"? Художник с именем, но без имения был вынужден служить, услаждая слух и зрение государя. Знаменитая итальянская певица-сопрано Аделина Патти пела в 1874 году в Зимнем дворце на свадьбе великой княжны Марии Александровны и принца Альфреда. "Во время обеда г-жа Патти превзошла самую себя и покрыла своим голосом не только оркестр, но и шум 600 тарелок с вилками и ножами и движение 400 официантов", - писал министр государственных имуществ Петр Валуев. За это выступление Александр II осыпал оперную диву, получавшую баснословные по тем временам гонорары - пять тысяч долларов за спектакль, драгоценными подарками; возможно, император знал, что именно в тот момент Патти находилась в процессе развода с маркизом Ко, который наложил арест на все ее имущество и в конце концов отсудил половину. В 1904 году Патти по приглашению императорской семьи снова приехала в Петербург, чтобы участвовать в благотворительном концерте в пользу русских солдат, раненных на войне с Японией.
Актрисы в то время были дамами полусвета и пользовались покровительством высокопоставленных лиц. Нельзя не вспомнить Бланш д’Антиньи, пассию шефа жандармов и начальника Третьего отделения генерал-адъютанта Мезенцова, которая произвела фурор в Петербурге и, как гласит Большая советская энциклопедия, была выслана из России по личному распоряжению императрицы. Считается, что именно д’Антиньи вывел Золя в образе главной героини романа "Нана". В этом романе у всех актрис куча именитых поклонников. Но предел мечтаний - это, конечно, соблазнить монарха и разом решить все свои материальные проблемы. В 1878 году на открытие Всемирной выставки в Париж ожидались коронованные особы, многие должны были посетить театр. Каждая из дамочек надеется привлечь внимание августейшего зрителя. Это было вполне реально.
- Скажите, мой друг, - обратилась Каролина Эке к Вандевру, - сколько лет русскому императору?
- О, это человек неопределенного возраста, - ответил граф, смеясь. - С ним каши не сваришь, предупреждаю вас. (Перевод Т. Ириновой)
Особый разговор - взаимоотношения артиста с тоталитарным режимом. В марте 2008 года звезда оперетты 30-х, голландец Йохан Хейстерс, которому сегодня уже 107 лет, приехал на родину, чтобы дать там первый за 70 с лишним лет концерт. Вся его карьера прошла в Германии, он был одним из любимцев Гитлера. Концерт состоялся при повышенных мерах безопасности.
Хейстерс говорит, что не знал о массовом уничтожении евреев, что в то время приглашение выступить было "равносильно приказанию", и категорически отрицает, что пел перед эсэсовцами в Дахау. Он в конечном счете выиграл иск у журналиста, обвинившего его в этом. Но многие соотечественники так и не простили его. Встретив холодный прием, Хейстерс вернулся в Баварию. В Германии он по-прежнему пользуется успехом. Год назад он принял участие в антивоенном спектакле "Островная комедия. Лисистрата и НАТО" по пьесе Рольфа Хоххута на сцене Berliner Ensemble.
Конечно, при обсуждении этой темы прежде всего вспоминается Марлен Дитрих. Но она уехала из Германии еще в 1930-м, подписав контракт с Голливудом. А на Цару Леандер и Марику Рёкк любовались после войны советские зрители, которым звезды нацистского кино скрашивали полуголодное существование. А Любовь Орлова - неужели она тоже служила режиму? При Сталине тоже была оперетта, и в ней в страшные годы террора блистал бесподобный дуэт - Григорий Ярон и Гликерия Богданова-Чеснокова. А что, они должны были стать дворником и прачкой? Именно в мрачные времена такие люди особенно нужны.
Иное дело современные звезды бизнеса. Демократия и астрономические гонорары освободили их от необходимости проявлять лояльность к властям предержащим. Сегодня не они у власти, а власть у них ищет поддержки.
И все же многие не могут устоять перед "сильнейшим афродизиаком", как выразился о власти Генри Киссинджер. Например, никто не тянул за язык Пола Маккартни, который, получая из рук Обамы премию Гершвина, сказал что-то вроде "долго в цепях нас держали". Или, скажем, заслуженно прославленный дирижер и музыкальный менеджер, осетин Валерий Гергиев, в августе 2008 года давший со своим окрестром концерт в "освобожденном" Цхинвали. Если бы он просто сыграл, никаких претензий к нему не было бы. Но он еще и сказал речь, а в ней про 2000 трупов и грузинских агрессоров, и это уже совсем другое дело. Представим себе, что город остался под грузинским контролем. Поехал ли бы Гергиев при этих обстятельствах выражать солидарность со своим народом? Что-то мешает мне поверить в это.
А в январе 2009 года из очередной порции откровений WikiLeaks вдруг стало известно, что целая куча американских поп-звезд развлекала сына ливийского диктатора Мутассима Каддафи на новогоднем празднестве на карибском острове Сент-Бартс. Причем это было уже не первое мероприятие такого сорта. Мэрайя Кэри получила миллион, Бейонсе - два. Какой суммой наградили Линдси Лохан, Бон Джови, Ашера и Джей-Зи - неизвестно.
Казалось бы, участие в частных вечеринках и корпоративах артистам не возбраняется. Жванецкий тоже выступает на Рублевке, и после утечки записи одного из из таких выступлений ему пришлось неловко оправдываться за монолог про его нелюбовь к бедным. Но Каддафи - особый случай. Здесь репутационный ущерб мог обернуться прямыми убытками. А тут еще бурные события в Ливии. Кэри и Бейонсе попытались утверждать, что понятия не имели, кто пригласил их. Первой сдалась в начале этого года Нелли Фуртадо, ублажавшая Каддафи-младшего в 2007 году в Италии, - отдала свой гонорар (миллион долларов) на благотворительность. Бейонсе вскоре заявила, что давным-давно пожертвовала эти деньги пострадавшим от землетрясения на Гаити.
За ними последовали Кэри, Ашер и Фифти-сент, а муж Бейонсе Джей-Зи, Энрике Иглесиас, Лайонел Ричи, Тимбалэнд, Лохан и Бон Джови отмолчались.
И вот теперь новая история: цвет западной попсы принял участие в празднике в Грозном. Шакира, Кевин Костнер и Ева Мендес отказались от приглашения, а Хилари Суонк, Жан-Клод Ван Дамм и Ванесса Мэй приняли его. Приняли, разумеется, по одной-единственной причине - деньги. В частности, скрипачка-виртуоз Мэй, исполнившая на торжестве "Танец с саблями", получила, как сообщается, полмиллиона долларов, Ван Дамм, задравший на сцене ногу и сказавший. что любит Кадырова, - миллион. Уж наверно, не обидел Рамзан Кадыров и других фиглярствовавших перед ним артистов. Несмотря на строжайший запрет Кадырова не поздравлять его с 35-летием, Хилари Суонк сделала именно это, видимо, воображая себя новой Мэрилин Монро на дне рождения президента.
Она уже раскаивается. В четверг появилось сообщение, что г-жа Суонк "глубоко сожалеет" о своем участии в грозненском концерте. По ее словам, она "ничего не знала" о внесудебных расправах в Чечне. Не знать, однако, было мудрено. Президент Фонда прав человека Тор Халворссен утверждает, что заблаговременно направил каждой из приглашенных звезд письма с информацией на эту тему, и опубликовал в качестве примера письмо, адресованное Шакире. Шакира, первоначально подтвердившая свое участие, в конце концов воздержалась от поездки. Ванесса Мэй не отвечала на звонки и электронные письма Халворссена, а менеджер Суонк ответил, что актриса не планирует посещение Грозного. Но, как видим, обманул.
Другая правозащитная организация, Human Rights Watch, призвала участников чествования Кадырова отказаться от полученных гонораров. "Имя Рамзана Кадырова связано с грубейшими нарушениями прав человека, - заявил директор HRW по Европе и Центральной Азии Хью Уильямсон. - И когда звезды шоу-бизнеса обращаются к главе Чечни с проплаченными поздравлениями, это воспринимается как издевка над страданиями бесчисленных жертв произвола".
Днем позже после сожалений Хилари Суонк через своего пресс-секретаря заявила, что передает полученные от Кадырова деньги благотворительным организациям.
Интересно, что к российским звездам никто с призывами такого рода не обращается.