Одиночный пикет - новое оружие пролетариата
Несанкционированные митинги у нас запретили, но каждый может устроить на улице персональную акцию протеста
Россию накрыла волна одиночных пикетов. Всю неделю в разных частях Краснодара стояли люди с плакатами: «Ткачева – в отставку». 4 июня правозащитники и представители оппозиции посменно пикетировали здание Хамовнического суда Москвы. Они держали в руках плакат: «Суд над Ходорковским – политический процесс. Свободу Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву». Мы попытались выяснить, чем объясняется популярность такой формы протеста, и станут ли подобные пикеты из-за кризиса массовыми.
Краснодарский почин
Пикеты – ответ на события, случившиеся в Краснодаре 9 мая. Горожане пришли возложить цветы к Вечному огню и обнаружили, что там ведется ремонт и стоит забор. Вечный огонь был разрушен еще в ноябре 2008 года – какой-то пьяный лихач на «мерседесе» заехал. И за это время губернатор Ткачев даже не удосужился восстановить святыню. Зато полным ходом шла работа по воссозданию так называемой Царской арки и памятника Екатерине Великомученице, которая считается покровительницей города. Все было отдано на екатеринизацию Краснодара, на Вечный огонь - ничего не осталось.
Люди возмутились. На заборе появились соответствующие надписи в адрес губернатора. Кроме того, в дело оказались замешаны коммунисты, которые пришли в Вечному огню поздравить ветеранов с Днем победы.
– Выступил с поздравлениями секретарь крайкома Николай Осадчий, там же присутствовал первый секретарь горкома, профессор Иван Чуев, – рассказывает первый секретарь сочинского горкома КПРФ Юрий Дзагания. – А спустя время посетитель блога президента Медведева взял и написал: что за безобразие у Ткачева с Вечным огнем?! Медведев прочел, возмутился и дал команду в течение трех дней разобраться, наказать виновных и доложить. Виновным оказался, как ни странно, Иван Чуев – в том, что якобы организовал несанкционированный митинг. Это в святой-то день, 9 мая!
После наезда властей на Чуева по Краснодару и прокатились одиночные пикеты с требованием отправить Ткачева в отставку.
– Почему одиночные? Это сугубо технология, – не скрывает Дзагания. – Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» говорит, чтобы организовать массовое мероприятие, нужно заранее, за 10-15 дней подать уведомление и получить согласование. Администрация начинает вилять, как показывает практика. Искать причины, почему в этот день нельзя в этом месте. А про одиночный пикет в законе прямо сказано, что он не подлежит уведомлению и согласованию…
Москва: каждый час - по одному
В Москве оппозиция тоже взяла одиночное пикетирование на вооружение. В пикетировании Хамовнического суда приняли участие Роман Доброхотов, Олег Козловский, Владимир Милов, Борис Немцов, Александр Рыклин, Лев Пономарев, Гарри Каспаров, Иван Стариков, Сергей Давидис, Денис Билунов и Михаил Шнейдер. Они держали в руках плакат: «Суд над Ходорковским – политический процесс. Свободу Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву». Вот как объясняет выбор формы акции ее участник, лидер движения «Солидарность» Борис Немцов:
– Тут важно, что ничьего согласия не требуется. Мы отлично знали, что власти не позволят провести массовую акцию, поэтому решили устроить постоянно действующий одиночный пикет, когда по расписанию друг друга сменяли и стояли. В рамках в целом репрессивного к оппозиции законодательства, такая форма – единственно возможная. К которой властям трудно предъявить претензии. Поэтому мы волей-неволей будем вынуждены к этой форме прибегать. Не могу сказать, что какое-то централизованное решение на этот счет есть, но будем опыт использовать. Кстати, мы делали это и раньше – когда Каспарова арестовали, и он сидел на Петровке. Вот точно таким же образом отстаивали его.
«Одиночных» может быть сразу очередь
Возникает, правда, один вопрос. Допустим, вы вышли на одиночное пикетирование с требованием отправить в отставку Медведева. А метрах в двадцати стоит неизвестный вам гражданин, и тоже держит в пуках плакат: «Президента Медведева – в отставку!» А чуть подальше маячит с примерно таким же плакатом третий пикетчик. Рискуете ли вы в этом случае быть арестованным, так сказать, за компанию? Вот как прокомментировал ситуацию адвокат Игорь Трунов:
– В законе «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» есть статья 7, которая регламентирует процедуру согласования массовых мероприятий. В ней есть примечание: за исключением одиночного пикетирования. И все, больше никаких критериев и параметров, никаких расстояний не указано. Думаю, с учетом российского правоприменения дело обстоит так: если в зоне видимости кто-то еще стоит с аналогичной акцией, это уже не считается одиночным пикетированием, и для этого необходимо разрешение.
«СП»: – Соответственно, если в зоне видимости никого нет, человек с тмким же плакатом стоит за углом или на соседней улице – это одиночное пикетирование?
– Да, и действует исключение федерального закона.
Получается, как ни крути, одиночные пикеты станут использоваться все чаще. А при определенной изобретательности – если пикетчики рассредоточатся по городу, «одиночной» акции вполне можно придать и крамольный массовый характер.
http://svpressa.ru/politic/article/9745/Андрей Полунин
А вот если к одиночному пикетчику в зоне видимости встанет сотрудник ФСБ в штатском с плакатом (или купленный за бутылку бомж), то сгребут и одиночного пикетчика. Это уже практикуется властью.
К сожалению, Вы правы. В России права нужно сметь и уметь защищать. Не каждому юристу это удаётся.
Влада, со мной связались Елена и Геннадий. Они пытаются организовать встречу участников НОП, а ответа от Вас не получили.
Возможно, барахлит эл. почта.
Выслал Вам тел Геннадия и свой.
Не Знаю Как Вас Зовут... Нравитесь...Ваша позиция...Я может чужой...А Очень симпатично.... Хороший Вы человек... Старику поверьте..