Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Прогулка по Княжпогосту (Из путевых заметок)

Прогулка по Княжпогосту (Из путевых заметок)

7х7
7х7
Добавить блогера в избранное
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Мы продолжаем публиковать интересные материалы со страниц сайта КОМИблог:

 

28 июня я отправился в Сереговский солеваренный завод; здесь пробыл одни сутки и, осмотрев трубы и варницы, я поплыл к Княжпогосту. В 4-х верстах от Серегова лежит небольшая деревня Кошки. Крестьяне этой деревни мало занимаются хлебопашеством, больше работают для завода; народ бедный.

1-го июля я с товарищем приехал в Княжпогост. Желая разузнать что-нибудь о прежде жившем здесь народе – чуди, мы обратились с вопросами к зырянам о том, что они знают о чуди, имевшей, по преданию, в здешней стороне свою столицу, и нет ли у них каких вещей этого народа. «Выим, выим, батюшко! У меня есть чудская вещь!» Эта вещь была топорик желез­ный, украшенный вдоль серебряными насечками, в промежутках коих по­крыт золотом.

Эта находка нас обрадовала и поощрила к дальнейшим разыс­каниям. На наши вопросы: «нет ли здесь чудских ям, могил?», зыряне отве­чали утвердительно: «Выим, батюшко, в верстах двух отсюда, в лесу, есть большая яма, в которой, как нам старики говорили, много чудских орудий». Но, увы, напрасны были поиски! В яме, кроме песку, ничего не было.

«А вот что, батюшко! Там, за рекой, против деревни, есть чудское кладби­ще, поищем там; авось что-нибудь найдем». Мы переправились. Пройдя не­сколько сажень от берега, мы очутились перед болотом. Эта встреча была не слишком приятна: почти с версту нужно было идти по грязному болоту, и еще, может быть, попусту. Но нечего делать! С половины дороги не ворочают­ся.

Кое-как дотащились до сухого места; перед нами открылся бор длиной с версту, покрытый белым мхом и окруженный болотами, он весь изрыт яма­ми, это самое место и слывет Чудским кладбищем. Мы раскопали несколько ям, но толку вышло мало.

Вдруг слышим крик: «аддзи, аддзи (нашел)!», оглядываемся: молодой парень, припрыгивая, бежит к нам и с самодовольным видом показывает медные бусы. Вещь пустая, но обрадовала нас донельзя.

2-го июля поплыли вниз по Выми в так называемый кар (город). Можно поверить преданию, что здесь некогда был городок или крепостца. Этот кар -плоскость в 200 квадратных саженей, ограниченная с двух сторон глубокими, обрывистыми оврагами, внизу которых протекают два ручейка, вытекающие из болота, составляющего третью границу и простирающегося, как говорят, на целую версту. Лицевая сторона оканчивается валом в 2,5 аршина выши­ны, за ним обвал сажен в 30.

4 июля мой товарищ отправился в Шошки. Желая что-нибудь узнать о древности Княжпогоста, о характере его жителей, я поспешил к местному священнику. Но и тут встретил неудачу: двукратный пожар уничтожил все летописи. Впрочем, прибавил отец Стефан, если огонь успел сжечь весь ар­хив, то не удалось ему растопить металл. Сходимте на колокольню, может быть колокола укажут нам приблизительно время существования церкви, а с ней, разумеется, и деревни. Любопытство мое было удовлетворено: между колоколами без надписей мы нашли два колокола, на одном русская надпись, гласящая, что колокол вылит 1588 года, а на другом поставлен 1584 год.

С колокольни, вооружась биноклем, я разглядывал деревню с ее окрестно­стями. Хотя Княжпогост раскинут на довольно большом пространстве, но все-таки он представляется настоящей деревней, и, прибавьте к этому, зы­рянской.

В расположении домов нет никакой симметрии: всякий хозяин ста­вил дом по своей фантазии. Зато я приятно был поражен прекрасным ланд­шафтом окрестностей: справа между зеленых полей, пересекаемых там и сям группами ив и берез, стремится далеко быстрая, широкая Вымь; вдали, среди нив, мелькает ручеек и выглядывает мельница; все это обрамлено ин-де ред­ким, ин-де густым лесом. Какие прекрасные поля, начал мой путеводитель, но поля эти принадлежат Сереговскому заводу, княжпогостцы же отправля­ются за сеном верст за 70, 80 и даже далее. Но они не тяготятся этой отдален­ной прогулкой, свыкшись со своей деятельной жизнью. Во весь год едва ли проживут они у себя дома два месяца, в июне на рыболовстве, в июле на сенокосах, в августе жатва, настала осень – отправляются птицеловничать, а зимой охотятся на белок и оленей.

Из этого можно заключить, какая благословенная здешняя сторона. Поля, засеваемые рожью, ячменем, пшеницей1 и овсом, дают довольно хороший урожай, с пудовки снимается 10 пудов; река Вымь изобильно снабжает их семгой, лохом, хариусами, сигами и щукой; леса доставляют им множество разного рода дичи и зверей.

Здесь попадаются наши ценные звери: росомахи, горностаи, лисицы, выдры и куницы, хотя и не в таком множестве, как бел­ки, лоси, олени и медведи.

1 Пшеницу и овес княжпогостцы стали сеять с 1845г.

П. Б. Богданов

Вологодские губернские ведомости. – 1851. – № 46.

(Фото с сайта knyazhpogost.ru)

 

Источник: КОМИблог

Материалы по теме
Мнение
9 мая
Аркадий Любарев
Аркадий Любарев
Как менялось избирательное законодательство за 35 лет — и как это влияло на выборы
Мнение
18 июля
Анастасия Буракова
Анастасия Буракова
Как помочь журналистке Тасе Шеремет, страдающей от муковисцидоза
Комментарии (5)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Спичак
7 фев 2011 14:58

С удовлетворением могу сказать, что в 1990-м году я нашел эту статью в архиве и вот уже 20 лет она ходит по сайтам и в перепечатках, то в более полных, то сокращенных вариантах...

Марковский
7 фев 2011 15:30

Есть ли продолжение статьи или другие заметки

КОМИблог.РФ
8 фев 2011 16:20

"Материал" из книги
«Зыряне и зырянский край в литературных документах XIX века» (составление – В.А.Лимерова).

Сам отсканировал-"распознал".
(см. - Коми морт в XIX веке)

Андрей
8 фев 2011 00:31

Григорий, спасибо огромное. Когда читаешь такое, что-то щемит в груди. Родная земля, родные места... Хотя русский сам, оккупант...

Григорий
8 фев 2011 00:36

Кто оккупант? Русские на этой земле более 600 лет... сколько ещё надо, чтоб быть своим, коренным?

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме