Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. 500 лет со дня смерти демократии в России

500 лет со дня смерти демократии в России

Вероника Шевченко
Вероника Шевченко
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

Сегодня прочла вот эту статью, которая мне показалась интересной, а выводы неожиданные, но, возможно, логичные. Как думаете?

В прошлом году мы не отметили юбилей. Юбилей очень важный и очень круглый, о котором центральные издания не написали ни слова. Нет, это не сто лет со дня смерти Льва Толстого, хотя это тоже годовщина смерти. Юбилей, о котором пойдет речь, и масштабнее, и трагичнее. И гораздо больше влияет на нашу жизнь, чем смерть Льва Николаевича. В 2010 году исполнилось ровно 500 лет со дня смерти демократии в России.

Это без преувеличения трагическое событие случилось в самом начале 1510 года, и писать о нем по-хорошему надо было в начале 2010 года. Но тогда никто не написал. И потом тоже. И, видимо, если я не напишу сейчас, то никто об этом так и не вспомнит. Ровно 501 год назад, 13 января 1510 года, великий князь Московский Василий III ликвидировал Псковскую республику. Псковскому вечевому колоколу отрубили уши и вырвали язык. Так символически закончилась почти четырехвековая история российской демократии.

Об этом сейчас почти забыли, но в России в Средние века существовало два демократических государства. Не менее, а может, и более демократических, чем знаменитая Венецианская республика. В XII-XV веках в Европе существовала горстка демократий: Швейцарская Конфедерация, полдесятка независимых городов-республик в Италии и две русские республики - в Новгороде и Пскове. И если в большинстве итальянских республик участие в управлении государством могли принимать только аристократы и члены гильдий, ремесленники и купцы, то в Новгороде и Пскове право голоса было у всех, включая и чернь.

Впервые демократия в России появилась в 1136 году, когда новгородцы изгнали из города князя Всеволода Мстиславовича. Высшей властью в городе стало вече - всенародное собрание. Это был аналог нынешней законодательной власти. Вече (и только вече) принимало в Новгороде законы, утверждало договоры с иностранными государствами, объявляло войну, избирало и смещало исполнительную власть - князей и посадников. Князь, приглашавшийся из соседних русских государств и формально возглавлявший Новгород, обладал очень ограниченными полномочиями. Он руководил армией и вершил суд, но даже приговоры суда не могли выноситься без согласия посадника - высшего должностного лица, избираемого новгородцами из своих. Текущей, мирной жизнью города тоже управлял посадник. Князь не имел права сам собирать налоги, не имел права раздавать и отбирать новгородские земли и даже не имел права сам владеть новгородской недвижимостью. Каждый князь заключал с городом договор и целовал ему крест. Тех князей, которые этот договор нарушали или пытались урвать себе власти побольше, город изгонял. Это случалось весьма регулярно - за 340 лет новгородской независимости князья в городе менялись около ста раз. Новгородцы были свободными людьми, они ценили свою свободу и возражали, когда кто-то на нее покушался. Даже архиепископа в Новгороде и то выбирали, и только потом выбранного народом иерарха утверждал Киевский или Московский митрополит. Примерно так же была устроена жизнь и во Пскове, который обрел независимость от Новгорода в середине XIV века.

В XIII-XV веках Новгород был самым большим и богатым русским государством. Его земли простирались от Балтики до Югры. Он не стремился к захвату территорий соседних государств, но и себя не давал в обиду. Новгород никогда не завоевывали монголы, и от немцев со шведами он защищался вполне успешно. Самая известная победа русского оружия того времени, победа на Чудском озере, была одержана новгородцами. В культурном плане тоже было все в порядке. В Новгороде была лучшая архитектура и иконопись того времени; там было создано большинство первых русских литературных памятников. К тому же их было кому читать: в городе, по утверждению многих исследователей, была почти поголовная грамотность, читать и писать умели не только мужчины, но даже женщины, что уникально для Европы того времени. Короче, Новгород был всем тем, что российский образованный класс считает сегодня недостижимым образцом для нынешней России.

Все это великолепие было уничтожено Москвой. Сначала, в конце XV века, это произошло в Новгороде, а затем, в начале XVI, и во Пскове.

В России после татаро-монгольского нашествия сформировалась политическая система, которую, возможно, нельзя назвать уникальной, но аналогов которой в мире было не так уж много. Система правления, установленная монголами, будто специально создана для отрицательного отбора. Обычно завоеватели действуют одним из двух способов. Они либо полностью подчиняют завоеванных себе, устанавливая у них свои собственные порядки (в этом случае завоеванная территория обретает чужого наместника, чужие законы, чужую религию и становится провинцией завоевателя - такой же, как и все остальные, только с ненавязчивым местным колоритом). Но иногда завоеватели оставляют уклад жизни завоеванной страны в неизменности, включая ее в свое государство на правах, так сказать, автономии. В этом случае у страны остаются свои законы, свой царь и свои боги. Но царь теперь подчиняется императору завоевателей, поставляет своих солдат в его армию и платит налоги в его казну.

Монголы в России не использовали ни один из этих двух методов. Они придумали третий. Власть над всеми русскими княжествами отдавали одному из русских князей. Но эту власть у него могли в любой момент отобрать и передать сопернику.

Такая система привела к тому, что русские князья состязались в преданности монголам и подлости по отношению друг к другу. Они старались собрать со своих подданных побольше дани для монголов, стучали друг на друга хану и ходили вместе с монголами войной на соседние русские княжества, помогая врагам жечь и грабить русские города. Выигрывал в этом состязании за ярлык самый подлый, коварный и безжалостный. В конечном итоге такими победителями оказались московские князья.

Но если главным достоинством правителя является умение предавать союзников и обирать своих, то те же жизненные ценности транслируются и на низшие этажи иерархии. В результате в Москве выстроилась жесткая иерархическая система, на каждом уровне которой вознаграждалось искусство пресмыкаться перед начальством, угнетать подчиненных и предавать равных. Появление самостоятельных людей с чувством собственного достоинства в такой системе было невозможным. А если они все же появлялись, судьба их была незавидной.

Такой же незавидной оказалась судьба новгородцев. Взяв город в 1478 году, Иван III выслал несколько тысяч его жителей в другие русские города, а на их место прислал людей из Москвы. Ничего подобного Московский князь не делал ни в покоренной в 1485-м Твери, ни даже во взятой в 1487-м Казани. Писал же автор "Московской повести о походе Ивана III Васильевича на Новгород", что новгородцы "хуже неверных". Можно было бы списать это на месть победителей за сопротивление города московской армии, но сданный без боя в
1510-м Псков ожидала та же судьба. Московские князья хотели навсегда лишить эти города не только самого народовластия (и даже его символов - вечевых колоколов), но и людей, которые помнили время, когда они были себе хозяевами, заменив их теми, кто привык к холопству.

С тех пор, с 1510 года, мы имеем в России то, что имеем. А именно - отношение власти к народу как к быдлу и уверенность самого народа в том, что ему нужна твердая рука. Такая "вертикаль власти" воспроизводится в России из поколения в поколение, а когда вдруг случайно в стране устанавливается демократия, как это случилось весной 1917-го или летом 1991 года, она живет не более пары лет. И экономическая система уже 500 лет воспроизводится та же - верхушка купается в золоте и ест с серебра, а основная масса народа живет, перебиваясь с хлеба на воду. И все догоняет и догоняет Запад, без всякой надежды его догнать.

Не то чтобы русские были какими-то ущербными и ни на что не способными. Вовсе нет. Русские, как все мы знаем, создали великую литературу и великую музыку, придумали периодическую таблицу элементов и атомную электростанцию. Единственное, что у нас вот уже 500 лет никак не получается, это построить для себя нормальную жизнь в собственной стране. И в общем понятно почему.

Рассказывают (может, конечно, врут), что однажды зоологи провели следующий эксперимент. Десять обезьян посадили в клетку и время от времени бросали им в эту клетку банан. Как только какая-то из обезьян тянулась за этим бананом, всех десятерых поливали холодной водой из шланга. Понадобилось всего несколько попыток, чтобы обезьяны перестали обращать на бананы внимание. Совсем.

Потом одну из обезьян из клетки заменили на новую обезьяну. И снова бросили в клетку банан. Новая обезьяна попыталась его поднять - и тут же была жестоко избита остальными. Они-то знали, что за это бывает. Потом это повторилось. И еще раз. Очень быстро новая обезьяна научилась игнорировать бананы.

После этого еще одну из старых обезьян заменили на новую. И снова в клетку бросили банан. И снова неопытная обезьяна за ним потянулась. И снова ее избили, причем предыдущая новая обезьяна принимала участие в избиении.

Через некоторое время еще одну старую обезьяну заменили на неопытную. И еще раз. И еще. Каждый раз ситуация повторялась. Наконец, в клетке осталось девять новых обезьян и одна старая. Пришла и ее очередь на выход, а новой неопытной обезьяны на вход. В клетку опять бросили банан. Неопытная обезьяна хотела ее взять. Ее, разумеется, избили, хотя ни одну из обезьян, находящихся в клетке, ни единого раза не поливали холодной водой. Они и сами не понимали, почему наказывают новенькую. Вернее, понимали: потому что у нас так принято.

Пока у нас принято именно так, ничего, кроме диктатуры, в России построить невозможно. Какая может быть демократия, если даже самые прогрессивные российские умы втайне считают, что народ к демократии не готов? Пока Россия ведет свою историю от Московского княжества, пока в русских книжках пишут и в русских школах учат, что народ у нас издревле способен только на бунт и ему нужна твердая рука, - каждая попытка демократии будет кончаться этой самой твердой рукой. Ведь мы сами с детства знаем, что русские иначе не умеют и никогда не умели. Сломать эту клетку, в которой сидит вся Россия, можно единственным образом - поменяв символы. Наши предки, кстати, хорошо это понимали. Существует легенда, что новгородский (в другом варианте псковский) вечевой колокол после взятия города вывезли в Москву, но так и не довезли: колокол упал и раскололся по дороге, а из его обломков стали делать валдайские колокольчики. И когда все эти колокольчики соберут и переплавят обратно в большой колокол, а колокол этот вернут на свое место, тогда только и вернутся в Россию счастье и воля.

Если мы хотим построить демократическое, процветающее общество, для начала нужно поверить, что это возможно. А чтобы в это поверить, надо разделаться с Москвой и ее наследием. Разумеется, не в физическом плане, а в символическом. Просто убрать из Москвы столицу и перенести ее в Новгород.

Многие, прочтя это, подумают, что переносить столицу в Новгород и переписывать учебники - безумная идея. И будут правы: абсолютно безумная. Но ничуть не менее безумная, чем идея построить свободное общество, будучи уверенным, что твой народ на протяжении тридцати поколений был народом рабов и это у вас с ним в крови.

Сами москвичи наверняка будут только рады избавить свой город от чиновников и связанных с ними пробок. Новгородцам, правда, придется страдать от этого вместо москвичей, но тут ничего не поделаешь. Этого требует благо России. Пскову, кстати, можно отдать Конституционный суд, потому что там была создана Псковская судебная грамота, самый прогрессивный до недавних пор свод российских законов.

Но переноса столицы недостаточно. Надо заменить и государственный герб. Убрать нежизнеспособного мутанта, который красовался на гербе уже четырех империй - Византийской, Священной Римской империи германской нации, Австро-Венгерской и Российской - и все их развалил. Оставим двуглавого орла Албании, которая тоже использует его в своем гербе. А на русском гербе его место может занять исконно русский символ - вечевой колокол. Например, с этой миниатюры XV века.

Но и этого мало. Надо переписать учебники истории. Разумеется, не с целью переписывания истории. Факты останутся фактами. Поменять надо точку зрения. Смотреть на мир не как потомки древних москвичей, а как потомки новгородцев и псковитян. Людей, которые создали одну из первых в Европе республик. В конце концов, все основания для этого у нас есть, ведь новгородцы и псковитяне были расселены московскими захватчиками по всей России. Говорят, даже Романовы были родом из Новгорода - "из Пруссов", то есть с новгородской Прусской улицы, где селились тамошние знатные семьи. Это объясняет, почему они перенесли столицу на северо-запад, в бывшую Новгородскую землю, поближе к своей старой родине, и дали права если не народу, то хотя бы дворянству. Возможно, Романовы пытались порвать с традицией московской деспотии. Получилось у них это не совсем. Так же как и новая столица Российской империи была поставлена не совсем в Новгороде, а только рядом. Так что на этот раз переносить надо точнее.

Конечно, можно начать считать себя потомками новгородцев прямо сейчас, оставив столицу в Москве. Но это годится только для того, чтобы говорить зарвавшимся пиндосам: "Не учите нас жить, у нас демократия была еще в XII веке, когда у вас бизоны по прериям бегали". И даже это не будет звучать убедительно. Без переноса столицы и всего прочего пиндосы справедливо ответят: "Это у новгородцев была демократия. А вы - москвичи". И возразить будет нечего.

Понятно, что на самом деле все было не так просто. И республика в Новгороде была далеко не идеальной, и деспотия в Москве не совсем уже чудовищной. Но дело ведь не столько в реальности, сколько в символах. Мы выбрали себе символы, которые мешают нам жить по-человечески. Пора поменять их на те, которые будут нам помогать.

Думаю, эта идея может объединить как "либералов", так и "патриотов". Первых - потому что восстановит демократические традиции. Вторых - потому что Новгород был самой первой столицей России, еще до приватизированного украинцами Киева. Идею эту может реализовать и власть, почему нет. Не важно, кто ее реализует: правые или левые, западники или славянофилы, внесистемная оппозиция (если когда-нибудь придет к власти) или нынешнее правительство. В любом случае это, возможно, приведет к тому, что люди начнут чувствовать себя хозяевами в собственной стране. И обустроят ее соответственно. Гарантии этому, конечно, никакой нет. Очень может быть, что ничего и не получится, сколько столицу ни переноси. Но если считать себя потомками людей, которым всегда была нужна твердая рука, то никакую демократию нам точно не построить. Есть, конечно, и другие способы выдавливать из себя раба. Например, как древние евреи, всей страной бродить сорок лет по пустыне. Но перенести столицу и начать считать себя потомками свободных людей, по-моему, и проще, и гуманнее.

с сайта http://www.openspace.ru/society/russia/details/19808/?expand=yes#expand

Материалы по теме
Мнение
25 сентября
Дмитрий Колезев
Дмитрий Колезев
Если применить логику Минюста, то кого в российской истории можно было бы признать иностранным агентом?
Мнение
24 июля
Сергей Городишенин
Сергей Городишенин
Новые школьные автобусы для сельских районов и поддержка отечественных производителей
Комментарии (20)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Вербин
27 янв 2011 01:34

Хороша "демократия" - особенно 4 июля 1917 года, когда была расстрелена мирная демонстрация рабочих и солдат в Петрограде.

Вероника Шевченко
27 янв 2011 01:41

демократия была уничтожена в России задолго до этого

Сергей Рубцов
27 янв 2011 02:45


Так наз. "смерть демократии" в России вовсе нельзя назвать абсолютной, поскольку удивительной особенностью русского вольного и свободолюбивого народа является то, что на любую "кратию" находится изобретательный ответ:
на княжеские междоусобицы и иудо-христианскую петлю была Орда (и отныдь не т.н. "татаро-монгольская", т.к. откуда могли появиться и какие "монголы" на Ср.-Русской возвышенности? их следы археологи и генетики не обнаруживают, хотя за 300лет должно быть такое...и проч.) и двоеверие,
на "крепость" и имперское самодержавие - казачество, вольный ветер Дона и просторы Сибири.
А с учетом того, что многие новгородцы-псковичи бежали отнюдь не на Запад, а на Восток, то и рассеялось их по всей России немало, в т.ч. сохранивших староверческие устои.
Поэтому, возможно, следовало бы перенести стольный град русов-бореалов на их прародину, на Хартленд - ср.и юж. Урал. И стоять одной ногой в Европе, а другой в Азии.
И опять же, чтобы у казнокрадов из "кратии" не было мыслей о "катапульте в Европы" через морской порт -иллюминатор-"форточку-окно", как со времен того же Ив.Васильевича, мечтавшего бежать в Англию через северные моря, так и у ХераПитера, облюбовавшего Балтику.
Вероника, Вы касаетесь темы грамотности в Новгородской республике.
Хотелось бы ее продолжить в том ключе, что в отличие от темной, находящейся в постсредневековом мраке Европы, в Новгороде начала второго тысячелетия (1000-1050г.г.) отмечают практически полную, ВСЕНАРОДОДНУЮ грамотность, т.к. обнаружены берестяные грамоты бытового, а не религиозного назначения и они не были локализованы исключительно на этой территории.
И здесь скрыта от широкой общественности еще одна иудо-христианская "утка":
Кирилл и Мефодий вовсе не "создатели славянской азбуки", т.к. крещен Новгород был только в 12-м веке.
(Если популярно, то напр., см.: tp://www.organizmica.org/archive/712/orpp.shtml )
А если грамотность была всенародной, то... улавливете?,
а "Что дороже золота и серебра самого чистого?"

Поэтому тема Пскова и Великого Новгорода значительно шире, чем только в предложенном Вами аспекте.
И еще, не смогу пройти мимо про "способы выдавливать из себя раба. Например, как древние евреи, всей страной бродить сорок лет по пустыне".
- Гибридные семиты, по плану египетских иерофантов осуществившие 40-летний турпоход по пустыне под предводительством "гида"-Моисея, получили такого "гвоздя", что его шляпки из головы не видно, а Вы говорите "выдавливать"...
Там не это, а значительно хуже.

Сергей Рубцов
27 янв 2011 02:52

Следует добавить, что "Мемориалу" прибыло работы:
новгородцев и псковичей той эпохи следует отнести к первым "диссидентам", подвергшимся репрессиям со стороны властей по религиозно-политическим и мировоззренческим мотивам.
Вечная память им!..

Вероника Шевченко
27 янв 2011 03:03

По поводу создателей славянской азбуки. Здесь я не вижу взаимосвязи крещения Руси и грамотности, т.к. проникновение кирилло-мефодиевской азбуки, насколько мне известно, на территорию Руси началось в дохристианские времена, создали-то они её в 9-м веке, а в 10-м уже практиковали на Руси наряду с глаголицей, по слухам, тоже продуктом Кирилла. Поправьте, если не права, не хочется сейчас рыться в инете.

Сергей Рубцов
27 янв 2011 03:51

Вымысла в из-Тории оч.много,
начиная с того, что сама Библия - это вымышленное литературно-художественное произведение, к котоорому надо отдать должное как ПАМЯТНИКУ, но относиться следует осторожно.

Вопросов на самом деле несколько:
А что, письменности на Руси совсем не было? -"элементароно, Ватсон": на дворе 7519Лето, а даты в те летописные времена на Руси писали БУКВАМИ!
И это не единственное св-во.
О "создании" - из чего "создали"? и куда это "созданное" могло "проникнуть"?
О всенародном охвате грамотностью не забыли?
в применении к "проникновению" - а как тогда "проникало"?, если "Святейший Патриарх" только что имел случай напомнить пастве:
"А кто такие были славяне? Это варвары, люди, говорящие на непонятном языке, это люди второго сорта, это почти звери. И вот к ним пошли просвещенные мужи, принесли им свет Христовой истины и сделали что-то очень важное – они стали говорить с этими варварами на их языке, они создали славянскую азбуку, славянскую грамматику и перевели на этот язык Слово Божие».

Связь есть и очевидная: Церковь пытается вменить грамотность населения себе в заслугу.
Факты против.

Вербин
28 янв 2011 01:20

Я на вашу фразу ответил:"Такая "вертикаль власти" воспроизводится в России из поколения в поколение, а когда вдруг случайно в стране устанавливается демократия, как это случилось весной 1917-го или летом 1991 года, она живет не более пары лет". Получается, что прожила от февраля до июля? Нет, дорогая Вероника, то была революция буржуазно-демократической только по названию, а на самом деле диктатура буржуазии, которая сменила другую диктатуру - монархию. Более демократичной в хорошем понимании этого слова была революция октябрьская 1917 года. В 1991 году вообще была контрреволюция, прикрытая демократическими лозунгами. Кто пришёл к власти в результате падения СССР и этого переворота? Вспомнили пьяного ЕБН? Вспомните и все ужасы кровавых межнациональных конфликтов! Увы, примеры Ваши неудачны.

Александр Щиголев
27 янв 2011 20:12

Вы, уважаемая Вероника, вскользь упомянули момент, который как раз и является определяющим: ПСКОВ СДАЛСЯ БЕЗ БОЯ.

В этом вся суть. Не было организующей силы перед реальным противником. Никто не брал на себя руководство обороной. Все думали только о своём благополучии. Вот Вам прелесть демократии и сказалась.

По той же причине была и слабая оборона Новгорода.

Нельзя так мимолётно оценивать факты.

это не я упомянула, это перепост (см. ссылку), но мне понравилась мысль. Я бы предпочла считать себя потомком свободных людей, нежели слабаков, нуждающихся в "твердой руке".

Игорь Бобраков
28 янв 2011 01:33

Правда, мои предки вряд ли жили в Новгороде и Пскове. Но по материнской линии они были свободными рыболовами и охотниками, а по отцовской - не менее свободными поморами. Крепостных крестьян и помещиков-рабовладельцев среди них не было. Надеюсь. Поэтому я - анархист.

Александр Щиголев
28 янв 2011 14:58


Женская логика коренным образом отличается от мужской. Это не в обиду, не подумайте по женски, просто медицинский факт. Поэтому мы и делаем разные вывоу из одних посылов.

Слабой как раз и оказалась демократия, потому демократический Псков сдался без боя, и Новгород не оказал серьёзного сопротивления.
Дело в том, что герои одиночки они герои по одиночке, а когда собирается толпа героев, то нужна как раз твёрдая рука, что бы из толпы сделать армию.

В красной армии некоторые придурки в 18-м году пытались ввести демократию, типа выборы командиров, совет солдатских депутатов и т.п. Практика быстро показала всю слабость вашей демократии, и только сильная рука Троцкого сделала из вооружённого крестьянства Красную Армию.

Любовь Попова
27 янв 2011 20:31

Не люблю когда слишком пафосно.
Демократии,как таковой не было.Была возможность альтернативного пути.Но она не оправдалась.

Александр Вербин
28 янв 2011 01:07

Мне про обезьян понравилось. Сейчас только вместо холодной водяной струи терракты устраивают. Приучают людей-обезьян к мысли, что вокруг кругом террористы. Найдутся смельчаки, выступят против власти, а тут им уже и ярлык придуман: ату их, это террористы, бейте их. И люди-обезяны после обработки мозгов СМИ будут бить, уже бьют...

Василий Сажин
28 янв 2011 15:13

Псков сдался без боя, потому что добро оказалось без кулаков. Сытая, спокойная, мирная жизнь расслабила. А надо было; с волками жить, по волчьи выть. Московское княжество росло и крепло в утробе Золотой Орды и переняло с нее воинственность, коварство, агрессивность, милитаристскую философию. После этого сам Бог велел начать захватнические войны.
Зато в политическом развитии страна с того времени стала отставать от развитых стран. Это компенсировалось акцентом на усиление военной мощи, захватом и освоением новых территорий, взятием под контроль ресурсов, мобилизацией общества на выполнение государственных задач, централизацией всего и вся; политики, экономики, социальной, культурной, научной сфер. Вот поэтому в России все не как у людей.

Василий Сажин
28 янв 2011 15:19

Псков сдался без боя, потому что тогда не было, как принято сейчас говорить, системы коллективной безопасности. Некому было дать острастку агрессору.

Владимир Краснопёров
28 янв 2011 21:29

Новгород долго и упорно воевал "на Западном фронте". Новгородцы бились с немцами, шведами, ливонцами. Возможно, пришлось бы в первой половине XIII века и с пришлыми кочевниками сразиться, но известно, что Новгороду удалось по-мирному договориться с Ордой. Знаем же про смерть князя Александра (Невского), возвращавшегося из далёких восточных краёв. Не на экскурсию ездил со товарищи: дань возил, мир перезаключал. Всё на благо родного города, чтоб он от вражеского нашествия уберёгся. А вот перед русским войском (что обиднее всего!) соплеменников-московитов устоять не удалось. Но то, что была в отечественной истории настоящая (и даже многовековая) "демократическая" страница отдельно взятых городов Господина Великого Новгорода и Пскова - уже обнадёживает, ибо движемся по кругу и обязательно рано или поздно мы войдём и в "демос" и в "кратос". Хотелось, конечно, чтоб раньше. Но это уж, как звёзды выстроятся. А насчёт переноса столицы - мысль хорошая. Давно напрашивается. Вот только я не уверен, что москвичи так уж с ликованием воспримут её. Во-первых, статус столичного жителя что-то значит (хотя бы придаёт моральное превосходство перед провинциалами). Во-вторых, с переездом в тот же Новгород столичной атрибутики Первопрестольная потеряет почётное звание финансовой столицы страны, с вытекающими отсюда... Стоит ли вышеназванное радости жизни без дорожных пробок? Не знаю.
А за пост - спасибо. Очень познавательно.

Стихи Русича из книги Л.ПР
29 янв 2011 00:54

"Коль примешь, князь, христианский лад,
К нам на РУСЬ, говорю заранее:
Вороньём стервятники налетят,
На везут "святое писание"!

Хоть писание это «святым» зовут,
Трудно книгу сыскать развратнее,
В ней ложь, и грязь, и постыдный блуд,
И вражда, и измена братняя!.."

Домосед
29 янв 2011 01:16

И вот сравни то писание с современными книгами. Где больше лжи, грязи, постыдного блуда?.. А то, что именно христианское то писание было, по-моему, значения не имеет. Блуд и среди мусульман есть, хотя ими оправдан многожёнством, и среди приверженцев других религий. И ложь им в вину могу поставить, и коварство, и вражду... Зачем же так именно "христианский лад"?

НЕсемит
18 фев 2011 02:03

Ещё задолго до визита на Русь Кирилла и Мефодия древние славяне уже фиксировали историю своих племён и народов. Искусством письма сперва владели не только посвящённые, или, как их теперь называют, жрецы. Задолго до принятия христианства на Руси древние славяне были грамотными на все 100 (!) процентов. Об этом свидетельствуют многочисленные грамоты дохристианских времён, найденные при раскопках. Каждый человек знал в те времена простейшую арифметику, мог написать на бересте пусть коротенькое, но связное и толковое послание и даже отправить его по адресу. Причём грамотеями были не только горожане: в деревнях иерархи общин, или "ведуны", также обучали детей азбуке. А поскольку жили древние славяне общинным строем, любой ребёнок, будь он ремесленного, крестьянского или княжеского происхождения, имел возможность поучиться в начальной школе.

До принятия крещения на Руси использовалась условно так называемая "велесовица". Название это дано условно, уже в 20 веке, по имени бога Велеса. Ученым историкам известен факт, что в древние времена на Руси была почти 100% грамотность, а именно: Многочисленные раскопки (берестяные грамоты, датированные дохристианским периодом) подтверждают тот факт, что фактически каждый горожанин - 1) обладал навыками простейшего арифметического счета; 2) умел написать на бересте (пусть примитивное и краткое) бытовое послание; и 3) средствами тогдашней "почты" отправить его по адресу. Не только в городах, но и в деревнях многих детей "ведуны" (иерархи общин) обучали простейшей грамоте, необходимой в быту. Такому достаточно высокому уровню грамотности у древних славян способствовало то, что жили они общинным строем, обеспечивающим взаимоподдержку каждого; у них не было феодального имущественного расслоения, не было бедных. И потому любой ребенок, независимо от крестьянского, ремесленнического или княжеского происхождения, при желании имел возможность получить "начальное образование".

Именно этой древнейшей русской азбукой и была написана знаменитая "Велесова книга". В конце 9-го века новгородские волхвы переписали ее с более древних источников, раскрывающих нам историю славянских народов, которая уходит на три с половиной тысячи лет в прошлое: начиная с того времени, как произошло разделение индоевропейских народов.

Обратимся к самому известному источнику - это "Полное собрание русских летописей". С его страниц нам приоткрывается интереснейшая история того, как появилась "кириллица". Ключевая дата: В 860 год. Русичи на 200 ладьях совершают очередной удачный поход на Константинополь. Византия часто испытывала тяготы от военных экспедиций славян, и ее руководством было принято решение способствовать перерождению Славянских государств в христианские державы, дабы облегчить культурные, торговые и международные отношения. И именно в 860 году, еще за 128 лет до принятия Русью христианства, византийским Синодом назначается первый глава русской церкви.

В этом же самом году проповедники Константин Философ (Кирилл) и Мефодий отправляются в русский город Корсунь (Крым), в то время захваченный Хазарией. Там они изучают Евангелие и Псалтырь, написанные русскими письменами (о чем сами же и упоминают в последующих комментариях к своей азбуке).

Дело в том, что еще до крещения Руси, начиная с 9 века, во многих городах жили немногочисленные общины русских, к тому времени уже принявших христианство: как правило, они селились отдельно от исповедовавших древнюю веру. Например, в Киеве они жили в предместье Угорское, где находилась церковь св. Николая, построенная ими над могилой князя Аскольда, который был первым русским князем, принявшим христианство. Именно первые русские христиане и перевели на русский язык Библию, записав ее существовавшей тогда "велесовицей".

Константин Философ (Кирилл) и Мефодий, вернувшись в Византию, создают свою письменность, приспособленную для облегчения переводов с греческого языка на русский: для этого они добавляют еще несколько искусственных букв, а несколько имевшихся ранее в "велесовице" букв модернизируют под похожие греческие. Таким образом был создан новояз, получивший название "кириллица", на котором писались позже библейские тексты русской христианской церкви и другие книги. Изменения в азбуке происходили весьма часто в истории разных народов, и это не является удивительным. То же касаемо и русской письменности, которая претерпевала реформы много-много раз.

История утверждает однозначно: христианские проповедники Константин Философ (Кирилл) и Мефодий не изобретали никакой "первой" русской письменности, они лишь приспособили более древнюю азбуку "велесовицу" под близкий греческому стандарт, и далеко не факт, что славянская культура от этого сильно выиграла.
Эту важную деталь необходимо помнить.

Ivan
19 ноя 2017 20:38

Материалы которые не попадают в учебники истории.
Дохристианские велесовичные символы государства Рось, докирилличные славянские велесовичные тексты на металле, знаки Прави, Яви, Нави - фото православной символики которой более 2-3 тысяч лет.
Тысячелетняя борьба со знаниями Прави, деятельность Старотцов-Рахманов и волхвов, государственность славян 2-3 тысячи лет тому назад, православие в дохристианский период - статьи, карты, схемы которые стоит увидеть.

Блог "Тайны происхождения государства Рось" - https://mirslovjan.blogspot.ca/

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме