На фоне серьезной критики системы карательной психиатрии в материковом Китае появляются свидетельства того, что психбольницы остаются заповедниками идеалов "культурной революции", где основой лечения считается пропаганда культа Мао.
Газета Xiaoxiang Morning Herald рассказала о терапии “красной культурой”, царящей в психиатрической больнице мегаполиса Чунцин, которая входит в структуру центральной больницы «Три ущелья». Иконы маоистского времени слишком навязчивы, чтобы их можно было проигнорировать, отмечается в репортаже, изложенном на сайте Сhina Daily. Коридор больницы увешан черно-белыми фотографиями, на которых председатель Мао поощрительно машет многотысячным отрядам хунвэйбинов и прочим безликим представителям “революционных масс”. Палаты пациентов увешаны десятками постеров из "образцовых опер", которые только и разрешались в искусстве периода "культурной революции" (1966-1976).
Во дворе больницы установлен огромный портрет, с которого взирает в будущее солдат Лэй Фэн, гальванизированный партийной пропагандой малограмотный рядовой автотранспортной роты, не совершивший за свою жизнь ничего особенного и погибший в 21 год в результате несчастного случая. Воспитанный в детском корпусе сирота, незадолго до гибели вступивший в армию и партию, он вскоре превратился в образцового ее члена, лишенного всякой частной жизни. Для этого был использован якобы принадлежавший ему апокрифический дневник, посвященный восхвалению «партии-матери». В марте 1963 года в рамках культа председателя Мао был провозглашен призыв: “Учитесь у товарища Лэй Фэна”, который по-прежнемунавязывается и в другом закрытом учреждении – народно-освободительной армии Китая.
Господство “красной культуры” в лечении должно "поднимать дух пациентов, поддерживать их начеку и повышать уверенность в выздоровлении", приводится в репортаже комментарий сотрудника больницы по фамилии Тань. По его словам, одними медицинскими средствами нельзя достичь "столь очевидного лечебного воздействия", как в неразрывном сочетании с “красно-культурной кампанией”. Причем на сайте больницы виден ее рекламный слоган, указывающий, что здесь находится "Диснейленд психической реабилитации". Но никакой насмешки в этом, по-видимому, не содержится: изложение перепечатано на сайте рупора компартии Жэньминь жибао.
Между тем, как сообщила 6 января Yunnan Information Times, милиция в провинции Хубэй утверждает, что 14-летний срок, который отбыл в психиатрической больнице бывший сотрудник уездного правительства Го Цзянжун, основан на "законном и справедливом" решении, поскольку он страдал от паранойи после распада семьи. Милиция отнюдь не намерена рассматривать требование о выплате компенсации, с которым может обратиться его сестра, заявил представитель властей уезда Чжуси по фамилии Юй. По его словам, Го Цзянжун был в 1996 году в связи со странностями в поведении направлен милицией на принудительное лечение; в районной больнице ему поставили диагноз “параноидальная шизофрения”.
Хотя сам Го Цзянжун пока не определился, начинать ли юридическую тяжбу, его сестра сказала, что планирует подать иск к правительству по поводу компенсации. Она искренне возмущена заявлением властей, появившемся на сайте уезда 5 января, где утверждалось, что Го Цзянжун вследствие развода испытывает неизлечимые проблемы с психикой и вся его семья страдала психическими расстройствами. Как говорится в заметке Shanghai Daily, этот пост с официального сайта уезда уже исчез.
В конце августа 2010 года британская Guardian описала историю 50-летней Ляо Мэйчжи (Liao Meizhi) из той же провинции Хубэй, которая была отправлена на принудительное лечение за то, что в течение 9 лет досаждала местным чиновникам с петициями по поводу увеличения пенсии для свекра. Как рассказал ее муж, Ян Чунгуан (Yang Chunguang), в последние три года она ездила в Пекин четыре раза – и всякий раз ее хватали и запирали в одну из «черных тюрем», где избивали. В январе ее прямо с улицы увезли в психиатрическую больницу; лишь через два месяца семья узнала от выписанного оттуда пациента, где она содержится. Шесть раз супруг обращался с просьбой навестить ее, но ему дали свидание только на четверть часа. Ляо Мэйчжи по-прежнему остается в психушке поблизости от ее родного города Цяньцзян.
Так же, как в советский период, с 1960-х по 1980-е в материковом Китае проявился синдром ‘единственно верной’ идеологии: считалось, что никто не может сомневаться в партии, а те, кто все же задает ‘странные’ вопросы, являются психически больными и подлежат принудительному “лечению”. Как пишет в своих воспоминаниях активный проповедник карательной психиатрии из центра имени Сербского в Москве Федор Кондратьев, одна из его пациенток (для секретности их называли ‘испытуемыми’ и без фамилий) была заключена туда за чтение трудов анархиста Кропоткина, но при этом через зарешеченное окно своей палаты она всегда видела табличку с названием «Кропоткинский переулок». Из этого ясно, что в психиатрической практике господствовали иррациональные представления о том, что благодаря сильнодействующим лекарствам и электрошоковой терапии ‘испытуемые’ возвращаются на ‘идейные’ рельсы.
Однако “с конца 1980-х все на сто процентов стало рациональным – просто кого-то наказать или заставить умолкнуть, или то и другое”, отметил в интервью Guardian Робин Мунро, автор книги «China’s Psychiatric Inquisition». И в последние несколько лет все чаще и чаще отмечаются случаи, когда чиновники прибегают к заключению в психиатрические больницы, чтобы “до ужаса запугать” подателей петиций и прочих разоблачителей, подчеркивает он.
По мнению психиатров, пациенты лучше "поправляются" благодаря постоянному воздействию икон "красной культуры". Утренние упражнения во дворе психиатрической больницы. Чунцин, 13 января 2010
В провинции Хубэй 49-летний жалобщик после 14 лет незаконного заключения освобожден из психушки