Обясните пожалуйста мне, бывшему председателю совета пионэрского отряда, одну вещь. Вот я крестилась четыре с половиной года назад, крестила сына. Но, мои попытки начать верить всегда обо что-то спотыкаются.
Вера, на мой взгляд, обусловлена в первую очередь тем, что человек осознает собственную смертность. Очень хочется верить,- что-то есть там, за этим краем. А еще вера нужна, потому что для человека важна справедливость. Хочется быть уверенным в том, что каждому воздастся по делам его.
Но мне лично совершенно не хочется верить, что хорошая жизнь после жизни со всеми райскими кущами будет только для православных. Как будто это льготы для партийных. А как же другие хорошие и порядочные люди, старавшиеся делать добро и любившие окружающих - мусульмане, буддисты, кришнаиты, католики, приверженцы карго-кулльта и даже атеисты? Лучшее, что им светит - это лимб, как Вергилию?
Понимаю, что мой вопрос наивен, и всё же?
Его ответ был прост и лаконичен. Во-первых, БОГ и только Он знает, кто достоин, а кто нет, потому "не судите да не судимы будете", во-вторых, можем предположить, что спасутся все, кто ИСПОЛНИЛ ЗАКОН и кто погиб Христа ради или за душу други своя. В-третьих, иноверцы лишены причастия, но исповедь и выращивание Любви в душе им не запрещено и делается ими... Любовь выше Закона. А выше Любви - милость Божья. Я ответил Нет, о.Иоанн Кронштадтский ответил? По-моему, достаточно внятно.
Все-таки, глядя вокруг, убеждаюсь, что по-настоящему воцерковленными становятся в основном люди, воспитанные в духе православия с детства. Но я не такая. как и многие остальные. Это не значит отсутствия духовных исканий. Может быть в этом даже есть некое преимущество, в том, что человек приходит к определенному пути сам, а не потому что его в детстве научили, что так правильно.
Меня тоже мучали эти вопросы. Однажды один миссионер сказал мне так: "Ты думаешь о миллионах, а о себе ты подумал. Прежде спаси свою душу, а потом будешь благовествоать другим". Теперь я христианин и верю, что Бог милостив к тем, кто ни разу не слышал о Христе. Бог будет судить их по совести, делам, жизни. Хочется добавить слова апостола Павла: Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился (Еф.2:8,9).
Как-то я их проглядел... Как, наверное, вообще многое в жизни:)
Спасибо, прекрасный ответ!
Ваш вопрос не столько наивен, сколько свидетельствует о том, Вы в самом начале своего духовного пути, даже неофиткой Вас не назовёшь, и не пережили пока кризиса. Описывать его можно по-разному, причины могут быть разные, а суть сводится к тому, что жизнь не просто без Бога или Евангелия, а без православного храма становится немыслимой и невозможной. У меня был период, когда я с трудом заставляла себя выйти их храма на улицу, так хорошо было просто находится там, не только на службе, а и в безлюдной тишине, словно уже на небе. Муж тоже пришёл к вере в зрелом возрасте и после многих перепитий, и что-то всё ему было "и в церкви всё не так, всё не так, как надо", успокоился он после того, как пожил в Джорданвилле и побывал в Платине у могилы отца Серафима Роуза, на Аляске у преподобного Германа и в Сан-Франциско у мощей святителя Иоанна. С тех пор любит повторять: Не знало сердце той радости, которую приготовил Бог любящим его. В обретении веры есть такой период - неофитский - когда переживаешь невероятный подъём, когда чудеса на каждом шагу, когда все вопросы и сомнения отпадают как засохшие листья от некогда дикой, а теперь привитой ко Христу души. Этот период проходит быстро или не очень, и переживается разными людьми по-разному, но бывает почти всегда, как и бурное начало брачных отношений. Но для того, чтобы он случился, необходимо, конечно, сделать хотя бы шаг навстречу Богу, а какой именно - затрудняюсь точно сказать. Некоторые дети рано встают на ножки, другие долго ползают, но стоит ребёнку встать, пошатываясь и боясь, сделать крохотный шажок к маме - и мама подхватит, поможет. Так и здесь: стоит только захотеть, Господь подхватит. Воцерковление же немыслимо без двух вещей: понимания Богослужения и соблюдения Устава. Новоначальному трудно себе представить, как можно выдержать семь недель Великого поста или в тот же пост многочасовые службы выстаивать, но, поверьте, это совсем нетрудно, не это трудно, а в пост, особенно в начале и на длинных службах как на крыльях летаешь. Взрослому человеку необходимо учиться прежде всего, учить церковно-славянский - для того, чтобы понимать Богослужение, историю церкви, запечатлённую в месяцеслове (история церкви - это прежде всего история святости, святых, чьи имена на каждом календарном листке), безусловно, догматическое Богословие, например, Иоанна Дамаскина "Точное изложение православной веры", и других святых отцов тоже...Не знаю даже, что ещё перечислить, я за 20 лет в церкви никак не успеваю прочесть и запомнить всё, что хочется, как не вычерпать ложкой море... Но только я точно знаю, что можно попытаться шагнуть, а можно так и продолжать ползать. В 4 с лишним года пора бы уже попытаться пойти!
О моём духовном пути вы судите слишком поспешно. Это раз. Тепрь второе: как могут захотеть обратиться к Христу те, кто допустим, никогда о нем не слышал или те, у кого другие культурные и религиозные традиции с младенчества?
Я не религиозна, и религиозной мне не стать. Это мой путь. И судить ползаю я или давно уже бегаю вприпрыжку будет, если верить тем, кто высказался выше, только Бог, но никак не вы. Не впадайте в грех гордыни. Все-таки 20 лет в церкви.
Елена, прошу вас. Наталья просто хотела сказать, что быть верующим - это очень тяжёлый труд.
Меньше всего хотела Вас обидеть, поверьте, за 20 лет я такого навидалась... При чём тут гордость? Знаете, есть такой церковный анекдот, старушка на исповеди говорит: Грешна гордыней! Батюшка удивился:Чем же ты гордишься? Ты, может, знатна? богата? очень умна? красива? Да нет, что Вы, батюшка! Ну тогда ладно, гордись... Чем мне гордиться? Мне повезло с учителями, но потому только, что своих скорбей без них я бы не понесла, да и вообще основное духовное правило одно: чем глубже скорбь, тем ближе Бог. Я думаю, это к любой вере и к любому человеку относится, устроены, сотворены все люди одинаково, во всех совесть вложена и свидетельствует о добре и зле, различает их. Простите, если слово "ползать" Вас задело, это ж не про ужей, а про младенцев, что обижаться. Есть другой образ того же порядка: нельзя вечно грудным молоком питаться, когда-то и на твёрдую пищу нужно переходить! А вообще, если Вы обидчивы, Вам трудно будет в церкви...
святым:))) Мне тоже в церкви трудно. Трудно видеть себя настоящую и поэтому страшно стоять перед лицом Господа... Трудно умаляться до несмышлённого ребёнка...Трудно искренне молиться за тех, кто тебе сделал зло...Трудно не обижаться, когда столько обижающих, потому что не ведаешь, что творишь. Не зря нас в монастырях зовут мирян трудниками, потому что не монахи и монахини мы в вере, а трудники:)
Да, опции редактирования не хватает на сайте...Эмоции перехлётывают, слова и буквы спотыкаются в строчках. Простите, за ошибки.
Трудно-то трудно, но если бы только это было, кто бы выдержал? По существу вопроса Елене прекрасно ответил Артур, а меня задело другое - взрослый человек, крестился сознательно, ребёнка воспитывает, и такое ... ну не знаю, как сказать, инфантилизм? пофигизм? снова обидно получается. И таких сонмы, второй раз после крещения с церковью их путь на отпевании пересечётся. Я вообще бы не крестила взрослых без катехизации, благо, не моего ума это дела и не мне решать... А насчёт обидчивости... У меня была подруга, тоже Елена, бывает, начнём спорить, увлечёмся, поругаемся и разойдёмся. Потом она прибежит и скажет: Посрамим сатану, помиримся! Обнимемся и забудем всё - до следующего раза... Давно её не видела, она к духовнику в Астрахань уехала и пропала...
Ну наверное я инфантильный пофигист. Зато почти никогда не ссорюсь с друзьями. А если и поругаюсь, то для того, чтобы помириться, мне не надо никого срамить.
Я просто прошу прощения. Даже если была права.
Что у вас получается жить без пыли жизни: мелких обид, колючих интонаций, тщеславных помыслов...А мне, грешной, очень нужна Церковь для спасения от всего этого. А ещё потому, чтобы можно отблагодарить Бога за своих сыновей, родителей, студентов и коллег. Сейчас пойдём с моими взрослыми мальчишками гулять...солнце, мир и покой в семье, здоровье стареньких родителей, что ещё нужно женщине для счастья. Причём всё это я не заслужила. Представляете, даётся даже не по вере, потому как и она слабенькая, а по любви Его ко мне.
ангела хранителя вам и вашим семьям!
И тебе не болеть, не унывать, телу здравия, душе спасения!
Я не обидчива. Это у меня оборонительная реакция. В церкви мне будет трудно по другим причинам. Я не верю, что можно стать лучше, участвуя постоянно в тех или иных ритуалах и таинствах. Внутренняя работа над собой для меня важнее.
То есть, к примеру, если нужно выбрать: сходить в церковь (причаститься или еще что-нибудь) или уделить внимание своему ребенку, я не задумываясь выберу второе.
Извините, у меня светское воспитание. Просто это не значит, что я ни во что не верю. Не думаю, что это делает меня лучше или хуже того, кто постоянно посещает церковь. Я искренне верующих людей очень уважаю. Просто хочу, чтобы образ жизни людей светских, не воцерковленных тоже достоин уважения.
Вы правы. Я Вас поддерживаю. А как Вы относитесь к недавнему факту, что дети бегут из приюта монастыря, потому что их там бьют и заставляют читать священное писание всю ночь?
Ну что я могу сказать? Я против физического наказания для детей.
И Вы меня простите. Участие в ритуалах и таинствах немыслимо без внутренней работы над собой, и выбор совсем не так стоит: ребёнок или церковь. В церковь можно пойти с ребёнком, а можно не пойти, дома с ним остаться, кто кого принуждает? Я вот второго ребёнка рощу, вожу в храм, старшая замужем уже, младшему 4, и обоих я не то что не принуждала, а даже и не представляю, как бы я это сделала. Дети сами и часто больше взрослых этого хотят, а взрослым лень. Насчёт сравнения образа жизни верующих и неверующих я тут уже высказывалась раньше: воцерковление неизбежно углубляет человека, любого, не говоря уже о "повышении культурного уровня". А жизнь по церковному календарю и уставу постепенно не просто дисциплинирует, а отсекает всё лишнее и наносное в жизни, появляется время для более насущных дел. А образ жизни "светских людей" разным бывает, таких, чтобы семеро по лавкам и не оторваться от них, сейчас мало. У меня бабушка одна семерых растила, в храме бывала редко и посты соблюдала плохо, я только незадолго до её смерти, а она до 97 лет жила, увидела на Литургии, что она хорошо знает порядок службы. Наработавшись за свои 97, она любила, пока видела, кино про войну посмотреть и вообще про жизнь, потому что любила людей, переживала и за своих, и за чужих, помогала чем могла, о себе всегда в последнюю очередь думала. Даже не знаю, можно её воцерковлённой или нет назвать, и уважаю ли я её. Я просто её люблю всей душой, больше всех учёных дам, встреченных мной за жизнь, вместе взятых. А когда на диванчик к очередному сериалу - что тут уважать? разве что посочувствовать можно. Крещение - великое таинство, вот представьте, что Вам подарили венчальное платье неописуемой красоты, хотя бы такое, в которых русские царицы венчались, из серебряной парчи, а Вы посмотрели на себя в зеркало и решили: неудобно что-то, здесь отрежу, здесь подложу, чик-чик - и в бикини остались, а то и вовсе... Крещение - не платье, и снять его нельзя, но если не работать, а на месте стоять - даже не знаю, тогда вот именно это обрядоверие и есть в чистом виде.
Наталья, я очень, поверьте мне, очень уважаю верующих людей, их отношение к церкви, к Богу. И я никогда не скажу что-нибудь вроде: ну зачем же вы дитя в храм тащите, ему ведь там скучно, сводили бы на выставку динозавров - интересно и познавательно. Я никому и никогда не буду диктовать как ему жить. И советов давать не хочу. Я понимаю, что чувствует человек в храме. Я очень прониклась, к примеру, когда в Кылтово ездила - статью писать. Там чудесные матушки. Мне очень было хорошо, когда я посещала Ипатьевский монастырь.
Но, как бы объяснить точнее, мне не нужно подзаряжаться каждый день. Я не хочу воспринимать службы ка кнекую повинность. еще раз повторяю, я - светский человек, им и останусь. Не собираюсь обманывать ни себя, ни Вас, ни, тем более, господа бога.
И я знаю, что среди воцерковленных людей очень много замечательных личностей. крестный моего сына сейчас послушник в монастыре под Кинешмой. Но, поверьте мне, среди людей светских тоже много совершенно замечательных добрых людей, искренних, глубоких.
А насчет диванчиков и сериалов. Так на диванчике я только сплю, а сериалы не смотрю. У меня и телевизора-то нет.
Про диванчик с сериалами - это я вообще, у меня много примеров перед глазами, когда светские дамы так проводят свой досуг. "Не собираюсь обманывать". Кого-то Вы точно уже обманули, не знаю вот только, кого именно, честнее было бы не креститься до того времени, когда решите жить по-христиански, из этих соображений, например, небезызвестный император Константин только перед смертью крестился. Мне приходилось быть крёстной не только у детей, а и у взрослых, не раз, даже не всех помню, и страшно порой становится - вроде бы и объяснишь всё человеку, и согласится он с тобой, а покрестился - и всё то же самое, никакой перемены в жизни, словно это не начало, а конец. В таинстве крещения, как и в таинстве брака, человек обет Богу даёт - верным быть. Никакого церковного развода не существует, просто в случае прелюбодеяния одного из супругов церковь признаёт тот факт, что таинство уничтожено, разрушено, поругано, одним словом. То же самое можно сказать и про "духовные искания" сознательно крестившегося человека. Совершенно одно и тоже - что при живом муже "искания", что при Боге живом. Я на своей первой исповеди, сгорая от стыда, старательно перечислила все свои "искания" после крещения, а духовник только вздохнул глубоко и сказал: чего-то не хватало Вам в церкви, витаминов каких-то... На чём все мои искания и закончились.
Елена, извините, я не крестился СОЗНАТЕЛЬНО и, возможно, по этой причине вы пропустите мое мнение мимо.
И все же я хочу Вас спросить - а ребенка-то зачем???
Он ВОЛЕН !!! Волен выбирать сам и с позиции осознанного выбора, а не по авторитету матери или кого-нибудь еще. Зачем так жестоко?!.
В детстве мне бабушка читала "Слово о полку и горе Игореве", это была моя первая сознательная инициация, следующая в карауле у Вечного огня.
Затем в школе в руки попал сборник Л.Толстого с "Кармой" - это был Урок!
Урок понимания индивидуальной ответственности каждого за ВСЕ!
А так, как овцу... его Вы спросили? Это не грех по Вашему?
Ответ простой: потому что мои предки были православными, крещеными. Это в общем-то - дань им.
В общем-то, в таком небольшом срезе полное отражение общероссийской картины - большинство крестится по традиции, в меньшинстве сознательные христиане и сознательные не христиане. Это соотношение и определяет общественный климат.
Может, детям разрешить и есть, что они хотят, а что не хотят не есть. и мыться, когда они хотят, а когда не хотят не мыться... Да и школа - пусть выбирают, ходить им или не ходить... как жестоко! Как жестоко! Вот ведь грех какой...:))) Чтоб проверить мысль, её надо просто продолжить. Она либо выводит к истине, либо превращается в абсурд.
Мне один Ваш товарищ от - писал,
что в штаны в детстве мочился, а потом, видите ли осознал и перестал ссаться.
А может быть все иначе было - сначала перестал,
сравнил состояния, а затем уж и осознал, что ему лучше?
А вера, извините, не мокрые штаны, за это не мама ругать будет, это придти должно через понимание,
а не "образок на шею" и в... рай.
Приношу извинения еще раз.
Очень надеюсь, что Ваши дети это НЕ читают - авторитет мамы должен быть непререкаем, тем более авторитет отца.
Лишь бы потом Ваши дети не мучались вопросами...
ты передернул, но не ответил....
Гриша, я не знаю ЧТО ТЕБЕ ответить.
Остальным (кто прочитал), надеюсь, ответил.
Об осознанности выбора спрашиваешь? - Да, настаиваю, что в Этом выбор должен быть осознанным, а не в бессознательном состоянии
(в люльке принесли - крестили, второй раз в гробу принесли - отпели).
См. у В.Белинского: "Толпа - это собрание людей, живущих по преданию, думающих по авторитету".
Мысль о "плененных" продолжить?...
И не ответил вот в чем - сфера души по твоему - это "когда-то потом, когда подрастет"...Сам-то в это веришь? Если душа исходно рождается бессмертной и это есть цель и смысл жизни - СПАСТИ ЕЁ, то как крещение можно откладывать? Если дух, парадигма развития души закладывается ещё на уровне бессознательного....
Знаете, Елена, я тоже человек светский, и за четверть века в Церкви, так и не выработалсь привычка ходить хотя бы в четверть так часто, как Наташа. В этом смысле я Наталье всегда по хорошему завидовал.
Тем не менее несколько раз в году я все-таки исповедуюсь, причащаюсь, и не считаю это ритуалами.
Причем в начале, когда-то я реагировал точно также, как и вы. Слова пропускал мимо ушей. Только в первый раз исповедавшись и причастившись, я очень ясно, глубоко понял, насколько Бог этого хотел и насколько мне это было нужно. К первой исповеди готовился несколько дней, и такое о себе вспомнил, узнал... Никакой самоанализ близко не лежит. А почти каждое причастие - это счастье.
Пока вы будете думать, что люди от вас этого хотят, что правила требуют, ничего не получится. И все изменится, когда вы поймете насколько это для вас лично важно.
Гриша, извини конечно,
но рассуждаешь ты ТОЛЬКО как христианин,
не более, не всеобемлюще.
А держава у НАС, сам знаешь... богатая. Народ с традицией аш в 18.000лет РВ (реального времени).
Я не обвиняю, я сожалею, ((( т.к. этот реальный мир шире, ШИРЕ и глубже!
(реальный в смысле НЕ замкнутый в пределах 2-х тысячелетий).
По твоему ваше "тавро" на уровне кодировок сознания (и подсознания) самое правильное и лучшее? Но это лишь один из МНОЖЕСТВА "софтов"
(-еще раз извини, теперь уже за терминологию. Только что статью об этом на свой блог "повесил").
Еще раз повторюсь: ТАК нельзя поступать с детьми.
Им сначала надо представить информацию всеобемлюще (пусть мозаично, но здесь сам принцип важен), а не в виде "калейдоскопа" - эта картинка лучше, потому что моя, а эта плохая -она чужая.
От широты кругозора еще никто не умирал, а вот в "шорах" вести ребенка по жизни = ГРЕХ!
Личное отступление (можно не читать, если есть отторжение). Меня в детстве родители возили в путешествие по Волге (РА-реке). От Москвы по шлюзам дошли до Астрахани, я многое видел казалось бы еще "нераскрывшимися" глазами, но затем многое всплывает из тех воспоминаний. Я не увидел различия
(а взгляд был детский, незамутненный) между теми чувствами с которыми в православный храм, мечеть, ашрам шли христиане, мусульмане и буддисты.
НЕ увидел!
Могу дать обоснование всего сказанного на основании Вед, а надо это ЗДЕСЬ?, на ЭТОМ посте?
Если для ваших сторонников так важно чтобы поле ЗДЕСЬ осталось за вами, то не возражаю.
Но дела это не изменит. Вопрос только во времени!
ОБЩЕЕ для всех верующих благоговение перед святынями СВОЕЙ веры, вот что важно. Этим они отличаются от тех, кто ни во что не верит, и для кого не существует святынь. Понимающий, что такое благоговение и святость, будет уважать чужую веру и чужие святыни. И детям своим это передаст. А равнодушный передаст своё равнодушие, хотя Бог милостив, не только через родителей к вере приходят люди. Русский литературный язык, сформировавшийся на основе созданного Кириллом и Мефодием старославянского, содержит в себе все основные христианские понятия на таком глубинном уровне, что вытравить их можно только полностью разрушив сам язык. А про Веды, Вы мне (и прочим, включая детей) пожалуйста, на санскрите вещайте, так логичнее и, кстати, корректнее будет, а то я заподозрю, что Вы попросту троечником были, старославянский не осилили, вот и взялись экзотическую лапшу на уши нам вешать.
Наталья, чтобы ВЫ больше не соскакивали с ТЕМЫ на мою довольно заурядную личность и не занимались подлогом и дискредитацией (по типу прочитанное выдает за свое и проч.), специально Вам отвечу:
по старославянскому пятерка в дипломе филфака СГУ, санскрит и арабский изучал у мастеров позже по собственному желанию исправить свое невежество.
..."лапшу" эту я снять пытаюсь или хотя бы внимание Ваше на нее обратить.))) Извините, плохо получается.
И уверена, что при желании можно найти корректный способ реализовывать свой интерес к чужим культурам даже помимо научной работы: клуб по интересам, совместное изучение и тп. У меня есть знакомые восточники, вполне корректно себя ведут. Пытаться же русскую историю и культуру фальсифицировать - очень странный способ реализации этого интереса. Не говорю уже о попирании святынь, оскорблении домыслами православных святых. Попробуйте с мусульманами так обходится, оскорблять их святыни, посмотрим, чем там это обернётся, судя по Вашему интересу к востоку, результат Вы можете себе представить. То, что вопрос о новомучениках не закрыт для русского общества после их церковного прославления, что по-прежнему именами их палачей города и улицы с площадями называются, что и сейчас можно их, как и при жизни, поносить в СМИ - и в то же время в тех же СМИ заявлять о том, что православие - государственная церковь, свидетельствует о полном раздрае в обществе. А уж нападки на святого Царя при безусловном его общенародном церковном почитании - это просто эпицентр противостояния. На что обратить внимание? За кого Вы меня или Володю Григоряна принимаете? Мы что, неучи и объект Вашего просвещённого внимания? По тому же Государю Вам ссылок накидать? А Вы их будете читать? И даже не в невежестве и количестве прочитанных страниц дело. Православный русский человек укоренен в тысячелетней истории своей страны и своих предков, это и даёт нам понимание света и тьмы, добра и зла, того, что такое хорошо и что такое плохо. И не Вам эти корни выдирать и выкорчёвывать, уж на что большевики старались - не получили результата. У Вас есть свои приоритеты - прекрасно, НАШИ не трогайте. В церковь никого силой не затаскивают, наши дети - наше достояние, это НАША ЦЕРКОВЬ И НАШИ ДЕТИ. А если Вы зайдёте в храм и обгадите икону Царя-мученика: Вас в худшем случае просто выведут, а в лучшем - поучат малость, что такое святыня. Виртуальное пространство даёт простор безнаказанности, но безнаказанность это мнимая, перед Богом отвечать придётся за каждое своё слово.
Свт.Игнатий Брянчанинов писал,что невозможно спастисьни инверцам,ни еретикам,кроме православных..А другой угодник Божий,не помню кто,считал,что спасутся вообще все,кроме него.
Принимаю Вашу радость всем сердцем. Сп-бо.