Православизм не в том, что нормальные с виду люди обсуждают, разрешать ли иноверцам строительство мечетей. Православизм в том, что эти люди не посмеют обсуждать вопрос, разрешать ли «катакомбным» православным строить храмы в Москве. Начальство катакомбников запретило, любое обсуждение будет проявлением нелояльности. Мусульман же – пожалуйста, можно потренькать.
*
Владимир Гурболиков, замглавного редактора гламурно-православного "Фомы", вступился смело за Лужкова: «Считаю всё это мерзостью -- бить человека, толпой, по команде (что журналисты сами "проснулись" и стали вдруг принципиальными -- не верю)». Что ж, не верить в честность журналистов – не грех, но только, если сам неверующий – не журналист. Как после этого можно верить Гурболикову? Или он считает себя исключением?
Далее: «Помню и знаю многие вполне нормальные позиции и дела Московского правительства. С готовностью сотрудничаем по линии нашего журнала с правительственными комитетами. Самых лучших наших спецвыпусков не было б, если бы не люди из того же самого столичного правительства».
Проверяем Гитлер-тестом: евангелический пастор мог бы хвалить Гитлера за то, что он финансировал издание лучших спецвыпусков приходской газеты? А почему бы нет? А как не пожалеть, что на Гитлера набросились журналисты-коммунисты?!
Гурболикову даже не стыдно признаваться (косвенно) в том, что "Фома" издается на деньги налогоплательщиков бе малейшего их согласия. На журнал, видимо, потрачено куда больше, чем на квартирку для телеведущего Соловьёва.
*
Юрий Белановский жалуется, что «православные СМИ» бегают по кругу. Правда, со сроками у Белановского не вполне ясно. То он отсчитывает от 1990 года («Двадцать лет со всей серьезностью обсуждаются «юбки», «платочки», «собаки в доме» и прочее»), то от 2000-го («У православных СМИ, образно говоря, очень короткая память. Материалы семи-, десяти летней давности незнакомы большинству современных православных журналистов»), то с 2005-го («То, что читают молодые христиане с пятилетним стажем мне и называть не хочется»). Представить себе, что есть христиане с полувековым стажем, он, кажется, вовсе не может – история Церкви для него начинается с 1983 года, когда крестился Кураев.
И будут бегать по кругу, и будет вечный инфантилизм, и тот же несчастный Белановский почти двадцать лет бегает по кругу. Потому что напрасно надеяться, что внутри жёсткой системы возможен рост. Нет, будет вечная пионерия. Как не вырастет ступня, если её туго забинтовать, так не вырастет ничто под гнётом "лояльности" и вертикали власти. А так хочется и рыбку съесть, и не замочиться, и духовно расти, и не конфликтовать с тем, что над твоей головой... Призывы и сокрушения Белановского точно повторяют призывы и сокрушения комсомольских и партийных вожаков при большевизме: мол, давайте, ребята, ну проявляйте же инициативу! А чуть кто проявит - сразу тюк...