Межрегиональный интернет-журнал «7x7» Новости, мнения, блоги
  1. Республика Коми
  2. Православием по голове?

Православием по голове?

Олег Чуб
Олег Чуб
Добавить блогера в избранное
Это личный блог. Текст мог быть написан в интересах автора или сторонних лиц. Редакция 7x7 не причастна к его созданию и может не разделять мнение автора. Регистрация блогов на 7x7 открыта для авторов различных взглядов.
Поделитесь с вашими знакомыми в России. Открывается без VPN

                          

                                                                                                

Ах, не досажали, не дожали,

Не догнули, недоупекли…

Обвинительный приговор, вынесенный Таганским судом Юрию Самодурову и Андрею Ерофееву неделю назад, не сразу заставил общественность узреть суть оформившейся в нашей стране «суверенной» правовой парадигмы. То, что обвиняемых интеллигентов «недоупекли», как того требовал прокурор, по-видимому, успокоило тех, кто вчера с замиранием сердца следил за каждым взлетом судейских бровей.

  

По-новому зазвучал «безобидный» приговор после заявления уважаемого (без всякой иронии) отца Всеволода Чаплина, кстати, либерала, вольнодумца и большого поклонника поэзии А.Галича. Парадокс ситуации, однако, в том, что о. Всеволод совершенно несвободен в высказываниях и вынужден озвучивать не те тренды, которые «спускаются» сверху (они-то как раз вселяют надежду на благоразумие священноначалия), а те, которые, подобно языкам пламени, подбираются снизу - от тех, кто отстаивает сегодня в тоске по не просто жесткой, но до садизма жестокой руке идею церковно-ракетного добра, православия с кулаками, а лучше сразу с ледорубом.

  

Даже совершенно аполитичные люди вынуждены испытывать неприятные чувства упомянутых "вражды и розни" к тем, кто инициировал и довел до абсурдного финала этот процесс. Ибо абсурдно, когда православные христиане, призванные нести добро и любовь людям и заниматься делами милосердия, становятся инициаторами гонений на инакомыслящих, жаждут расправы над подсудимыми, требуют сурового приговора. Абсурдно, когда сами подсудимые, вместо того чтобы отстаивать свою невиновность перед законом, защищают не себя, а те самые экспонаты, за которые их судят.

   Абсурдно, наконец, когда сам суд вместо того, чтобы порекомендовать обеим сторонам перенести спор об искусстве в более подобающее для этого место и прекратить позорный процесс, проводит бесконечные слушания и доходит, наконец, до дикой рекомендации посадить за решетку одну из сторон дискуссии.

   

Вам это ничего не напоминает? Мне – очень. Синедрион уже однажды оскорбился тем, что Спаситель сказал о себе. Православные нацисты оскорбляются сегодня тем, что в России существует центр А.Д. Сахарова, свободное, независимое и неподконтрольное шариковщине искусство, ставящее актуальные проблемы и  дающее на них адекватный ответ.

  

Сегодня праздник не помнящих своего родства граждан бывшей советской империи. Сегодня осудили не погромщиков, а «евреев», за то, что «евреи» вызывают у погромщиков недобрые чувства. Большую поддержку 12 июля 2010 года получили одноклеточные орясины, которые и до этого процесса оскверняли синагоги, мечети, молельные дома баптистов и пятидесятников – и делали это только потому, что сам вид этих заведений разжигает в них тяжелые приступы религиозной и национальной ненависти.

    В чем причина этого? Думаю, прав был Войнович со своим отцом Звездонием: вместо того чтобы перекреститься, совкам можно  было "перезвездиться". Вся беда в том, что люди эти плоть от плоти больной эпохи, воспитанные некогда в духе идеологии, которая навязывала обществу идеологему врага и состояние агрессии. В них с детских лет взращивали нутряную потребность излучать вражду и злобу к идеологическому противнику, будь то «враг народа» или «пособник мирового сионизма». Придя к вере, они не пожелали изжить в себе тлетворный дух советской идеологии, покаяться, не заметив того, что призыв к покаянию — это первый призыв евангельской проповеди и проделав путь, по меткому определению Елены Санниковой, «из совков в фарисеи».

  

Однако главная опасность видится не в антропологической несостоятельности перекрестившегося «совка». Ее очень хорошо разглядела Елена Боннэр, заявив, что в этом нынешнем «рецидиве застарелой советской болезни сочетание флера христианской скромности с прокурорским беспределом выглядит особенно зловеще».

Беда не в том, что вся эта воинственная псевдоцерковная идеология куда более разрушительна для церкви, чем любые гонения и атеистическая пропаганда.

   

Намного хуже другое: понятия добра и зла в евангелическом смысле давно закреплены в документах западного мирового сообщества (Декларации прав человека и Пакте гражданских и политических прав), открывшего великую истину об абсолютном приоритете прав личности перед интересами государства. А наша страна с поднятыми на щит откровениями об «особых православных стандартах прав человека» снова оказывается на периферии духовной эволюции человечества. Это приводит к печальному итогу, когда вместе со свободой  в стране, где православная церковь становится ведущей идеологической силой, за бортом «корабля современности» оказываются Просвещение и Евангелие. Когда-то Мераб Мамардашвили с чаадаевской больюконстатировал, что Просвещение и Евангелие в России потерпели провиденциальное поражение: «Любой жест, любое человеческое действие в русском культурном космосе несут на себе печать этого крушения Просвещения и Евангелия в России». А поскольку сказано это было в эпоху, когда все мы как едины уста чаяли религиозного Ренессанса после 74 лет безбожия, то воспринималось как глухая безнадежность и беспричинный пессимизм (да еще, по-моему, Шафаревич приправил слегка пресловутой «русофобией»). Сегодня у меня рука не поднимется упрекнуть «грузинского Сократа» за скепсис в отношении этой страны, где большинство, называющее себя православным, вновь и вновь выступает против либерализма и свободы, предпочитая этим христианским вещам идеологическую удавку инквизиции, а часто даже откровенный нацизм и фашизм.

  

Смешно говорить здесь о том, что границы творческой свободы не может определить никто кроме самого художника. О том, что в цивилизованном светском обществе существуют и признаются суверенными территории религии, территории искусства, территории свободной дискуссии и так далее. О том, что любое художественное, как и бытовое, высказывание, будучи вырванным из контекста, запросто может кого-то оскорбить или шокировать.

  

Православие – это прежде всего христианство. Христианство – это религия мира, человечности и любви. Христиане не могут быть гонителями. Христиане проповедуют сострадание, милосердие и любовь ко всем людям, включая врагов. Христианство призывает на зло отвечать добром, быть снисходительным к чужим грехам и нетерпимым к своим, подавать пример прощения. Это прерогатива именно христианства, потому что Магомета и Будду не распинали. Поэтому именно в христианстве реакция на архаически понимаемое «кощунство» должна быть простой и предсказуемой: вслед за Спасителем на Голгофу – и безо всяких милиционеров.  Из-за Креста Христова наши собственные святыни христианство защищать бессильно, зато оно уповает на всемогущество своего Творца, своего Спасителя, который воскрес. Какая еще нужна милиция, если Господь воскрес?! Позовем милиционера – Воскресший от нас уйдет. Именно в Его живой врачующей Деснице нуждается сегодня наше больное общество. И уж точно не нуждается оно в новых кострах, «спасительных» аутодафе и дубинках, которые так хочется порой ощутить и на своих, и на чужих спинах.

Материалы по теме
Мнение
24 мая
Михаил Долиев
Михаил Долиев
Шульман и Соловьев
Мнение
25 сентября
Олег Пшеничный
Олег Пшеничный
Человечество удивительно доверчиво
Комментарии (20)
Мы решили временно отключить возможность комментариев на нашем сайте.
Ааааа!
19 июл 2010 16:02

Да вы еретик!

Анна
19 июл 2010 17:34

Спасибо, Олег! Это блестящий материал!

Денис Сасин
19 июл 2010 18:02

Что стало бы с Россией и миром, окажись, вы правы? Ваше «толстовсто» с этой идеей всеобщего всепрощения и непротивления злу силою ничего кроме жалости вызвать не может. Утопичность всеобщего блага, равенства без границ, без Истины, ради светлого будущего за весь наш XX век показало лишь обратное. Кто, по – вашему, станет для человека столь необходимым критерием совести, добра и милосердия? Вы ответите «Бог», но разве Христос был всепрощающим, разве он не защищал и не призывал нас, охранять свое учение мечем христианской Истины против врагов этого мира, сегодня находящегося во лжи? Православие никогда не было «дубиной» против других наций и культур, наоборот, благодаря русской культуре, основополагающей частью которой является православная вера, малые народы приходили под покровительство «старшего брата», созидая святую Русь. Разве Православие разжигало костры инквизиции, совершала крестовые походы? Являясь «религией ненависти»? Христос предвидел это, понимая, что многие, так исказят слово его. "Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?(Лк.18,8).

Вотянепонял
19 июл 2010 18:17

А разве принятие подобного закона - не "дубина против других наций и культур"? Разве судить за "ересь" - не инквизиция? Откройте глаза!

Денис Сасин
19 июл 2010 18:40

Я уже отвечал поэтому поводу ранее, не путайте одно с другим. Что нам теперь, когда кто-то против нас разжигает рознь, смотреть сквозь розовые очки? Нам не нужны показательные казни, инквизиция, погромы. Все эти методы используют лишь те, кто являются врагами церкви, русского народа, мы же всегда готовы простить и прощаем.

АВСеменов semenale
21 июл 2010 05:06

ОЙ Денис да кто же против вас разжигает рознь? Злобные сионисты, коих вы в своих епархиальных вестях мочите в каждом номере?

Денису Сасину
21 июл 2010 03:36

Разве Православие разжигало костры инквизиции, совершала крестовые походы? Являясь «религией ненависти»?
Денис! Вы видимо совсем забыли про русскую инквизицию. Старообрядцев жгли вешали топили вырывали языки отрубали руки...и всё это с крестом в руках ...От рук своих же в России(по данным Солженицина погибло ок 12000000 чел. чем Вам не инквизиция??? А сегодня чтут того же Серафима Саровского, который осенял себя двумя перстами.
А сколько Баптистов , Молокан было забито до смерти
прежде чем в 1905г. был принят закон о веротерпимости??? Во главе таких побоищ стояли православные священники. Можно вспомнить и более ранний период 14век Стригольники..(по сути протестанты в России до Лютера) Река Волхов была полна тел этих монахов, которым багром пробивали головы.
ПОЭТОМУ ДО СВЯТОЙ РУСИ МЫ НЕМНОГО НЕ ДОТЯГИВАЕМ

Неравнодушный
19 июл 2010 20:35

Все, что касается "уголовных статей против ересей" - это очередная ложь и провокация против Церкви! Вот ссылка http://rus.ruvr.ru/2010/07/14/12335973.html
Можно посоветовать журналистам не становиться проводниками дьявольских нападений на Святую Церковь и не черпать размещаемую информацию из сточных канав интернета.
А комментаторам, подобным О.Чубу, не опускаться до комментирования чужих бредней. Не солидно.

Самбади
19 июл 2010 21:15

Почти полностью согласен с автором в отношении к "воинствующему" священничеству. Ранее обсуждавшийся на этом сайте лозунг "православие или смерть", сдается мне, из той же оперы. Неужели церковные иерархи полагают, что именно такие методы борьбы за паству и добавляют уважения и почитания? Не будучи воцерковленным человеком, тем не менее могу охарактеризовать свое отношение и отношение некоторых моих знакомых к этой ситуации и реакции РПЦ как недоуменно-разочарованное. Как в отношении тех людей, которые позволяют себе выливать ушат помоев (возможно!) на рьяно верующих, но в больше степени - в отношении РПЦ, которая дубиной православия так и норовит загнать паству в лоно "истинной" веры. Может, просто стоило простить "заблудших овец", дабы тем самым дать пример доброго отношения к ближнему?...

Неравнодушный
20 июл 2010 01:51

Сказано в Священном Писании:"Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его" ( Матф.25:41).
Атеисты, представьте себе, какой ужас вас постигнет, если то, что сказано в Писании, действительно, окажется ПРАВДОЙ. Неужели, вы хотите рискнуть вечной участью вашей души, так и не захотев узнать Истину?! Только потом не говорите, что вас не предупреждали.

православный
20 июл 2010 01:59

а где вы видели здесь атеистов?

Геральд
20 июл 2010 11:58

Православием по голове... Увы, да священнослужители стали воинами, ощутив пддержку государства и правительства. Когда крестится Зюганов, и еже с ним правительственные чиновники, чего же ждать от идеологии, то ли православной, то ли коммунистической, скорее советской по форме, да и по существу тоже. Я - атеист, не единжды заявлял об этом, но мораль христианства я готов отстаивать вместе с верующими, но мораль не воинствующую, а мораль смирения, понимания слабости людской, их прощения и покаяния. Только вот где она - эта мораль? Католики воевали во все времена, православие отличалось смирением, терпимостью, раньше. Теперь правительственные структуры, негласно, похоже, одобряяяют столь воинственный православный "крёстный" ход, отсюда и процессы. Они ещё будут...

Рахиль
20 июл 2010 19:46

Вместо того, чтобы по существу комментировать грамотную, глубокую и взвешенную статью Олега Чуба, вы, глубоко неуважаемые господа-мракобесы, начинаете кликушествовать и пугать нас геенной огненной. Если нечего сказать, то лучше промолчать, ей-богу

Валерий Черницын
23 июл 2010 16:39

Странное дело: все кинулись обсуждать нынешнюю роль РПЦ, привычным образом сводя её чуть ли не к Риму периода Средневековья. Не заметив при этом сути выставки, из-за которой разгорелось дело, и её откровенно гадливого характера. А уж перл, что "Православие - это прежде всего христианство" и вовсе достоин дальнейшего цитирования. Впрочем, сам автор иной раз иные цитаты из иных источников вводит в свой

Валерий
23 июл 2010 16:40

Валерий Черницын
23 июл 2010 16:41

текст не обинуясь безо всяких кавычек.

Рахиль
24 июл 2010 17:48

А при чем здесь гадливый характер выставки? Вопрос-то не в ее эстетической ценности, а в том, что завтра "откровенно гадливый характер" может быть усмортен в тех или иных национальных общностях, послезавтра - в журналистском свободомыслии т.д. После Освенцима у человечества нет права на основании собственных вкусовых ощущений выстраивать разговор об Истине.

Рахиль
24 июл 2010 17:48

А при чем здесь гадливый характер выставки? Вопрос-то не в ее эстетической ценности, а в том, что завтра "откровенно гадливый характер" может быть усмортен в тех или иных национальных общностях, послезавтра - в журналистском свободомыслии т.д. После Освенцима у человечества нет права на основании собственных вкусовых ощущений выстраивать разговор об Истине.

Дмитрий Несанелис
26 июл 2010 01:45

Полагаю, и до Освенцима у человечества были явно слабые основания определять Истину, как проницательно выразилась Рахиль, на основании вкусовых ощущений. Но после Освенцима эти гипотетические основания дискредитированы окончательно. Не случайно Святой Престол раз в два года приглашает в Ватикан ученых раввинов для очень серьезных разговорах о глубинных основаниях Освенцима (Холокоста). Делается это, как не трудно догадаться, для того, чтобы смягчить соблазны транслировать свои "вкусовые ощущения" во внешний мир. И еще одна ремарка относительно суждения Дениса Сасина. Высказывание, согласно которому православие не является дубиной для других наций, предполагает, что оно неким образом соотнесено с одной из наций или национально-государственным образованием. Но как же тогда апостольская проповедь, обращенная ко "всем языцам"? И последнее. Замечательный наш религиознгый философ Григорий Федотов проницательно писал о том, что формула нации должна быть двоичной. Петр и Алексей, князь Мышкин и Ставрогин, etc. Хотя, вероятно, основная оппозиция у русских, англичан, французов, евреев, коми, может быть очень различной. Но о сути гипотезы Федотова следует помнить, когда полемисты широким мазком обсуждают исторические судьбы русского ( и любого другого) народа. Осторожность не повредила бы.

Дмитрий Несанелис
26 июл 2010 01:52

Олег Чуб действительно написал прекрасный текст. Глубокий, взвешанный и очень деликатный. Вообще, это дает некоторые оптимистические основания для предположения, что учиненный сайт является живым, творческим и не занудным.

Стать блогером
Новое в блогах
Рубрики по теме