В последние годы я начал замечать, что Время и человеческая память находятся в странных отношениях. На первый взгляд, худшего врага памяти, чем Время, нельзя и придумать. Но бывает, что именно Время из каприза высвечивает что-то, поглощенное им, казалось бы, навсегда.
И однажды таким воспоминанием во мне высветился Владимир Константинович Колегов. Хотя тогда, в сентябре 1971 года, он мне, скорее, не понравился.
Дело было так. В первую неделю после моего вынужденного (точнее, насильственного) переезда в Сыктывкар мне понадобилось разрешение на преподавание в музыкальной школе композиции – новой для Сыктывкара дисциплины. А для этого, как выяснилось, требовалось разрешение министра культуры по фамилии Колегов.
Мне стало слегка не по себе: живых министров до той поры я ещё не встречал. Если, конечно, не считать недавний приём у замминистра культуры России, где я пытался отвертеться от распределения в Сыктывкар. Впрочем, тот суровый дядька, запретивший мне работать в Питере, был половинкой министра. А тут мне предстояла встреча с целым министром!
Честно говоря, этот чуть седеющий человек с быстрыми движениями и живыми глазами разозлил меня с первых же секунд: он удивился, что я не играю на баяне. «Как же так? – не поверил он. – Композитор, а баяном не владеете!» И пояснил: «У нас тут все композиторы играют на баяне». Я порылся в памяти, но классиков, играющих на баяне, не вспомнил. «Чайковский тоже не был баянистом, – заносчиво выпалил я, – а «Лебединое озеро» всё равно сочинил!». «Видите ли, – примирительно заметил министр, – у нас пока далеко не в каждом клубе имеется пианино».
Узнав же, что я намерен учить детей сочинению музыки, он и вовсе поднял меня на смех. «Как можно учить сочинять, – воздел он к потолку руки, – это же Божий дар!» Слышать подобное мне было дико: в Питере преподавали композицию почти в каждой районной ДМШ. «Меня самого много лет учили этому, – сухо возразил я, – значит, смогу учить и я». Колегов внимательно посмотрел на меня и слегка шевельнул плечами (потом это едва заметное движение я замечал у Колегов всякий раз, когда он узнавал для себя что-то новое). Но уже наутро директор школы мне сообщил, что письменное разрешение получено. И тогда, по тупости, я ничуть не удивился этой оперативности. А зря!
Представляю, как я добывал бы такое разрешение сегодня. Шутка сказать – введение в учебный процесс нового предмета! А где обоснование
В конце той же встречи Колегов, когда мы уже стояли у двери кабинета, внезапно предложил мне написать рецензию в «Красное знамя» на постановку оперы «На Илыче» Якова Перепелицы (с которым я ещё и не был знаком). «Премьера через пару недель» – деловито добавил министр. «Но я никогда…» «Вот и хорошо, – обрадовался он. – Надо же когда-то начинать? Постойте-ка!» Он стремительно метнулся в глубину кабинета и тут же вынес три толстых фолианта. «Это вам, – просто сказал он. – Здесь песни нашего народа. Пусть эти три тома станут для вас настольными».
Относительно меня он не ошибся ни в чём – ни в том, что я полюблю коми народную песню, ни в том, что буду музыкальным критиком, ни в целесообразности преподавания композиции. Даже пожизненное сотрудничество с «Краской» он предугадал! Тут уж одно из двух: либо это будущее было написано у меня на лбу, либо он фантастически чувствовал людей…
Наблюдать за ним было очень занятно. На приёмах концертов и спектаклей, где мы обычно виделись, он всегда конспектировал всех выступающих, а в финале обсуждения выдавал на редкость ёмкое и взвешенное резюме. И как бывало приятно, если в его выступление попадало твоё словечко или даже целая фраза – это был знак одобрения. А его ещё надо было заслужить.
По профессии он был историком, и с орфоэпией у него не было никаких проблем. Во всяком случае, повода улыбнуться над падежным окончанием или спряжением глагола он ни разу не дал. А ведь Колегов был носителем коми языка. Мне нравилось, как он ориентировался в наших профессиональных тонкостях. Он, например, знал, какое пение следует называть «соло», а какое – «а капелла». И никогда не путал «танцора» с «танцовщиком». А в это «врубится» ещё и не каждый филолог.
Мне кажется, что в карьере Владимира Константиновича редко случались промахи оттого, что он умел слушать людей. Подчеркиваю, не слушаться, а именно слушать. В аппарате у него было немало советников. А вот советчики…
Что касается музыки, то здесь его главным советчиком выступал Яков Перепелица, в вопросах литературы он прислушивался к Геннадию Юшкову, очень ценил рассуждения скульптора Владислава Мамченко, а кто из живописцев в те годы был авторитетнее, чем Рем Ермолин? Само собой, круг советчиков не ограничивался только этими именами. Владимира Колегова знали все, кто занимался искусством, и он знал всех. Да что там говорить, если порой он советовался даже со мной!
Конечно, он не всегда разделял моё мнение. Не слишком жаловал и мои рецензии в «Краске» (подчас весьма острые). И уж, конечно, далеко не весь мой юмор был ему по душе. Однако вслух он касался этого вскользь. Но однажды... Это произошло зимой, на второй год моей жизни в Коми. В этот день заканчивались Дни культуры в Княжпогостском районе.
После заключительного концерта я случайно опоздал к выезду. Был поздний вечер, дорога предстояла неблизкая, и почти все участники концерта уже сидели в автобусах. Едва я появился, Колегов, не дав мне и рта открыть, резко выразил своё неодобрение. Чёрт знает почему, может оттого, что этот разнос услышали многие, я ответил ему. Не грубо, а как-то дерзко, насмешливо, да ещё и в рифму (кто-то из артистов даже хихикнул). И вдруг я увидел, как погасли его глаза. В них была не обида – разочарование. Он отвернулся от меня и, ничего не сказав, поднялся в автобус. Через несколько лет я увидел, как точно так же погасли его глаза, когда он вручал одной певице почетное звание; стоя на сцене рядом с ними, я услышал, как она тихо сказала ему: «Лучше бы мне ставку подняли» (сколько же подобных обид ему приходилось глотать?) Весь путь до города я мучился от стыда. И когда мы доехали, кинулся к Колегову и при всех извинился. Он молча выслушал и, чуть помедлив, протянул мне руку.
Этот случай, когда без слов было сказано очень многое, заставляет меня сегодня задуматься: а мог ли он меня тогда наказать за дерзость? Проучить? Отомстить? Легко! Возможностей для этого, слава Богу, хватало и в те времена. Но он сделал самое запоминающееся и горькое для меня – промолчал.
Кстати, о временах. Принято считать, что перестройка принесла нам демократию и свободу слова, а в советские времена, мол, и слова нельзя было вымолвить против начальства – вмиг уволят. Уверяю вас, это не так! Как раз тогда-то выгнать человека с работы было почти невозможно: на страже его интересов стоял Закон, а безработицы не существовало в принципе. Наоборот, разговоры тогда даже поощрялась, особенно, если выражали твою АЖП (активную жизненную позицию)! Сегодня ни твоя «АЖП», ни просто «ЖП», ни даже «П» уже никого не волнует, ибо пришла иная идеология: делай, что велят и помалкивай. А если нет…
Недавно один мой знакомый немолодой человек, то ли начитавшись газет, то ли насмотревшись телевизора, так уверовал в демократию, что в деловой переписке, обращаясь к своему начальнику, перестал добавлять слово «уважаемый». Тот, вчера ещё рядовой гражданин, сразу внутренне напрягся: «Как? Я же теперь руководитель!!!» А работник, не почуяв опасности, так распоясался, что однажды открыто назвал начальника – вы не поверите! – «коллегой».
«Коллега», ясное дело, принялся искать повод наказать «хама». И, конечно, нашёл. Вернее, повод он ловко спровоцировал, а нужную статью ему подсказали. По ней он и уволил «хама». «Хам» – в суд. А там ему говорят: шалишь, брат, по этой статье у нас любого можно выгнать без предупреждения и навсегда (действительно, есть теперь такая статья 278 п. 2 в Трудовом кодексе). И что? Мыкается «хам» без работы и по сей день. Не убил, не украл, не поджёг и Родину не предал – назвал начальника «коллегой». Мог этот «коллега» сделать иной выбор? Как-то разрулить ситуацию, не прибегая к увольнению? Да конечно же, нет! Ибо настали иные времена: демократия демократией, а место своё знай, смерд.
Только не подумайте, что я борец за всеобщее равенство – его нет и быть не может. Я лишь за равноправие. Хотя бы внешнее.
Это я к тому, что и Колегов лет двадцать пять назад мог навсегда изменить мою судьбу (хотя и не столь круто, как у того бедолаги). Случилось так, что директор учреждения, где я тогда работал, страстно возненавидел меня. Что послужило тому причиной, мне и сегодня неведомо. Возможно, его в какой-то момент взбесило, что я курю где попало (был такой грех), или ему резко разонравилось мое лицо (это тоже веская причина для ненависти), но факт остаётся фактом: директор начал «уборочную кампанию».
Однако завершить её быстро у него долго не получалось. Профессиональных претензий ко мне не было, АЖП моя находилась на высшем уровне, общественником я был образцовым, водку на работе не пил и даже никогда и никуда не опаздывал! Как уволить такую сволочь?
Вот тогда-то я и узнал, что опытный руководитель всегда имеет про запас тайный «Набор садиста», с помощью коего он может создать подчинённому совершенно невыносимую жизнь. Увы, я оказался слабаком, поскольку продержался лишь два года. А так как я всегда был безмятежным пессимистом, то решил сматывать удочки. После отчаянных писем и звонков в Питер друзья мне нашли работу – похуже нынешней, но была там и моя любимая композиция.
И всё же уехать «по-английски» я не мог. В конце концов, все остальные ко мне относились славно. Поэтому я написал короткое прощальное письмо в высшую республиканскую инстанцию того времени – обком партии. Через пару дней нас с директором туда и вызвали. В обком я шёл с лёгким сердцем: чемоданы были уже упакованы, а в ситуации выбора мои шансы равнялись нулю. Директор был опытным руководящим кадром, представителем титульного народа, имел почётные звания и являлся членом КПСС. На моей же чаше весов лежало лишь несмываемое клеймо «приезжего».
«Разбор полётов» вёл Колегов в присутствии руководящей дамы из обкома и чуть ли не всего аппарата министерства культуры. Подробно расспросив нас о причинах конфликта и найдя их «вздорными», министр предложил нам тут же пожать друг другу руки. И пока мы раздумывали, он произнёс слова, определившие мою дальнейшую судьбу. «Поймите, – сказал он, обращаясь к директору, – чиновника нам заменить гораздо легче, чем композитора». И всё. Инцидент был исчерпан.
Сегодня подобный конфликт, безусловно, разрешился бы иначе, поскольку нынче малейшее посягательство на непогрешимость чиновников трактуется как потрясение государственных основ. Непочтительность, пусть и ставшая ответной реакцией на неуважение чиновника к «смерду», приравнивается к бунту. И для его подавления чиновники инстинктивно смыкаются в непобедимые македонские фаланги и римские когорты. Как устоять безоружному «смерду»?
А для чиновника Владимира Колегова, одного из создателей нашего творческого союза,
Нынче утверждают, что всем на свете, включая культуру, должны управлять менеджеры. И как мы раньше обходились без них? Уже и история России рассматривается с позиции менеджмента. Например, Ивана Грозного называют «успешным» менеджером, а Иосифа Сталина – «эффективным». Правда, вспоминать, в какую цену обошёлся этот «менеджмент», как-то не хочется.
Колегов не был менеджером в сегодняшнем понимании. То есть, работников культуры он не рассматривал как «человеческий материал», а их таланты – в качестве «ресурсов», чтобы из этой двуединой «массы» извлекать прибыль или уменьшать расходы. Целью его жизни являлось само сохранение и развитие культуры, а не экономическая составляющая этого процесса или, тем более, личные амбиции.
Впрочем, этот пафос сразу потускнеет, если меня спросят: «А смог бы твой Колегов работать сегодня, в эпоху государственного безденежья и экономического кризиса?» Увы, у меня нет ответа на этот вопрос. Не знаю! Зато я могу задать встречный: «А смогли бы нынешние чиновники от культуры работать во времена Колегова?»
Смотрите. Аппарат министра культуры Колегова составлял 11 человек, а под эгидой Министерства находилось около 500 библиотек, более 800 клубов, порядка 50 музыкальных и художественных школ, все музеи, четыре театра и оба музыкальных училища. Чуть ли не полторы тысячи объектов!
В ведении же нынешнего Министерства культуры при штате в 44 человека находится лишь 21 объект. И, по справедливости, оно могло бы называться «Министерством культуры Сыктывкара и немножко Воркуты», потому что в Воркуте у нас два театра и музыкальное училище, а остальные объекты здесь, в Сыктывкаре.
Цифры эти столь разнятся, что и ежу понятно: уровень нагрузки (не говоря уже о мере ответственности) тогда и сейчас несопоставимы. А задачи? Для того министерства открыть новую музыкальную школу где-то на селе было настоящим праздником – ура, культуры стало больше! Сегодня же особой доблестью для министерства считается обратное: слить два учреждения в одно, а от третьего избавиться, передав его другому ведомству. Разница? Поэтому тех и этих чиновников я делю на два генетических типа – демиургов и юзеров. Иначе говоря, творцов и пользователей.
Если измерять время в министрах культуры, то мне довелось работать с десятью или одиннадцатью из них. Эта приблизительность не от склероза, а из-за того, что не знаю, считать Колегова один раз или два.
Забавно, но он и вправду был министром культуры дважды. Первый «заход» продлился десять с половиной лет. А потом, так сказать, через два министра, его возвратили на прежнюю должность, где он и прослужил ещё семь с половиной лет. Итого получается восемнадцать – красивое, символическое число, в котором таится юность.
Колегов мне всегда и казался молодым. Он мог быть и добродушным, и жёстким. Умел разговаривать с самыми разными людьми и целыми коллективами. Владел умением спорить и искусством не спорить. Был не только смешлив, но и обладал чувством юмора. В юности мечтал стать актёром, хорошо читал стихи, а в последние годы часто перечитывал оба романа Ильфа и Петрова…
И еще: он был тем министром культуры, за которого никогда не было стыдно.
P.S. Данная статья была написана мною для газеты «Красное знамя Севера».
Уважаемый Михаил Львович! Зная Вас как живого человека (и дай Бог Вам здоровья!) и прочтя Ваш "пёс", вынужден просить исключить слово "пожизненное" в применении к газете "Красное знамя". Хотя с гораздо большим удовольствием просил бы об обратном: продолжать пожизненное сотрудничество с "Краской". С НАСТОЯЩЕЙ "Краской".
Увы, жизнь (если ЭТО можно назвать жизнью) так всё смешало и перепутала, так переплавила добро и зло во что-то третье, что порой я не понимаю, на каком я свете. А насчёт "пожизненно" я применил намеренно. Вы абсолютно правы! Но мне очень хотелось проверить, дочитает ли кто-нибудь этот материал до конца. Я бы не смог. Спасибо Вам.
Михаил Львович! Великолепный рассказ о НАСТОЯЩЕМ чиновнике! Спасибо огромное, прочитала с удовольствием. Хотелось бы увидеть фото этого замечательного человека.
Михаил Львович, дочитала и, вы изумитесь, собираюсь перечесть. А желание перечесть, насколько я понимаю, - высшая похвала автору. И чтобы дважды не вставать: спасибо за Ваши книги. Это дивное чувство - знать, что жила в одно время, в одном городе с таким талантливым человеком. Даже хочется снова увидеть Сыктывкар. Не переставайте.
Спасибо, милые дамы за добрые слова! Относительно фотографии упрёк ожидаемый - увы, редакция газеты сочла снимок, переданный ей вдовой, некачественным. Особое спасибо за комплименты в адрес моего двухтомника "Тупица" и "Тупица-два". Кстати, в эти дни решается вопрос о переиздании этих книг.
Михаил Львович, фото хотелось бы, конечно, увидеть здесь, а не в газете "Красное знамя Севера", которую я нигде не вижу, не читаю и, если честно, остаюсь верной читательницей газеты "Красное знамя".
О "Тупице". В свое время я прочитала эту книгу, разрекламировала ее в Нижнеодесской школе искусств. Педагоги (среди которых оказалось много ваших бывших учеников) за этой книгой в очередь в библиотеке стояли))) А вторую "Тупицу" они сами в библиотеке выловили...
Утром встала, включила компьютер и прочла замечательную статью о человеке, которого знала и бесконечно уважала. Спасибо Михаилу Львовичу за потрясающую правду о Колегове. Настроение поднялось: значит, помнят и добрым словом поминают. И за правду о вемени Владимира Константиновича огромная Вам, Михаил Львович, благодарность. Не смею просить, но хотелось бы, чтобы такой материал Вы бы писали всё-таки для настоящего "Красного знамени", а не для того клона. Я не сотрудник ни той, ни другой редакции... Просто меня подкупает Ваша манера письма, искренняя и честная. Спасибо.
Уважаемый Михаил Львович! Все-таки не могу разделить ваших восторгов о деятельности бывшего министра культуры. У меня о не совсем другие воспоминания - как о типичной советской серости, человеке недалеком и малообразованном. Я помню, как он ополчился на СКАТ после постановки "Лжецов", как продвигал на посты главных режиссером весьма посредственных людей (не будем трогать И.П., сами понимаете почему).
Хотя при этом замечу, что обстановка в Коми была относительно либеральная. Только вряд ли в этом заслуга товарища Колегова.
Вы, как и я, высказали своё мнение. Наверное, со своей позиции Вы правы (хотя Ваши аргументы меня не убедили). И мне случалось не соглашаться с Колеговым. В конце концов, и на Солнце есть пятна! Только Солнце-то - одно, а министров культуры было целых одиннадцать. Мне всегда нравилась независимость Вашего мышления, но есть аргумент против которого и Вы бессильны – всё познаётся в сравнении...
Я понимаю, с кем вы сравниваете Колегова, и спорить на этот счет не стану. Но были, пусть и далекие от идеала, но вполне приличные министры культуры Коми - Картошкин, Жилин.
Мой список вполне приличных министров выглядит иначе: Колегов и Кортошкин (его фамилия пишется именно так)
Согласен только с одним. С тем, что я неправильно написал фамилию бывшего министра культуры. Он действительно Кортошкин.
... и пусть каждого из греют свои списки и свои воспоминания.
Михаил Львович, интрересно и познавательно. Здесь значительное свидетельство морозовского стиля управления, которого бы нам на нынешнем изломе... Спасибо Вам.
Доброго времени суток. Выражаю признательность за Вашу книгу. Особенно вторую ее часть. Так точно передать атмосферу этого чудесного города мог только человек, в нем не родившийся. Спасибо.
Уважаемый Михаил Львович! Прочла с удовольствием, как и Ваши книги. Читая, думла - надо перечитать, не помню этот сюжет... Стиль тот же, та же легкая ирония, подмеченные автором детли, раскрывающие характер человека... Благодарю! И надеюсь, что этот сюжет войдет в "Тупицу-3" в будущем... А сейчас актуальность темы для Вас и Ваш выбор СМИ вполне понятны.
Уважаемый,Михаил Львович!С интересом читала ваши воспоминания о В.К.Колегове-так же,как и вы "пережила"множество министров от культуры-думаю-главное,что отличало В.Колегова и И.Кортошкина от нынешних-умение слышать профессионалов и при принятии решений доверять им.Спасибо,что Вы есть у нас.